Почему в Украине растет теневая экономика

1-1Размер теневой экономики в Украине достигает, по оценкам экспертов, до 60% ВВП. По информации еженедельника Деловая столица, объем этого сектора по итогам текущего года составит около 890 млрд грн. При этом можно проследить прямую зависимость между ситуацией в народнохозяйственном комплексе и ростом «тени» в экономике – последний показатель постоянно увеличивался все последние годы по мере обострения положения в экономическом секторе страны. Если два года тому назад он не превышал 32%, то в позапрошлом году уже возрос до 35% и в настоящее время находится в пределах 50-60% ВВП.

По данным Федерации профсоюзов Украины, свыше 30% украинцев трудятся нелегально. Их число составляет 5 млн чел – примерно каждый третий гражданин страны. Объем теневых зарплат достигает более 200 млрд грн. Председатель Государственной фискальной службы Украины Игорь Белоус заявил в интервью агентству «Укринформ»: свыше 20 млрд грн каждый месяц выплачивается в конвертах. Это примерно 80% всех заработных плат в стране. Всё это приводит к увеличению налогового пресса на легальных работников, численность которых снижается с каждым годом, таковых уже меньше 10 млн чел. В то же время они обеспечивают не только свое существование, но и всех остальных 35 млн граждан. Ни в одном государстве Европы такого соотношения нет. Кроме того, как сообщают СМИ, в Объединенной Европе суммарная ставка налогообложения заработных плат – 36,1%, в Украине в прошлом году этот показатель превышал 50%.

В итоге всё больше заработков уходит в «тень», что дает возможность процветать черному рынку наличных средств.

Широко распространена и такая схема существования теневой экономики как конвертационные центры. По данным Государственной фискальной службы Украины в прошлом году ею была прекращена деятельность 48 таких структур, проконвертировавших 22,5 млрд грн и причинивших ущерб госказне в размере 3,8 млрд грн. Бывший заместитель руководителя этого ведомства Владимир Хоменко сообщил журналу Forbes: за 2014-2015 г к услугам закрытых Службой конвертцентров обращались примерно 15 тыс компаний, к деятельности центров были причастны работники 17 банковских учреждений, общая сумма конвертированных таким образом средств достигает 22,5 млрд грн, сформированный фиктивный налоговый кредит составил 6,3 млрд грн.

Рост теневой экономики в целом обусловливает неуплату налогов и единого соцвзноса, в результате чего растет дефицит Пенсионного фонда, минимизируются соцвыплаты.

Резкое сокращение теневой составляющей в ВВП как минимум до 30% позволит быстро нарастить доходы госбюджета и оптимизировать ситуацию в социальной сфере. Как известно, в Центральноевропейских странах доля теневой экономики не превышает 18-25%, а в государствах Запада вообще находится на уровне 10%.

В числе основных причин разрастания «тени» в украинской экономике – война на Донбассе и кризис в народнохозяйственном комплексе, в условиях которого катастрофически снижается вызванная девальвацией и инфляцией платежеспособность населения, растет количество безработных. Обстановка стимулирует украинцев к поиску неофициальных заработков как к возможности финансового обеспечения в тяжелых условиях.

Ситуация усугубляется банковским кризисом — массовым оттоком средств с депозитов – и выводом капиталов за пределы страны. По информации Нацбанка, только за февраль текущего года сумма вкладов граждан в банковских учреждениях снизилась на 7,24 млрд грн (на 3,8%), составив не более 184,2 млрд грн, и на 0,67 млрд дол (на 5,1%) – 12,53 млрд дол.

Благоприятные условия для теневой экономики сложились на оккупированной территории Донбасса в связи с отсутствием там контроля фискальной службы.

Руководством республики предпринимаются меры по детенизации экономики, однако пока они малоэффективны. С этого года в рамках реформы налогообложения в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс в Украине снижена ставка единого соцвзноса с 41% до 16,4%. Но это ослабило давление на налогоплательщиков лишь незначительно, поскольку затронуло, по оценке Государственной регуляторной службы, всего лишь 10% всех предприятий страны. Следовательно, легализовать значительные суммы зарплат, выплачиваемых в конвертах, за счет этого фактора не удастся.

Налоговая амнистия также не принесет желаемого результата из-за минимального уровня доверия украинцев к нынешней власти. Итоги опроса общественного мнения, проведенного в начале марта Центром Разумкова и представленные порталом ЛІГА.net, свидетельствуют: полностью доверяют судам не более 1,1% граждан, прокуратуре – 1,2%, Верховной Раде – 1,7%, правительству – 2,6%, главе государства – 8%.

Вместе с тем текущая ситуация требует реализации срочных мер по выводу заработков

украинцев из «тени». Министр соцполитики Павел Розенко заявил в эфире Первого Национального телеканала о фактическом банкротстве Пенсионного фонда Украины, для выплаты пенсий необходимо примерно 80 млрд грн. Исправить положение можно только за счет детенизации зарплат; ежегодный объем зарплат в конвертах составляет 200 млрд грн, с этой суммы никакие взносы не уплачиваются.

Сокращение теневой экономики в Украине также и в числе главных условий продолжения сотрудничества страны с МВФ и получения других зарубежных кредитов.

По мнению экспертов, для оптимизации положения следует, прежде всего, уменьшить число налогов и упростить сам механизм налогообложения. Сайт Comments.UA приводит точку зрения директора финансово-экономического департамента банка «Финансы и Кредит» Дмитрия Балуна, сторонника более низких ставок налогов и сборов при одновременном расширении базы налогообложения и, кроме того, уменьшения доли оборота наличности в стране на фоне повышения уровня доверия к банковскому сектору.

Член правления UniCredit Bank Алексей Проценко рекомендует властям разработку мер по упрощению способов взимания налогов, ликвидацию коррупции при осуществлении процессов налогообложения.

Для вывода бизнеса из тени необходима также его широкомасштабная дерегуляция. Однако пока принятый парламентариями в 2014 г соответствующий закон фактически не действует, поскольку Кабмином не разработаны документы, нужные для его реализации.

Нуждается в коррективах и новопринятый закон о госзакупках: тендеры по-прежнему проходят непрозрачно, цены на закупки намного завышены.

Наконец, действенным фактором минимизации объемов теневой экономики в Украине могло бы стать культивирование в обществе всеобщей нетерпимости к коррупционным деяниям.

Таким образом, арсенал средств противодействия «тени» в народном хозяйстве достаточно обширен, для его эффективной реализации необходимы лишь действительная, а не декларативная решимость как руководства страны, так и рядовых граждан противодействовать этому негативному явлению.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*