Дорожные фантазии правительства Украины: что обещает Гройсман и как будет на самом деле?

Идеальный порядок на украинских дорогах за 3-5 лет. Это обещание премьер-министр Украины не устает повторять. Но возможно ли это — World News решил подсчитать с помощью экспертов.

Тема дорог всегда актуальна перед любыми выборами. Вот и сейчас премьер-министр Украины Владимир Гройсман слишком часто стал повторять одну и ту же Байку — по-настоящему качественные дороги по всей Украине за 3-5 лет. Только в понедельник, 11 сентября, на Twitter аккаунте премьер-министра было сразу 8 постов о дорожном ремонте.

Ремонт менее 1 процента дорог

170000 километров — именно такая общая протяженность украинских дорог государственного и местного значения. 95 процентов из них по данным министерства инфраструктуры является изношенными и не соответствуют современным требованиям. Чтобы привести их в порядок за короткое время, нужно ежегодно ремонтировать около 30 000 километров, утверждают эксперты. «Из них 15 000 километров — капитального ремонта и еще 15 000 — среднего текущего. Сейчас мы ремонтируем от 500 до 1000 километров дорог в год», — объясняет председатель ОО «Моя дорогая» Роман Хмель. И действительно, согласно статистике «Укравтодора», которую получила DW, пока за год ведомство успевает отремонтировать в среднем менее тысячи километров дорог.

То есть в тридцать раз меньше потребности, или менее 1 процента всех дорог. Причем в основном делается только средний текущей ремонт. Самый большой «бум» произошел не во времена правления Владимира Гройсмана, и даже не во времена премьерства Арсения Яценюка. Больше дороги ремонтировались в период подготовки к финалу чемпионата по футболу «Евро-2012»: около двух тысяч километров дорог в 2011 году и 1600 километров — в 2012 году.

Для сравнения: в этом году отремонтировано пока семьсот километров дорог, хотя в «Укравтодоре» обещают увеличить эту цифру до тысячи километров до конца года.

В пять раз меньше средств, чем нужно

В «Укравтодоре» не скрывают, что все сводится к недостатку средств. Например, средний текущий ремонт одного километра дороги, который нужно делать каждые пять лет, стоит, по разным данным, до 10000000 гривен. Между тем капитальный ремонт этого же километра, который надо делать каждые десять лет, — до 20-30 миллионов гривен. А иногда и к 50000000 гривен, если это дорога первой категории с тремя-четырьмя полосами движения в каждом направлении.

По подсчетам экспертов, чтобы идеально отремонтировать все дороги, нужно ежегодно выделять по меньшей мере 100 000 000 000 гривен. И тогда, не за три-пять, как утверждает премьер-министр, а всего за 10 лет можно будет привести в порядок все украинские дороги.

Но достаточно взглянуть на нынешний уровень финансирования ремонта дорог, чтобы понять, что и этот срок является фантастическим. Например, в этом году из госбюджета «Укравтодора» выделили лишь 17000000000 гривен, из них более пяти миллиардов ушло на погашение долгов. Хотя еще в начале года обещали 30000000000. То есть на ремонт дорог непосредственно осталось только +12000000000. «То есть по сути мы уже сейчас отстаем в пять раз, — заключает Роман Хмель. — Потому что если по прогнозам нам нужно 10 лет 100000000000 гривен ежегодно, то при нынешних темпах финансирования и ремонта нам надо уже 50 лет для того, чтобы привести дорогу в порядок «.

Почему дорожный фонд не поможет?

Впрочем, в правительстве надеются, что средств на ремонт станет больше, когда с 1 января следующего года заработает Дорожный фонд. Он предусматривает, что все акцизные сборы и пошлины от нефтепродуктов, топлива и автомобилей тратить на ремонт дорог. Но не все так просто. Во-первых, с 2018 года в этот фонд пойдет только половина собранных средств, через год, в 2019 году — уже 75 процентов, а в 2020 году — 100 процентов. Во-вторых, ежегодно госбюджет собирает до 35-40 миллиардов гривен из этих сборов и пошлин. То есть даже если Дорожный фонд заработает на 100 процентов, то собирать вдвое меньше, чем нужно для быстрого приведения в порядок дорог.

Но даже если бы деньги и были, то их не успели бы использовать, говорят эксперты. По их мнению, сейчас для выполнения больших объемов работ просто не хватает мощностей. Ведь «Укравтодор» является лишь заказчиком работ, а исполнители — государственные и частные компании. «У нас всего две-три компании, которые занимаются капитальным ремонтом, — говорит эксперт дорожной отрасли Андрей Мартенс. — У нас практически нет иностранных компаний из-за того, что у государства нет долгосрочной программы. Именно поэтому инвестор не видит для себя перспектив и не может инвестировать деньги в развитие своего бизнеса в Украине «. Следовательно, заявления премьер-министра о качественных дороги уже через три-пять лет украинские эксперты считают более предвыборными лозунгами, чем настоящими планами.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*