Ранее музеи уничтожали оккупанты, а теперь это делает Возняк

Директор Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого Тарас Возняк, подытоживая 8 сентября год своей деятельности в должности, вряд ли вспомнит такие шокирующие факты, как массовое закрытие им музеев. В немилость Возняка уже попали такие филиалы возглавляемой им Галереи, как музей «Искусство древней украинской книги», который сейчас закрыт, якобы на реорганизацию, и «Музей древних памятников» в Храме Иоанна Крестителя. Также недавно было сообщено о закрытии филиала ЛНГМ им..Б. Возницкого и музея «Жолковский замок».

Разрушать — не строить. Но очевидно, «львовский интеллектуал» Возняк (как он сам себя называет), уничтожая музеи, не собирается взамен что-то создавать. По крайней мере общине об этом ничего неизвестно. Поэтому на примере «Музея Жолковский замок» Львовской национальной галереи искусств им. Б.Возницкого, «World News» пытался выяснить, зачем массово закрывать музеи, с немалыми усилиями своего времени открывали известные хранители и умножителем художественных ценностей, такие как Борис Возницкий?

Об этом — в беседе с заведующим отделом «Музей Жолковский замок» ЛНГМ им. Б.Возницкого Софией Каськун.

Решение о закрытии отдела «Музей Жолковский замок» ЛНГМ им. Б.Возницкого является окончательным?

Так, уже является утвержденным Министерством культуры Украины новое штатное расписание и уклад Львовской национальной галереи искусств им. Б.Возницкого, в структуре которого нашего музея нет. Сейчас уже ничего нельзя изменить, все решено.

Что ожидает наши музейные экспонаты, я не знаю. Нам об этом никто ничего не сообщил.

Что с музеем было не так: у вас было недостаточно экспонатов, вы не совершали научной работы, к вам не ходили посетители?

Чтобы понять, что мы делали и что у нас было, я вам расскажу историю создания музея. В 2001 году, когда еще директором заповедника «Жолковский замок» был Владимир Накопало, к Бориса Возницкого обратилась городская и районная власть Жовкивщины с просьбой обустроить в замке музей. Сначала Борис Григорьевич планировал в Жовкве сделать так, как в Золочеве или Олесько: развернуть музей Галереи на весь замок. Тогда же Борис Возницкий предложил мне возглавить этот вновь музей-филиал Львовской национальной галереи искусств. В Жовковском замка для музея выделили маленькую комнатку. В августе того же года мы начали работу музея с выставки отреставрированных икон, которые были найдены в церкви Пресвятой Троицы в Жовкве. Тогда мы провели выставку ко Дню Независимости Украины, которую мы накапливали и экспонировали ежегодно.

В 2003 году, к празднованию 400-й годовщины пункты Жовква, мы сделали первую выставку по истории города. Открывая эту выставку, мы не имели никаких технических возможностей и средств. Честно говоря, я тогда выпросила в типографии картон, нам одолжили большое техническое стекло, которое мы, работники музея, отчищали от белой краски, купила зажимы — и вот так мы сделали эту выставку. Понятное дело, что это была только информационная экспозиция о начале Жовквы, но фактически она была первой.

В 2007 году мы расширились и в дворцовом отделены замка занимали уже несколько комнат. За счет благотворителей нам поставили пол. Своими силами мы сделали побелку. Понимаете, Борис Возницкий работал такими методами, когда ему что-то не давали сделать — он все равно искал возможности. Поэтому в структуру Галереи он набирал сторожей, которые в прошлом были строителями. И он их привлекал к работам по восстановлению музеев. Так и работали. Делали, что могли, чтобы сохранить культурные достопримечательности. Тогда благодаря совместным усилиям мы отрыли экспозицию, которая называлась «Из прошлого в будущее». Эта теоретическая часть по истории Жовквы была подкреплена оригинальными открытками с изображением города, которые нам прислали из Польши. В 2007 году мы уже имели наработанный археологический материал, среди которого были и наши находки с территории замка. Это — археологическое стекло, керамика и стройматериалы, еврейские мацевы. Один человек, давно исследуя Жовкву, имел в своих коллекциях иконы, другой — скульптуры Ангелов Жовкивской школы резьбы. Эти люди нам все заняли, надеясь, что их сокровища будут экспонироваться в музее.

В 2009 году нашу экспозицию залило, поскольку дворца под зиму начали снимать крышу. Поэтому в 2010 году мы перешли в другое помещение, где были вынуждены делать новую выставку. В этом же году мы начали обращать внимание на новые методы работы музеев, в частности на музейную педагогику, развитие менеджмента и туризма. Я посещала конференции в Киеве и других городах. Как следствие, в 2011 году мы начали в музее «ЖОВКОВСКОЕ чтения. Музей в современном мире »- это международная научная конференция. В первый же год основания, кроме представителей украинских музеев, к нам приехали музейщики и ученые из Польши. При этом, когда мы организовывали это все, у нас традиционно не было денег. Печать исследований по результатам конференции, правда, обеспечил Борис Григорьевич. А дальше — все своими силами. Следующую такую ​​конференцию мы провели уже в 2013 году. В этом году я поняла, что нам нужно проводить пленэры современного искусства, ведь Жовква очень интересным городом. Поэтому мы создали десяти художникам условия для работы, и они 10 дней рисовали Жовкву. В результате этого пленэра Галерея получили девять работ художников, поскольку десятую я забраковала. В 2015 году вновь состоялись «ЖОВКОВСКОЕ чтения».

Кроме пленэра и научных конференций, у нас было еще около сотни выставок, мы тесно сотрудничали с львовским отделением Союза художников. У нас был совместный проект с общественными организациями из города Бахмута Донецкой области, они нам привозили картины донецких художников. У нас было очень много мастер-классов по перфомансом для детей, как: рисование на стекле, рисование мультфильмов. Мы делали презентации книги года Оксаны Были. Реализовывали в музее художественные проекты, как выставка натюрморта «Хлеб, соль, вино», выставка «Пейзаж-антипейзаж. У нас была выставка «Цивилизация», посвященная трагическим событиям Первой мировой войны. Мы реализовали проект «Актуально или Ню в современном искусстве». Дослидувалы историю жовковского стеклозавода «Гута», сделали выставку, посвященную этому заводу. Мы первые в Украине 7 марта 2014 сделали выставку «Майдан: с верой в будущее». Ребята с Майдана нам принесли все экспонаты. Мы развивались и готовы были работать и дальше.

У вашего музея была своя страничка в Facebook. Сообщая о его закрытии, вы извинились перед посетителями и предупредили об отмене запланированных мероприятий. Каких?

В будущем я планировала делать еще один пленэр художников, но, к сожалению, мы не имели даже минимальных средств для его организации. Также я планировала сделать циклический мероприятие — это историческая реконструкция с участием украинских казаков и польских гусар, которые под руководством Станислава Жолкевского в июне 1601 году победили в битве под Клушино, что у Смоленска. Фигура Станислава Жолкевского интересная и тем, что он, победив в битве, один год был вийтом Москвы. И мало кто об этом знает.

Из ваших слов становится понятно, что музей функционировал, несмотря на финансовые проблемы …

Если честно, то в Галерее нам дали три лавки, три поломанные подставки под скульптуры, четыре кресла, два стола, один выставочную витрину 50-х годов и инструменты. Остальное мы занимали у людей. Заметьте — занимали, а не брали. Мы ждали, когда наконец культура станет интересной для власти.

Директор Государственного историко-архитектурного заповедника в Жовкве Владимир Герич уже поспешил заявить, что музей, где вы были заведующим, закрыли, потому что он дублировал экспозиции заповедника. Это так?

И действительно, сейчас уже появились комментарии директора Национального заповедника «Жолковский замок», якобы наш музей копирует музейные экспонаты заповедника, но на самом деле это совсем не так.

Если замок доживет до реставрации, делать музейные экспозиции Национально-культурном заповеднике не из чего. Экспонаты у Галереи. Закрывать сектор ЛНГМ им. Б.Возницкого в Жовкве — это неправильно и вредно. Если бы мы ничего не делали, если бы наша экспозиция копировала выставку заповедника — тогда да. Но у нас была дополняющая экспозиция. В заповеднике нет музея Жовква, нет музея Жовкивского замка. У них есть экспозиция, рассказывает об истоках идеального города, идя только в Римские времена. И у них есть своя конференц-зал.

В Жовкве одновременно действовали «Музей Жолковский замок» Львовской национальной галереи искусств им. Б.Возницкого и Государственный историко-архитектурный заповедник. Почему?

Борис Возницкий очень серьезно работал в Жовкве до 2009 года. В этом же году он открыл в Золочеве музей и готов был переключиться на Жовкву. Я, честно говоря, заволновалась. Я знала, как девушки-историки наработались в Золочеве: они и копали, и строили самостоятельно. И когда мне Возницкий сказал, что в Жовкве ранее был прекрасный сад, будем откапывать этот парк, то, честно говоря, я испугалась. Но все завершилось по-другому. Директор заповедника в Жовкве взялся создавать по примеру заповедника «Замки Тернопольщины» новый комплекс «Галицкая корона» с центром в Жовкве. При этом директор жовковского заповедника не хотел брать в свою структуру заброшенные замки, например в Поморянах или Старом селе. Он решил забрать замки в Возницкого. И когда этот проект пришел в Министерство культуры, тогдашний министр Василий Гевко этого не позволил.

Но уже сам факт очень обидел Бориса Возницкого. Ведь его решили обойти, забрав замки, над восстановлением которых он работал. Возможно, и поэтому он перестал реконструировать Жолковский замок.

А Возняк делал какие-то шаги по реформированию музея-филиала, которую вы возглавляли?

Когда этот господин стал новым директором Львовской национальной галереи искусств им. Б.Возницкого, он сразу заявил, что у нас работает много людей. А в штате у нас были: заведующий, научный сотрудник, сиделка, сторожа и уборщица. И при этом новый директор не обращал внимания на то, что у нас нет даже дров на отопление. Ведь сначала в музее отопление было электрическим, которое нам обходилось очень дорого — примерно в 3000 гривен. Поэтому мы были вынуждены греться у одной батареи, которую и не каждый включали. Поэтому нам сторож просто в музее поставил печку. А работники по парку искали дрова — и так топили музей. Смешно говорить, но даже выставки мы своими силами, без финансирования, возили во Львов. Зато новый директор сторожей и уборщицу с нашего филиала освободил, оставив только сиделку. Я прекрасно понимала, что мы будем выполнять больше работы, но согласилась на это, лишь бы работал музей.

О закрытии нашего филиала-музея я узнала от директора Национального заповедника «Жолковский замок» Владимира Герича. Он встретился со мной и говорит, что с 1 мая музея «Жолковский замок» уже нет в структуре Галереи, поскольку Тарас Возняк подписал приказ о его ликвидации. А уже через несколько дней, несмотря на то, что я находилась в отпуске, ко мне пришел юрист Галереи с требованием, чтобы я ознакомилась с новой структурой ЛНГМ им. Б.Возницкого, в которой наш музей уже не было. А 15 августа в нас снова приехал юрист, привезя сообщение, что через два месяца нас будет сокращено. Вот и все.

А какой-то план по реформированию Галереи Тарас Возняк предлагал?

Я не знаю, чем руководствуется господин Возняк, поскольку до сих пор музейщики не видели его плана развития Галереи. То, что он подавал — это были общие фразы. Я не знаю, какое у него видение дальнейшей работы. Несмотря на это все, я не понимаю, почему национальным учреждением культуры может управлять человек без образования, без надлежащего уровня компетенции, такие как господин Возняк.

Тарас Возняк то объяснял вам причину закрытия музея?

Господин Возняк мне ничего не объяснял. А почему здесь удивляться, ведь этот человек не имеет в музеи никакого отношения, он не имеет научного звания, не имеет соответствующего образования. Но при этом Тарас Возняк в начале июня устроил работникам ЛНГМ им. Б.Возницкого своеобразную проверку на соответствие занимаемой должности. Это не было аттестацией. Потому аттестацию мы все проходили еще два года назад. Это не было заседание ученого или научно-методического совета, ведь для этого должны биты соответствующие приказы, должен быть утвержден ее состав. Нас пригласили на якобы Ученый совет, на котором присутствовали доверенные лица Возняка и он сам. И вот на этом собрании я должна была отчитываться о своей работе. Эта проверка музейных работников выглядела как заседание большевистской тройки. Это когда тебя обвиняют в том, что ты и делал, не давая отчитаться ни слова о реальной работе.

Комментарии

Лариса Разинкова-Возницкая, художник-реставратор, экс-директор Львовская галерея искусств

Для меня непонятно, почему Тарас Возняк выбросил этот музей из структуры Галереи, а Министерство культуры Украины это еще и утвердило.

Закрывать этот музей — это преступные действия. Я считаю, что в наше время нужно наоборот — открывать музеи, привлекать людей к изучению истории. А сейчас музеи закрываются под предлогом, что нет денег. Но я вам напомню, что Борис Возницкий большинство музеев открывал еще в СССР и в 90-е годы. И тогда, когда все закрывалось, открыть музей было очень трудно. В советское время мы смогли отреставрировать Пятницкой иконостас и открыть тот же Музей Пинзеля в соборе сакральной скульптуры. Понимаете, у нас на культуру никогда не было средств. Но у нас никогда не шла речь о закрытии музеев. Я понимаю, что управлять одним-двумя отделами Галереи легче, чем 17 объектами. Но если ты уже возглавил такой музей, то его нужно поддерживать, развивать, а не закрывать. Кстати, это не единственный музей, который закрыл Возняк. Так, музей древних памятников уже не работает, в Жовкве музей закрыт. Музей книги пока закрыт. Кроме того, Возняк на Жидачивщини хотел закрыть три музея, но мы сумели их отстоять. Это какая-то беда.

Игорь Тимец, заслуженный работник культуры, председатель ГС «Западно союз музеев», директор КЗ ЛОР «Историко-краеведческий музей»

Так как одной из приоритетных отраслей на территории Львовской области является развитие туризма, о закрытии каких-либо музеев, по моему мнению, не может быть и речи.

Наоборот — на территории Украины сегодня и так слишком мало музеев. Ведь в такой стране, имеющей колоссальное количество памятников и исторические достижения, нужно открывать новые музеи. Без прошлого — нет будущего. Популяризируя свое прошлое, донося до людей нашу историческое и культурное наследие, мы можем говорить о европейскости и развитие государства.

Что касается закрытия филиала Львовской национальной галереи искусств в Жовкве, я считаю, что это очень неправильный поступок. В Жовкву едут туристы, а поэтому закрытие филиала Галереи, который имеет свою коллекцию исторических памятников — это минимум непродуманный поступок. В Жовкве музее надо открывать, а те, что есть — поддерживать финансово. Ведь на это есть запрос в туриста, люди хотят знать историю города, то, чем оно особенное.

У нас сейчас есть много разговоров, что музеи в Украине должны быть прибыльными. Но 90% всех музеев в мире являются убыточными. Сегодня нельзя судить о целесообразности или ненужность музея, исходя из того, сколько там заработали на туристах. Роль музеев заключается не в зарабатывании денег, это не промышленность.

Людям нужно показывать, кто они, откуда происходят, кем были их предки, в какой земле живут. Вот яркий пример: на Львовщине и вообще на территории Западной Украины есть большое количество музеев, но на Востоке Украины музеев было мало. Как следствие — там война. То есть уничтожения музеев — это уже вопрос не культурное, а скорее политический. И закрывать музей, потому что он является экономически невыгодным … Скажу так: закрывать любой исторический музей в стране, воюющей, — это преступление против народа.

Украина уже дошло до того, что у нас есть такое же количество музеев, как в Нидерландах. Но, на минутку, Нидерланды в 14,5 раз меньше, чем Украина. Эта страна по площади примерно, как две Львовские области. Если посмотреть на соседнюю Польшу, то поляки настолько заботятся о своих историческое и культурное наследие, выделяющих средства на ее восстановление даже в зарубежных странах. А мы уничтожаем то, что уже есть. Разве мы настолько богаты, чтобы разбрасываться музеями, древними замками и дворцами, которые сейчас разрушаются ?! Если при Советской власти это все уничтожали оккупанты, то сейчас это делают такие люди, как Возняк.

Журналист пытался связаться с директором Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого Тарасом Возняком, однако его телефон был выключен. В приемной главы Галереи сообщили, что Тарас Возняк ничего не будет комментировать лично. А потому мы отправили господину Возняку информационный запрос по поводу этой ситуации.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*