Проблемы диверсификации рынков сбыта украинского экспорта

1Украина теряет традиционные рынки сбыта для своего экспорта. Прежде всего, это касается России, вооруженные силы которой принимают непосредственное участие в военном конфликте на Донбассе на стороне боевиков. Фактически на торговом фронте с нашим пока все еще основным партнером во внешнеэкономической деятельности тоже разгорается война. Вместе с тем, по официальной информации, в настоящее время примерно 13% всех украинских товаров экспортируется в РФ, порядка 18% импортной продукции производится в России. При этом российско-украинский товарооборот снизился едва ли не 60%. Сокращаются также поставки украинской продукции в другие страны СНГ.

Причем объемы экспорта снижаются не только в вышеуказанном направлении, но и в целом. Об этом свидетельствуют статданные Минэкономразвития и торговли Украины по итогам первого полугодия текущего года. Поставки товаров за рубеж сократились на 35% против соответствующего периода прошлого года, не превысив 18,5 млрд дол. Причем в государства ЕС вывезено продукции на 6,1 млрд дол (падение на 35,6%).

25% прибыли от всего экспорта поступает от поставок за рубеж черных металлов. Еще 25% получает страна от экспорта агропродукции – прежде всего, зерновых и семян подсолнечника.

Но экспортировать стали меньше все сектора экономики. Так, металлургический комплекс продемонстрировал снижение в 1,7 раза, машиностроительный – в 1,9 раза, агропромышленный – на 15,5%, химпром – в полтора раза.

Падение обусловлено следующими основными факторами, указывает министерство: вооруженное противостояние на Донбассе; снижение спроса на товары украинского производства в связи с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой; ухудшение финансового положения промпредприятий; введение ограничений на поставки продукции Украины государствами Таможенного Союза.

Вместе с тем в отдельные страны имел место рост экспорта. Это — Иран, Бангладеш, Филиппины. Более всего возросли также поставки в Саудовскую Аравию, КНДР, Южный Судан и Мозамбик.

В первом полугодии этого года Украина вышла на рынки Вануату, Кабо-Верде, Малави, Намибии, острова Мэн, Французской Полинезии, Фуджи, Центральноафриканской республики, Эритреи.

Сокращение зафиксировано и в объемах импорта. Он снизился за январь-июнь до 17,3 млрд дол (на 38,5%). Импорт уменьшен всеми отраслями народного хозяйства: предприятиями машиностроения – в 1,7 раза, химпрома – в 1,4 раза, аграриями – в 1,9 раза, металлургами – 1,8 раза. Главные причины падения: обесценивание нацвалюты и снижение сырьевых поставок, а также материалов и оборудования для субъектов промышленного комплекса.

Вынужденное сокращение экспортно-импортных контактов Украины с государствами Содружества и ограничение поставок продукции на рынки ЕС, вызванное низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции, делает крайне актуальным поиск новых рынков сбыта для украинских товаров. В этом плане заслуживает внимания, прежде всего, опыт аграриев, наращивающих объемы экспортных поставок в Китай.

По итогам первого полугодия текущего года КНР закупила продуктов АПК Украины на максимальную сумму по сравнению со всеми другими странами – на 783 344 тыс дол. На втором месте – арабские государства (аграрный экспорт в Египет составил 567 805 тыс дол, в Иран – 350 174 тыс дол), в Турцию поставлено продуктов на 339 332 тыс дол, далее идут страны ЕС: Испания – 340 665 тыс дол, Нидерланды – 265 621 тыс дол, Италия – 263 708 тыс дол, ПНР – 205 554 тыс дол.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко заявил Комсомольской правде, что торговые отношения с Китаем выгоднее для Украины, чем с Объединенной Европой и Соединенными Штатами. Такую точку зрения он мотивировал следующим образом: расплачиваясь с Украиной, Поднебесная в то же время дистанцируется от внутриполитической жизни республики; китайский рынок огромен и не требует соблюдения различных квот и евростандартов, как в ЕС; власть в Китае характеризуется стабильностью, поэтому партнеры этой страны не будут сталкиваться с какими-либо форс-мажорными обстоятельствами.

Украинский бизнес уже на протяжении довольно длительного времени активно торгует с Китаем, в течение трех лет эта страна занимает второе место по товарообороту с Украиной. В прошлом году объемы украинско-китайского экспорта-импорта достигали 8 млрд дол, экспорт Украины в КНР возрос на 7%, импорт из Поднебесной – на 0,17%. Только продукции отечественного АПК было продано на 300 млн дол. Китай охотно покупает украинское подсолнечное масло и другие продукты питания. Машиностроительные предприятия также начали осваивать китайский рынок. С другой стороны, в Украине большой спрос на китайские авто и электронику. Предприниматели этой страны намерены создать в Украине ассоциацию для прямых взаимосвязей с украинским бизнесом и властными структурами. Эффективности двусторонних контактов способствовала бы организация Китайской торгово-промышленной палаты в Украине, пишут СМИ.

Кроме Китая, эксперты отмечают перспективность для сбыта украинских товаров рынков стран Африканского континента – Алжира, Ботсваны, Замбии, Египта, Кении, Марокко, Мозамбика, Намибии.

Потери в торговле с Россией можно также компенсировать активизацией товарообмена с государствами Ближнего Востока и Латинской Америки, куда Украина поставляет не только полуфабрикаты, сырьевые и агропродукты, но и высокотехнологические товары.

Таким образом, учитывая экспортоориентированный характер экономики Украины — свыше 60% ВВП дает экспорт – государству следует оказывать всемерную поддержку компаниям, поставляющим продукцию за рубеж, в том числе в поиске новых рынков сбыта и продвижении на них своих товаров.

Значительная роль в этом принадлежит новосозданному в рамках МИДа Совету экспортеров-инвесторов, содействующему в укреплении контактов отечественных фирм с их торговыми партнерами за рубежом.

Одновременно на основе разработки и реализации соответствующих программ необходимо направить усилия на повышение уровня конкурентоспособности национальной продукции и защиту отечественного товаропроизводителя на мировых рынках.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*