Почему в Украине растут цены на мясо?

Почему в Украине растут цены на мясо цены на мясо в Украине

Почему в течение 2017 года мясо бьет ценовые рекорды? Если в случае со свининой есть объективный фактор — в Украине бушует африканская чума свиней, то почему растет мясо курицы, с учетом того, что их поголовье выросло? Этим вопросом сейчас занимается Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), который обещает представить свои выводы до начала октября 2017 года.

Впрочем, уже достоверно известны два специфических момента, отмечает малоизвестный, но веселый журналист Владислав Боровиков.

Первый: в отличие от свинины, рынок курятины — высококонцентрированный. По словам директора департамента исследований и расследований рынков производственной сферы, фармацевтики и ритейла АМКУ Игоря Кустовского, «на данный момент мы имеем на рынке больше 20 производителей, среди них — два крупнейших: «Мироновский хлебопродукт» (МХП) и «Агромарс». Наибольший производитель МХП имеет долю более 40% в производстве куриного мяса (сам он оценивает его в 50%), таким образом, рынок имеет признаки монопольного. На данный момент мы рассматриваем, есть ли признаки нарушения, чтобы понимать, нужно ли открывать дело, или нет. Так, мы видим, что признаки монопольного положения есть, есть ли злоупотребление монопольным положением — мы исследуем».

А вот по данным внутренней неаудированной отчетности «МХП», контрольный пакет которого принадлежит экс-первому заместителю главы администрации Петра Порошенко Юрию Косюку, в первом полугодии 2017 года экспорт курятины вырос на 44% и составил 123 тыс тонн (в 1-ом полугодии 2016 года — 85,2 тыс тонн) в результате роста спроса в ЕС, странах Африки, а также ОАЭ и Саудовской Аравии. При всем этом объемы производства курятины «МХП» остаются стабильными из года в год и квартала в квартал — в первом полугодии компания выпустила 287,6 тыс тонн мяса в живом весе.

«То есть, на рынке курятины случился такой же дефицит, как и в случае со свининой, однако если там производители несли убытки из-за бушующей африканской чумы, то в случае с Косюком он увеличил прибыли, — отмечает автор материала. — По данным СМИ, экспортные цены «Мироновского хлебопродукта» на курятину с начала года так же выросли. Например, куриные задние четверти в начале года «МХП» экспортировал в Грузию по 60 центов за кг, а уже в июне — по 85 центов. Другой вопрос, что каким-то «странным образом» курятина в Украине после всех этапов подорожания стала стоить больше, чем в Восточной Европе«.

Журналист отмечает, что в «Мироновском хлебопродукте» уверяют, что рост цен обусловлен увеличением затрат. Руководитель отдела по работе с инвесторами и СМИ агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт» Анастасия Соботюк сообщила, что рост себестоимости с начала года на мясо птицы у агрохолдинга составил порядка 20%.

«Но у всякой медали есть обратная сторона. «МХП» — вертикально интегрированная компания, которая выращивает свое зерно, производит комбикорм для бройлеров, — констатирует Владислав Боровиков. — В себестоимости курятины доля комбикорма достигает 70%. Так что легко догадаться, куда ушла прибыль от повышения цен, и показатели «МХП» это доказывают».

Leave a comment

Your email address will not be published.


*