Автомафия: смогут ли украинцы покупать доступные авто?

В Украине тарифы на коммунальные услуги, цены на продукты питания, стоимость горючего находятся уже практически на уровне с европейскими. Дороже, чем в Европе, украинцам обходится приобретение автомобиля. Власть, установив высокие таможенные пошлины и акцизы на ввоз в Украину автомобилей из-за границы, заставляет обедневшее населения нарушать законодательство, искать схемы, чтобы сэкономить на покупке авто. Как следствие, по неофициальной информации, количество автомобилей на «Еврономерах», которые находятся в Украине, составляет уже около двух миллионов. С одной стороны — это неуплаченные налоги, ДТП, в котором трудно установить виновника, а с другой — возможность для украинцев покупать доступное средство передвижения.

Именно поэтому владельцы автомобилей на «евробляхах» организовали акцию протеста с требованием дать им возможность легализовать свои автомобили. В комитете Верховной Рады по вопросам таможенной политики на второй день протестов пообещали, что подготовят необходимый законопроект. Однако, как выяснилось, после легализации уже имеющихся автомобилей власть запретит ввозить в Украину автомобили на Еврономерах.

Данные 2016 года. Даже в России приобрести автомобиль дешевле, чем в Украине.

Почему украинцы не имеют возможности приобрести доступные качественные автомобили? Что означает достижение взаимопонимания между пикетчиками на «евробляхах» и депутатами? Об этом «World News» общался с политологом Александром Радчук и бывшим министром экономики Украины, председателем наблюдательного совета Украинской государственной инновационной компании, президентом Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Почему возникла проблема с авто на «евробляхах»?

Александр Радчук:

Одна из основных причин, которая озвучивается — это защита украинских автомобильных производителей. Вторая — необходимость наполнения государственного бюджета. То есть две основные причины — протекционизм и необходимость латания бюджета. Обоснованности этих причин, можно сделать выводы по тому, сколько именно «ЗАЗ» изготовил легковых автомобилей. А за прошлый год это было примерно 4000. При этом большинство из них — это крупно узловая сборка. Это когда разобраны автомобили завезли из Кореи и собрали их в Украине. Такие машины продаются, как якобы изготовленные в Украине. Но есть еще так называемая тяжеловесная сборник, то есть автобусы. И эти заводы с тяжеловесной сборки принадлежат в том числе и нынешнему президенту Порошенко. То есть здесь прослеживается прямая протекционизм.

По наполнению бюджета, то эта причина тоже натянута. Потому что бюджет можно наполнять и другими методами, не платя таких драконовских налогов. На самом деле — это прикрытие. Потому что можно упростить растаможку и украинцы завезут из-за рубежа больше автомобилей, и этим мы сможем наполнить бюджет не хуже. В конце концов, автомобиль — это мобильность. А мобильность даст смогу развивать внутренний туризм. Чем больше люди смогут передвигаться, тем лучше для экономики. А если власть боится транспортного коллапса, то пусть заботятся о развитии инфраструктуры.

По моему мнению, стоимость процедуры растаможивания можно смело уменьшать.

Владимир Лановой:

Нужно уменьшать, поскольку высокие таможенные платежи — это угроза для Украинской. Автомобили в США стоят дешевле, чем в Европе, а в той же Европе дешевле, чем у нас. То есть это означает, что в Украине купить авто обойдется существенно дороже, чем в США. Высокие таможенные тарифы и акциз на ввоз автомобилей — это способ банды наживаться на людях. Благодаря этому богачи ставят нас в затруднительное положение, зарабатывают на этом взятки. Поэтому с этими неадекватными и необоснованными сборами нужно завершать. Ведь именно они и способствуют коррупции, вымогательству денег и тому подобное. Вот поэтому возмущение и достигло максимальной точки.

Как так сложилось, что мы поддерживаем автопром, которого нет?

Владимир Лановой:

Если не ошибаюсь, в 1995 году в Украине был принят парламентом закон о развитии собственного автомобилестроения. Там были введены дополнительные платежи на ввоз автомобилей. В законе были прописаны специальные пошлины даже в соответствии с мощностью двигателя и тому подобное. Но тогда этот закон принимали с условием: мол, давайте 4-5 лет эти ограничения подействуют для иностранных автопроизводителей, чтобы поднять наш ЗАЗ, а затем отменим. Как следствие — ничего у нас не подняли. «АвтоЗАЗ» выкупило Daewoo, которое впоследствии обанкротилось. После чего корпорация «УкрАВТО» выкупила «АвтоЗАЗ». То есть нормы этого закона по поддержке отечественного производителя давно не актуальны. Давали же 5 лет на поднятие автопрома — он не поднялся. То есть этот закон должен прекратить свое действие.

Зато наши нынешние чиновники делают вид, что они ничего не знают, что их это не интересует. А потому история о высокие пошлины и акцизы на автомобили — старая и непонятна. Но уже традиционно складывается впечатление, что у нас все делается под кого-то, только не под людей.

Под кого тогда же пишутся «автомобильные» законы?

Владимир Лановой:

В нашем автомобильном бизнесе действует мафия, с помощью парламента и власти создала условия, как скачивать с Украинской деньги. Например, даже если не говорить очевидные вещи о грабительские цены на авто, то нас грабят даже на запчастях к автомобилям. Приведу пример: вот есть автосервис, который должен обслуживать авто, но и там действуют преступные схемы, согласно которым налог на добавленную стоимость платится на импортные детали раз на границе и все уже включено в стоимость деталей. Зато автосервисы, предъявляя людям стоимость работы, стоимость деталей вдруг включают в квитанцию ​​НДС. То есть потребитель налог на добавленную стоимость платит дважды. Это элементарный пример, но никто из налоговиков не придет к этим дельцов и не спросит, а почему вы заставляете потребителей платить НДС дважды? И потому что на этом ДФС зарабатывает. В автомобильной промышленности и автосервисе действует одна мафия, такие как Васадзе и другие, меньшие фигуры. Еще, что немаловажно, это то, что эта мафия в 90-е годы автомобильные заводы, комплексы, получила от государства фактически за бесценок: не было никаких конкурсов, никаких аукционов. И сейчас никто не вмешивается. Государство не контролирует. Правоохранительные органы в лучшем случае не вмешиваются, в худшем — сотрудничают. Таможенники сотрудничают на тех же таможенных пунктах, зарабатывая на этом. А украинцы, как следствие, молчат, когда их заставляют втридорога покупать автомобили.

Какие схемы ввоза в Украину автомобиля на «евробляхах» сейчас?

Александр Радчук:

По схемам, то в странах ЕС сорганизовались предприятия, которые «помогают» оформить авто для граждан Украины на компанию, например, литовский, а покупателю предоставляют доверенность и документы, по которым якобы покупатель работает на эту компанию. Кроме того, есть еще схема, согласно которой автомобиль оформляют на резидента страны ЕС, он ввозит ее в Украину, а Украинская предоставляется право пользования авто. Эти схемы используют в автомобильной сфере, впрочем, они юридически не предоставляют покупателю права собственности на автомобиль. Эти схемы, по-моему, выгодные определенным кругам, которые имеют отношение к поставкам нелегальных автомобилей. Ведь такое количество фирм, которые занимались оформлением автомобилей на резидентов ЕС, впечатляет. И чтобы такой автомобиль мог легально находиться в Украине, в такую ​​схему нужно привлечь очень много иностранцев. Ведь не может быть у одного человека миллион автомобилей. И если этот бизнес уже стоит на определенных рельсам, то есть и определенная система. А это значит, что эта система интересует не только обычных украинский, но и определенные деловые круги.

Украинские власти ввели льготная пошлина на растаможку автомобилей стандарта «Евро 5». А что с автомобилями других стандартов, их можно растаможить?

Александр Радчук:

Автомобили стандарта «Евро3» или «Евро 4» можно растаможить, но это очень дорого. У нас сейчас разделили автомобили на те, что подпадают под экологический стандарт «Евро 5», и ниже. Введение в Украине стандарта «Евро 5» властью объяснялось так, что это требование ЕС, которая была необходима для подписания ассоциации. Правительство, Верховная Рада и Президент говорили, что это так. Хотя почему, к примеру, таких требований нет в той же Литве? Это тоже вопрос. Но все же этот новый закон о льготном растаможивании автомобилей стандарта «Евро 5» был подписан Президентом и действие которого, кстати, истекает в конце 2018 года. И если брать ниже стандарты, то это авто «Евро 4», которые в Европе очень дешевыми и и их выгодно покупать. Зато у нас уже их покупать крайне дорого. Ведь, если учесть все наши налоги, то получается, что стоимость этой машины в Украине растет вдвое по сравнению с заграницей.

А как в других странах-соседях Украины, которые не являются членами ЕС, решили эту проблему?

Александр Радчук:

Вот есть опыт Молдовы. В них нет и никогда не было своего автопрома. Но там, к примеру, в среднем стоимость растаможивания автомобиля составляла примерно до 10% от стоимости автомобиля. Правда, у них тоже есть экологические ограничения. Но автомобиль стандарта «Евро 4» им разрешалось пригнать. В среднем, если автомобиль для жителя Молдовы стоила 5 тыс. Евро, то растаможка — 500 евро плюс оформление еще 200 евро. То есть там значительно более благоприятная ситуация. У нас наоборот — покупка автомобиля может стоить, скажем, 3000 евро, а растаможка, акциз, налоги и оформление стоит где-то примерно, как тот же автомобиль: еще 3,4 — 4 тыс. Евро.

Владельцы «евроблях» подписали меморандум с депутатами Верховной Рады, которые пообещали решить данную ситуацию. Как думаете, каким образом они ее решать?

Александр Радчук:

В начале года уже было зарегистрировано около двух десятков различных законопроектов, которые должны урегулировать эту ситуацию. Сейчас подписали меморандум. Очевидно, какие-то уступки будут. Но пока непонятно: решится вопрос конкретно тех «евроблях», которые уже ездят, будет упрощена сама процедура растаможивания. Это две большие разницы. То есть, если просто власть разово решит проблему автомобилей на иностранных номерах — тех, которые были уже ввезены, то это будет несправедливо к остальным автовладельцев, которые все платили официально. Если же ьуле решен вопрос с растаможкой, тогда действительно это была бы победа. Но процедура принятия этого законопроекта, думаю, может затянуться. То есть сейчас Кабмин каким-то своим указам сможет легализовать машины на «евробляхах», которые уже завезены. А в парламенте процедура принятия законопроекта об уменьшении пошлины может затянуться на долго. Поскольку есть мощное лобби якобы «украинских автопроизводителей», и Комитет по таможенной политике у нас возглавляет депутат от БПП. И сейчас решать этот вопрос объективно довольно трудно. Тем более в ситуации, когда мало времени осталось до выборов. Поэтому, скорее всего, ВР в год затянет процесс уменьшения акцизов и пошлин.

То есть украинцы будут покупать авто по завышенным ценам и дальше?

Владимир Лановой:

Наивно надеяться, что что-то решится в пользу украинского. Наша власть ни на что не реагирует и делает так, как выгодно только ей. Эти чиновники, вместо помочь людям с возможностью ввозить доступные автомобили, закрываются в высоких кабинетах, облагаются вооруженными батальонами и не реагируют на реальные проблемы. Потому что они банально ничего не хотят менять. Понимаете, пока будет возможность зарабатывать на взятках — до тех пор ничего не изменится.

Причем нынешние чиновники безоговорочно верят, что они скроются от ответственности в будущем. Вместе с тем, как показал протест водителей с «Еврономер», наша власть панически боится того же народа. Парадокс!

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*