Почему власть спешит продать украинскую землю

Земля Земля

Этот май может стать решающим в вопросе относительно судьбы крупнейшего национального богатства Украины – земли. Согласно меморандуму с МВФ, уже к концу мая парламент должен принять закон о земельной реформе и рынок земли. Зато ряд политических сил настаивают на вынесении этого, несомненно, судьбоносного вопроса на всеукраинский референдум – правда, этот процесс требует более 100 дней. Кто же в этом спринте имеет больше шансов на победу?

Напомним, что с 2000 года в Украине действует мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения (его продлевали уже восемь раз на разный срок). В этом году появилось предложение 55 народных депутатов в Конституционный суд относительно отмены земельного моратория – так открыть рынок земли будет значительно проще и дешевле, чем играть в демократию в стенах Верховной Рады.

Но этот вариант, кажется, пока отложили – разве что он будет как аварийный. Потому что правительство заявило, что разрабатывает земельную реформу и уже практически согласовало ее параметры. При этом украинцев только успокоили, что не планируют допускать к покупкам иностранцев. И вообще, торговать землей хотят разрешить только частным лицам.

Все это красиво звучит. Но как будет на деле – большой вопрос. Что характерно: о предстоящей земельной реформе наши реформаторы охотно рассказывают везде по миру (министр финансов Данилюк это делал аж в американском институте Хадсона), но с собственным народом об этом, похоже, пообщаться забыли.

А, может, и наоборот – хорошо понимают, какой будет реакция украинского общества, поэтому предпочитают просто не раздражать людей. И ничего им лишний раз не объяснять: потому что меньше знаете – лучше спите.

Однако Конституцию в Украине пока еще никто не отменял. Следовательно, единственным собственником земли в нашей стране остается народ. «Только народ имеет право решать: продавать или не продавать свою землю. Землю, которая является исключительно его объектом права собственности и основным национальным богатством. Так говорит наш Основной Закон», — об этом заявил лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок во время собрания граждан относительно инициирования всеукраинского референдума по запрету продажи сельхозземель. Для этого националисты, вместе с другими политсилами, инициировали проведение плебисцита.

Кстати, это уже не первая попытка организовать референдум о рынке земли – «свободовцы» по крайней мере дважды начинали этот процесс, однако власти Януковича изо всех сил противилась ему. И даже законодательство о проведении референдумов было переписано таким образом, чтобы президент мог инициировать плебисцит по любому вопросу, тогда как все другие инициативы он мог бы заблокировать еще на старте процесса подготовки.

К сожалению, после смены персоналий отношение власти к народному волеизъявлению не изменилось. И после того, как в апреле этого года была сформирована инициативная группа, а соответствующие документы переданы на рассмотрение Центризбиркома, началось активное противодействие проведению референдума относительно рынка земли.

«Мы передали все документы в Центральную избирательную комиссию. Все оформлено правильно и безупречно, и ЦИК должна объявить решение о начале референдума. Но, к сожалению, 26 апреля Окружной административный суд Киева, а именно – один продажный судья Арсирий, который полностью выполняет указания президента, – принял решение, которое запрещает украинцам высказаться на референдуме по продаже земли», – сообщила Юлия Тимошенко, партия которой также принимает участие в организации референдума.

Также стало известно, что представление в суд относительно запрета референдума сделала общественная организация, за которой стоят депутаты от БПП.

Через тернии – к плебисциту

Проблемы с проведением референдума возможны не только из-за сопротивления власти, но и вследствие сложного законодательного механизма, который регламентирует Статья 72 Конституции Украины.

К тому же, установлены и чрезвычайно жесткие временные рамки проведения референдума, которые могут существенно отсрочить имплементацию его результатов. Согласно закону о референдуме (ст.29) «сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума… проводится в течение 40 дней со дня регистрации инициативной группы». А согласно ст.28 того же закона, «указом президента Украины о назначении всеукраинского референдума по народной инициативе определяется дата его проведения, которой является последнее воскресенье 50-дневного срока со дня опубликования указа». Еще 15 дней требуется на завершение всех процессов, связанных с плебисцитом.

Итак, в целом на проведение референдума понадобится в лучшем случае 105 дней (3,5 месяца). То есть, запустив этот механизм сейчас, результат можно будет получить где-то в октябре. Зато власть рассчитывает протолкнуть правительственный закон (или еще один – от инициатора обращения в Конституционный суд нардепа от БПП Алексея Мушака) еще до конца текущей сессии Верховной Рады (то есть, максимум в июле). Да и МВФу обещали открыть рынок земли уже в этом году.

Что говорят аграрии?

«Сложно игнорировать тот факт, что большая часть нашего народа – против продажи земли в Украине. Если кто и хочет продать свой пай, то не потому, чтобы запустить свой бизнес, а чтобы удовлетворить свои жизненные потребности. Поэтому правительству не стоит «закрывать дыры» в экономике Украины исключительно запуском рынка земли. Стоит подумать и об улучшении системы социальной защиты в государстве. В конце концов, наши прибалтийские коллеги нам четко указали: без защиты прав фермеров успешного развития государства не будет», — заявил недавно в ходе Agri Invest Forum-2017 совладелец агропромышленной корпорации «Сварог Вест Груп» Андрей Гордийчук.

Во время опроса среди участников этого форума выяснилось, что почти 73% из них – против стремительного внедрения рынка земли. При этом большинство (75% опрошенных) сельскохозяйственных предприятий, а речь идет о тех, кто профессионально занимается агробизнесом, а не планирует спекулировать землей – не имеет средств на покупку земельных участков. Все ответы можно посмотреть на сайте Всеукраинской аграрной рады.

«Я могу говорить с позиции владельцев этой земли, которую планируют продавать, поскольку каждый день в силу специфики работы общаюсь с пайщиками – люди не готовы ее продавать. То, что в столице, между высокими чинами бытует такое мнение, что это актуально – это не правда. Сегодня существует вероятность, что крупные компании, олигархи и разные иностранные инвесторы могут зайти в наше маленькое село, что на сегодняшний день это все, что имеет 60-80% населения людей преклонного возраста, которые живут в нужде. Соответственно, когда придет человек, казалось бы с «хорошим» предложением – 1000 $/га, они согласятся, но разве это подходящая цена за наш плодородный чернозем? Также, существует определенная социальная ответственность перед селом, когда люди знают к кому обратиться в случае необходимости: то дорогу прочистить, или заасфальтировать, а что мы получим, если эти земли купят крупные инвесторы, которые, как правило, не «заходят» в деревню?» — поделился своим мнением Александр Цигода из фермерского хозяйства «Дружба» (Белогорье, Хмельницкая обл.).

Кроме того, возникает и ряд немалых рисков вследствие поспешного введения рынка земли. В частности, резко снизится цена пая, однако обнищавшие крестьяне (которым часто не хватает денег на еду и лекарства) все равно будут продавать наделы. А в условиях нашей бедности, тотальной коррупции, войны скупкой земли займутся в основном спекулянты или провластные олигархи. В итоге мы получим ситуацию, подобную ваучерной приватизации 90-х: когда определенная прослойка наиболее ловких дельцов скупила за бесценок предприятия Украины и в дальнейшем выжимала из них все, что можно – вплоть до порезки оборудования на металлолом.

И это – не говоря о запутанном праве собственности на землю, поскольку земельный кадастр наполняется крайне медленно, а полная инвентаризация земель так и не была проведена. А из истории и литературы известно, что самые жестокие конфликты в Украине проходили именно из-за выяснения земельных отношений. Поэтому нам сейчас только очередной Колиивщины и не хватает.

Референдум может расставить точки над «и»

«Сегодня власть, не спрашивая у людей никакого согласия, втихаря за вашими спинами подписывает от ВАШЕГО имени какие-то меморандумы с иностранными кредиторами (!), где обязуются за ссуду (которую вам и вашим детям придется же и отдавать!) распродать вашу же собственность – торговать «основным национальным богатством»! Если эта Верховная Рада, в которой на деле нет коалиции (по сути уже нелегитимна), посмеет принять такое решение, То это решение будет таким же «легитимным», как она сама», — считает лидер «Свободы» Олег Тягнибок.

Комментируя на радио судебное решение о блокировании референдума, он подчеркнул, что «пока не произойдет люстрации судей, до тех пор у нас будут такие проблемы».

«Власть уже почувствовала, что эти подписи могут быть собраны. Надо будет за 40 дней с момента регистрации собрать не менее 3 млн подписей в каждой области — не менее 100 тыс. подписей. Мы уже это проходили в 2011 году. «Свобода» уже дважды пробовала проводить референдум по Крыму и по земле), но через решения судов и бездействие ЦИК нам не удалось запустить этот механизм. Это было при режиме Януковича, теперь история повторяется. Хорошо, что и другие политсилы также будут принимать участие в этом процессе. Референдум нужен – чтобы не на каких-то пару лет не разрешать продажу земли через мораторий, а раз и навсегда запретить продажу земли сельскохозяйственного назначения», — подчеркнул Тягнибок.

Сергей Гайдай, политтехнолог, директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства «Гайдай.Ком»:

Помните — последний референдум проводил Кучма, и полученные результаты так и остались просто без ответа, без имплементации. Поэтому настоящий референдум – это когда его проводят и проголосованые вопросы воплощаются. Должна быть четкая процедура имплементации властью решений референдума. У нас такого нет.

У каждой нашей власти есть набор, скажем так, тестов, которые она не проходит. Это депутатская неприкосновенность, это дело Гонгадзе и референдум – это также тема, экзамен, которого ни одна украинская власть не сдала. У нас получается, что его нельзя инициировать. И даже если его удастся как-то провести, он не будет иметь законодательной силы.

Ярослав Макитра, политический эксперт:

Я считаю, что земельный референдум — это не просто уместно, это необходимо. Потому что, действительно, эти вопросы — национальной важности, они очень болезненны и чувствительны для всей Украины.

Как на меня – должен проводиться референдум о том, вводить рынок земли, или нет.

Стоит отметить, что по процедуре, которая предусмотрена законом, провести в Украине референдум практически невозможно. Сложно даже представить, есть ли какая-то организационная структура в Украине, которая способна действительно по закону провести этот референдум – кроме государственного аппарата, госадминистраций, органов власти. Но власть противодействует, пытаясь нивелировать этот процесс. Но помимо политической составляющей есть еще одна: до конца года власть взяла на себя обязательства перед МВФ ввести рынок земли. И ей не нужен негативный фон, который мог бы возмутить общество и действительно помешать этому процессу. Думаю, что власть приложит максимум усилий, чтобы ввести рынок земли. В современных условиях – это большое зло. Потому нужно провести целый ряд реформ, улучшить социально-экономическую ситуацию, то есть, на введение полноценного рынка земли должны уйти годы и годы. Если же решат действовать мгновенно, как может сделать власть, это может безумно навредить.

Если же допустить, что вся юридическая процедура соблюдена, подписи собраны и президент подпишет указ о проведении референдума, здесь важным будет его форма. Если законодательный референдум – это определенный законопроект, который сразу вступает в действие, для этого не нужно решений Верховной Рады.

В тему

Сейчас выглядит так, будто у власти и сторонников рынка земли больше возможностей и вариантов: сразу несколько законопроектов, представление в КС. Но, как говорится, есть одно «но».

В возможном решении о неконституционности моратория (представление 55 нардепов в КС) вполне вероятно, что в интересах экономической безопасности Украины КСУ оставит на усмотрение законодателя вопросы регулирования отношений по приобретению прав на земли сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.

«Однако куда важнее в этой ситуации результаты референдума (если он состоится). Принятое на всеукраинском референдуме решения по своей юридической силе перевешивает и нормы закона, и решение Конституционного суда Украины. При этом для проведения референдума не имеет значения ни возможное вступление в силу закона об обороте земель сельхозназначения, нет решения КСУ, каким бы оно не было», — отмечает советник адвокатского объединения «Юридическая фирма «Арио» Кирилл Юхно.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*