Российский автопром демонстрирует падение

1Автомобилестроение и автомобильный рынок РФ переживают сложный период: в условиях падения мировых нефтяных цен и западных санкций, обесценивания рубля они сокращаются вместе со всей экономикой страны. Машиностроительный комплекс в целом сохранял понижательную динамику на протяжении первых шести месяцев текущего года. По информации Росстата, индекс производства снизили все отрасли машиностроительного комплекса – транспортное машиностроение – на 16,7%, производство машин и оборудования упало на 14,6%, выпуск электрооборудования – на 6,2%.

Как сообщает аналитическая компания АСМ-холдинг, выпуск всех средств автотранспорта (грузовых и легковых авто, автобусов) за первое полугодие текущего года не превысил 730 378 ед – уменьшение на 27,0% против соответствующего периода прошлого года.

При этом легковых автомобилей выпущено не более 659,2 тыс ед (-27,4%). Производство отечественных легковых авто за вышеуказанный период упало до 207,8 тыс ед (-4,7%); авто зарубежных брендов изготовлено 451,4 тыс ед (-34,6%), в том числе заводы, занимающиеся промышленной автосборкой, сократили производство до 363,2 тыс ед (-30,9%). Удельный вес иномарок в общем объеме выпуска легковых авто находился на уровне 68,5% (за аналогичный период прошлого года – 76,0%).

Грузовых автомобилей сошло с конвейера 55,4 тыс ед (-24,4%). Отечественных грузовых авто произведено 52 тыс ед (-19,4%), грузовых авто зарубежных брендов – 3,4 тыс ед (-61,0%). Удельный вес иномарок в общем объеме производства не превысил 6,1% (за то же время 2014 г – 11,9%).

Автобусов изготовлено 15,95 тыс ед (-18,7%). В том числе отечественных моделей – 12,25 тыс ед (-3,7%), зарубежных – 3,7 тыс ед (-46,4%). Доля иномарок в общем выпуске – 23,2% (за первое полугодие прошлого года – 35,2%).

По оценке аналитического агентства Автостат, удельный вес рынка авто российской сборки за январь-июнь текущего года, составил 78% (рост – на 9,2%), по подсчетам специалистов «АСМ-холдинга», данный показатель достигает 80% (+6,9%).

Газета «Ведомости» приводит прогноз исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова: в следующие шесть месяцев этого года доля авто, собираемых в РФ, может сократиться, несмотря на то, что на протяжении ряда прошлых лет она систематически увеличивалась вследствие развития производственных объектов и уменьшения импортных поставок. Основная причина такого положения – прекращение сборки авто корпорации General Motors. В текущем году ею законсервирован завод в Санкт-Петербурге, остановлена сборка на предприятии «Автотор» (Калининградская обл) и в настоящее время осуществляется распродажа оставшихся авто.

Такого же мнения придерживаются аналитик компании «ВТБ капитал» Владимир Беспалов и управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. В то же время некоторые эксперты полагают, что доля машин отечественной сборки не претерпит изменений. Автопроизводство и авторынок падают, но нишу General Motors стремятся заполнить другие торговые марки, в том числе Kia, Hyundai, «УАЗ».

Число работников автопрома в течение года уменьшилось на 10%, подсчитали специалисты «АСМ-холдинга». В мае 2014 г численность персонала автозаводов находилась на уровне 205 134 чел, в том же месяце этого года – 183 534 чел (-10,5%). Причина – падение продаж авто, ведущее к сокращению производства.

По оперативной информации компании «АСМ-холдинг», за январь-июль в РФ было импортировано 172,7 тыс ед новых легковых автомобилей (-54,0%). В июле данный показатель составил 21,2 тыс ед (-57,1%). Ежемесячно на протяжении семи месяцев в страну ввозилось порядка 20-21 тыс ед новых легковых авто. Причем импорт примерно 15 марок фактически остановлен.

Статданные свидетельствуют о сокращении также и авторынка РФ.

Оптовые продажи легковых авто в первом полугодии не превысили 755,28 тыс ед (-37,7% против того же периода прошлого года). Продажи новых иномарок, ввезенных из-за рубежа, уменьшились до 151,2 тыс ед, их удельный вес на рынке снизился до 20,0% против 26,9% в первом полугодии прошлого года.

Gazeta.ru отмечает некоторое замедление спада на авторынке по итогам июля – объем реализации новых авто сократился на 27,5% на фоне апрельских 42,5%. Вместе с тем данная тенденция не соответствует реальной ситуации, на авторынке отсутствуют какие-либо позитивные тренды, снижение темпов спада обусловлено низкой базой сравнения 2014 г, скидками и мерами государственной поддержки.

С 01.09.2015 г в РФ выросла стоимость авто. Как сообщается в СМИ, автоконцерны на фоне обесценивания нацвалюты повысили цены на свою продукцию в среднем на 7%. Кроме того, они ликвидируют какие бы то ни было скидки. В текущем году стоимость авто повышается уже в четвертый раз. Предстоящий октябрь принесет новое подорожание машин, вызванное, прежде всего, усиливающейся девальвацией рубля.

Прогнозы большинства экспертов неутешительны. Владимир Беспалов ожидает сокращения рынка по результатам года на 25-30%. Директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Юг-Восток» Светлана Виноградова отмечает нестабильность данного сектора, а также возможность оптимизации ситуации лишь при совместном действии следующих факторов: развитие госпрограммы льготного кредитования авто, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб, устойчивость рубля, обоснованная ценовая и маркетинговая политика импортеров, позволяющая избежать рисков перепроизводства.

Вместе с тем возглавляющий Минпромторг России Денис Мантуров настроен более оптимистично и предрекает улучшение положения на авторынке уже в конце декабря. Такое мнение он высказал во время встречи с руководством зарубежных торгово-промышленных палат и иностранными предпринимателями на выставке «Иннопром-2015».

Leave a comment

Your email address will not be published.


*