«Стой, таможня!» Все, что нужно знать о задержке посылок из-за рубежа

Интернет-покупки Интернет-покупки

Украинцы охотно покупают в интернете. По данным глобального исследования покупательной онлайн-активности в разных странах мира Nielsen Connected Commerce, в Украине с 2011 года вдвое уменьшилось количество тех, кто ни разу не делал покупки онлайн. Среди украинцев, кто покупает в интернете, каждый второй заказывает себе одежду, обувь и аксессуары (56 процентов), компьютерную (52 процентов) и бытовую технику (50 процентов). Значительную часть товара покупают за рубежом.

«Кроссовки, футболки покупаю через сайт в Англии, электронную книгу и часы для бега — в США, детские игрушки и телефон жене — в Китае», — рассказал киевлянин Сергей Афонин и признался, что в интернете покупает даже витамины и рыбий жир. Он объясняет, что двухнедельное ожидание посылки из США или Китая его не смущает, ведь это выгоднее, чем покупать в Украине.

«В некоторых случаях мы увеличиваем цену на одежду на 300 процентов. Сами понимаете, надо и налоги заплатить и» занести «кому надо, чтобы не было проблем», — признается женщина-частный предприниматель, которая имеет небольшой магазин брендовой одежды в одном из спальных районов Киева.

Руководитель таможенной практики компании «PwC Украина» Денис Шендрик указывает на то, что цена ведения бизнеса в Украине высокая, поэтому эти расходы предприниматели должны закладывать в цену товара. «При таможенном оформлении надо платить пошлину, таможенному брокеру, нужно заплатить НДС, налог на прибыль, зарплату, арендовать офис, тратиться на рекламу, сервисное обслуживание», — говорит Шендрик. Если потребитель заказывает товар в интеренете в другой стране, то там он не платит НДС и также может избежать уплаты этого налога в Украине, если стоимость товара не превышает 150 евро. «Поэтому заказанный онлайн товар на 20 процентов точно будет дешевле. Этим и пользуются украинцы», — констатирует представитель «PwC Украина».

Таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности

Однако на онлайн-заказах из-за рубежа кое-кто пытается и зарабатывать, продавая в Украине купленное оптом в иностранных онлайн-магазинах. Для защиты легального бизнеса от такой конкуренции работает Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности. В реестре указано, кто владеет правами на этот бренд, и кого владелец наделил правом завозить в Украину или вывозить из Украины товары под этим брендом.

Интернет-торговцы выходят на реальный рынок

Если товар завозится лицом или организацией, не указанным в реестре, тогда Государственная фискальная служба Украины (ДФС) останавливает таможенное оформление, сообщает об этом правообладателю и отправляет товар на экспертизу. Она должна установить, поддельный товар или настоящий и можно ли его завозить в страну. «Это инструмент борьбы с контрафактом и контрабандой. Подобные реестры действуют во многих странах мира. В Украине этот реестр существует с 2000 года», — объясняет адвокат, патентный поверенный Александр Мамуня.

В списке более тысячи объектов интеллектуальной собственности. «Частный ввоз таможня останавливает крайне редко. Только коммерческие», — говорит он и отмечает, что время от времени информацию о том, что таможня не пропускает товар, приобретенный в зарубежных магазинах, искусственно «будоражат», чтобы переманить клиентов к себе.

В Государственной фискальной службе официально сообщили, что ограничения таможней ввоза товаров известных брендов, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, происходит только по требованию правообладателей или их представителей. «Такая процедура с одной стороны защищает права потребителей на получение качественного оригинального товара, с другой стороны защищаются авторские права производителя», — заявил директор департамента организации таможенного контроля ДФС Алексей Василенко.

Монополисты диктуют условия

Зато руководитель независимого аналитического центра «Офис эффективного регулирования» Алексей Гончарук считает, что в Украине реестр часто используют как механизм «монопольного права» на рынке. По его мнению, реестром права собственности нередко пользуются те, кто хочет закрыть рынок и получить монопольное право на продажу товара. «Например, предприниматель продает кроссовки известного немецкого бренда и хочет, чтобы только у него было право продавать их в Украине, а все остальные должны ходить к нему за рентой. Это неправильно. Это монополизация. Таких барьеров нельзя допускать», — считает Гончарук. По его мнению, государство должно бороться с таким явлением.

Патентный поверенный Александр Мамуня признает, что такие случаи в Украине случаются. «Есть люди, которые специально регистрируют объект, чтобы препятствовать другим ввозить товары. Это называем» патентным троллингом «. Мы с ними боремся», — говорит Мамуня. По его словам, сейчас эту проблему пытаются решить на законодательном уровне. В Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта относительно правовой охраны промышленных образцов, где будут изменены процедуры их регистрации. Однако пока эти документы не рассматривались депутатами ВР. Также пока неизвестно, удешевит ли это брендовые товары.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*