План Маршалла для Украины: панацея или дальнейшая деградация?

Для поддержания экономики Украины по инициативе Литовской Республики, с участием бывшего премьер-министра Литвы Андреаса Кубилюса и украинского вице-премьер-министра Степана Кубива разработали «Новый европейский инвестиционный план для Украины и других стран-членов программы Восточного партнерства», или же так называемый «План Маршалла». Его должны рассматривать в ноябре этого года на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Доверчивые украинцы, которые постоянно ожидают спасения из-за границы, конечно, обрадовались, потому что и дальше надеются, что кто-то придет и сделает все за нас.

Что такое «план Маршалла»?

План Маршалла в своем первоначальном смысле — это американская программа экономической помощи Европе после Второй мировой войны, которая начала действовать с 1948 года. Ее разработал тогдашний госсекретарь США Джордж К. Маршалл.

Как отмечает профессор, доктор экономических наук, директор Института международного делового сотрудничества Леонид Кистерский, согласно «плану Маршалла», с 1947 г.. До 1952 г.. 16 европейских стран получили около 13 млрд долларов в виде экономической и технической помощи.

Страны и суммы кредитов, которые они получали в соответствии с «плана Маршалла»

«Сейчас цифра помощи по« плану Маршалла »не сдается значительной, но в то время, в отдельные годы его выполнения она равнялась почти 10% федерального бюджета США, или 2% валового национального продукта. Если бы американцы захотели повторить «план Маршалла», сейчас его эквивалент составил бы около 220 млрд долларов », — отмечает профессор.

Вместе с тем, реализация «плана Маршалла» предусматривала ограничения, установленные США для стран-получателей кредитов. В частности, они должны были отказаться от национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству (при том происходило торможение развития конкурентных из США отраслей промышленности), снять ограничения по импорту американских товаров и снизить ввозные таможенные платежи, ограничить торговлю с социалистическими странами. Запрещалось также вывозить товары, завезенные из США. Соблюдение этих условий контролировала специально созданная Администрация экономического сотрудничества.

Продовольствие, топливо, минудобрения составляли 70% американской помощи Европе. В то же время американский бизнес по выгодной цене скупал западноевропейские предприятия.

Несмотря на то, как отмечает профессор Леонид Киндзерский, уже в начале 1950 года инфляцию в большинстве стран-участниц «плана Маршалла» был остановлен, а объемы внутриевропейской и внешней торговли серьезно превышали показатели, ожидаемые в начале выполнения этого плана.

«За четыре года его реализации валовой национальный продукт западноевропейских стран вырос более чем на 32%: с 120 млрд долл. в 159 млрд долл .; сельскохозяйственное производство превысило довоенный уровень на 11%, а промышленное производство — на 40%. Начиная с 1952 года, экономика Западной Европы вошла в период невиданного подъема, которое продолжалось более 20 лет », — отмечает профессор.

Что известно о плане «Кубилюса-Кубива»

Зато план «Кубилюса-Кубива», который по аналогии называют у нас «планом Маршалла» для Украины, по словам его инициаторов, основанный на опыте Литвы при проведении реформ в 1990-х. Об условиях самого плана, который должны рассматривать в ноябре на саммите Восточного партнерства в Брюсселе, известно пока мало.

Как отметил во время брифинга экс-премьер-министр Литвы Андреас Кубилюс, для подъема украинской экономики мировое сообщество должно выделять не менее 5 млрд евро ежегодной поддержки реформ, которые должны быть направлены на экономический рост и развитие, что должно обеспечить Украине рост экономики на 6 8% годовых. Помощь Украине должно предоставляться в течение десяти лет.

«Мы отталкивались от подсчетам экспертов. Скажем, экс-министр Наталия Яресько считает, что за пять лет нужно влить в реальную экономику около $ 25 млрд евро. Другой эксперт Андерс Аслунд говорит о 5 млрд евро в год, то есть выходим на ту же сумму. По оценкам Аслунда, это подняло бы рост экономики до 6-8% с ​​нынешних 2% », — подчеркнул Кубилюс.

Он также отметил, что кроме инвестиций рассматривается идея выделить для Украины 3% бюджета ЕС за счет европейских налогоплательщиков. Однако в предоставлении такой помощи Украине Кубилюс не уверен.

«Речь идет о 30000000000 евро. Это дополнительно к тем 5 млрд в год, о которых мы говорили. Посмотрите на наш пример: сейчас Литва получает около 10000000000 евро в год. Сокращение на 3% означает, что мы бы получали 9,7 миллиарда. Конечно, другие страны могут отрицать, но я не считаю, что это должно мешать нам выходить с такой инициативой. Мы ставим этот вопрос, поскольку сейчас ЕС подходит к обсуждению своей новой финансовой перспективы на 2020-27 годы. Будет ли это утвержден — конечно, уверенности нет. Но такая возможность есть », — сказал Кубилюс.

Нужен ли нам такой «план Маршалла» и что он означает для Украины? Об этом «World News» спросил у международного эксперта Игоря Гарбарука и председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака.

В чем, по вашему мнению, заключается «План Маршалла» для Украины?

Андрей Новак:

Результат поиска изображений по запросу

Украинский «план Маршалла» называют «планом Кубилюса-Кубива». Его реализация, очевидно, имеет определенную перспективу, поскольку о нем уже заговорили в ЕС. Но стоит отметить, что если проводить аналогию с «планом Маршалла», который разработали США для стран Западной Европы после Второй мировой войны, то этот план предусматривал внешнее финансовое управление. То есть США предоставляли кредиты и инвестиции странам Европы, но за эти же кредитные средства США сами у себя закупали продукты питания и оборудование и отправляли их в европейские государства. То есть фактически страны Европы этими деньгами не распоряжались. А Штатам это было выгодно, потому что, предоставляя кредиты европейским странам, они имели стабильные рынки сбыта. Что же касается Украины, то сегодня трудно представить, чтобы наши олигархи позволили внешнее финансовое управление. Тогда же нечего будет украсть.

Такие «планы Маршалла» для Украины пишут ли не ежегодно. Какая перспектива на этот раз?

Андрей Новак:

Да, такие инициативы по «плану Маршалла» для Украины появлялись уже не раз. Всего их было шесть. Впервые о финансовой помощи Украине заговорили еще в 2007 году. Тогда организация «People-Centered Economic Development» предложила документ «Microeconomic Development and Social Enterprise in Ukraine: A« Marshall Plan »for Ukraine». Он предусматривал ряд социальных реформ и стимулирования развития малого бизнеса. Другие планы спасения Украины были разработаны уже после аннексии Крыма и российской агрессии. В 2014 французский журналист и философ Бернар-Анри Леви предложил свой «План Маршалла» для Украины, предусматривающий создание специальной страховой компании, финансировалась бы страховыми компаниями из стран-членов ЕС и украинскими олигархами, а также большую европейскую заем в форме долговых обязательства » обязательств государственного казначейства Украины, будут гарантированы ЕЦБ и МВФ. Далее — британский историк, писатель и журналист Тимоти Гартон Эш в сентябре 2014 предложил программу 10-летнего плана помощи для Украины и предложил назвать его «План Меркель». План предусматривает военные, политические и экономические шаги, в том числе поставка оборудования и вооружений, готовность НАТО вести такую ​​же гибридную войну, которую ведет Россия; предоставление Украине безвизового режима с ЕС; экономическую помощь Украине. А в апреля 2015 года года общественной инициативой «Marshallplan für die Ukraine» была зарегистрирована в Бундестаге Германии петиция по реализации плана помощи Украине. Авторы аргументируют свой план тем, что ключ к мирному развитию Европы находится сейчас в Украине. 29 февраля 2016 депутат Бундестага Карл-Георг Вельман сообщил о начале разработки Плана Маршалла для Украины. Кроме того, в 2017 году Европейской партией был разработан план о долгосрочную поддержку Украины. Этот документ, как и план «Кубилюса-Кубива», предусматривает финансовую поддержку реформ на сумму $ 4-5 млрд в год. Но через бешеную коррупцию в Украине все эти планы попали «под сукно».

Что можете сказать о сегодняшних «план Кубилюса-Кубива»?

Андрей Новак:

Если конкретно, то эта инициатива непонятно чья, но поддержана бывшим премьер-министром Литвы и якобы получила одобрение со стороны Европейского Союза. И все, что на сегодняшний день известно — это то, что непонятно, кто будет давать нам кредиты в размере пяти миллиардов ежегодно в течение десяти лет. Валюта этих кредитов тоже, кстати, неизвестно. Этот «план Маршалла» для Украины, или же план «Кубилюса-Кубива», будет представлен на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Сейчас для экспертов непонятным вопрос, кто конкретно будет предоставлять эти кредиты: Европа, США или какие-то коммерческие структуры, вроде МВФ. Украина еще не является членом ЕС, а потому рассчитывать на кредитование Евросоюза не стоит. По США, то можно себе представить такое кредитование. Но пока только представить.

Игорь Гарбарук:

Возникает впечатление, что четкого представления о плане нет ни у кого из тех, кто о нем говорит. Есть только его идея, реализация которой может стать либо успехом, или очередным разочарованием для страны и ее партнеров. Одни сторонники «плана Маршалла» видят в нем перечень крупных инфраструктурных проектов. Другие видят его в виде поступления иностранных инвестиций в объеме 4-5 млрд евро в год, что должно ускорить рост реального ВВП с прогнозируемых на этот год 1,6-1,8% до 4-5%. Неизвестно, откуда такие расчеты, но этот объем точно не повлияет на темпы экономического роста. К тому же, речь снова идет о кредитах международных финансовых организаций, которые увеличивают и без того сверхбольшой госдолг, который нужно возвращать в основном благодаря бюджета.

Пять миллиардов достаточно, чтобы поднять экономику Украины?

Андрей Новак:

В законе о «Госбюджет Украины на 2017 год» расходы нашего бюджета предусматривались в размере более 75 миллиардов гривен, то есть более 20000000000 долларов. 5000000000 долларов или евро в год — это не столь большой суммой, которая могла моментально поднять нашу экономику и кардинально изменить фактическую ситуацию. Вообще, здесь есть два сценария: при реализации данного плана можно было бы рассчитывать еще и на инвестиции из других источников, то есть это дало позитивный сигнал для иностранных инвесторов. Или же другой — ничего не изменится, только увеличится государственный долг Украины, а он у нас и так превышает 75000000000 долларов. То есть каждый украинец должен кредиторам Украины более 46 000 гривен.

По вашему мнению, если этот план возьмутся реализовывать, во что вкладывать кредиторы или инвесторы эти 5000000000?

Андрей Новак:

Как инвестор, так и кредитор дает деньги только на те отрасли, которые являются уже прибыльными или имеют такой потенциал. Скорее всего, речь идет о таких сферах, как энергетика, IT-технологии, аграрный сектор.

«План Маршалла» в 1947 году для стран ЕС предусматривал ряд условий. Сейчас об условиях нам ничего не говорят. Но они будут?

Игорь Гарбарук:

Результат поиска изображений по запросу

Рассмотрим пример Германии. Сначала США хотели сделать все, чтобы Германия не могла возродиться промышленно, ведь там были сверхмощные промышленные комплексы и большое количество специалистов. Поэтому американцами сначала был разработан «План Моргентау», который предусматривал превращение крупной промышленной страны в картофельное поле. То есть сначала они хотели сделать из Германии сырьевой придаток. Но потом пришло понимание, что им ведь нужно будет куда-то вывезти и расселить 23 миллиона «лишних» немцев. Поэтому придумали «план Маршалла». Фактически США большие средства инвестировали в Германию из-за того, что это была страна-буфер между европейским миром и Советским Союзом.

Что касается Украины, то наша сегодняшняя ситуация очень похожа. Сейчас происходит очередное противостояние между США и Россией. Мы стали полем битвы для этих государств. И чтобы нам никто не выставлял кабальные условия, есть самостоятельно выйти из этого кризиса. А это мы сможем сделать только тогда, когда в основе стратегической политки государства будет украинец, а не интересы олигархических групп и мировых корпораций.

То есть должны найти свое место в мире. И никто, кроме нас, этого не сделает. Если мы будем выполнять требования, которые перед нами ставить наши кредиторы — это путь к бедности. Мы только распродадим лес, землю и окажемся ни с чем. Достаточно вспомнить, что мы уже распродали свою промышленность. Украина, чтобы развиваться, прежде всего нужно избавиться от комплекса второсортности и неполноценности.

Вочевиль поэтому и план спасения Украины пишут не украинские специалисты, а разрабатывают в других государствах?

Игорь Гарбарук:

План развития или спасения Украины могут разработать только украинцы. Ведь любой снаружи, каким бы он ни был патриотическим или лояльным к нам, разрабатывать те планы, которые будут работать на его народ и его страну. И если мы считаем, что наши европейские партнеры будут работать исключительно ради Украины — это заблуждение. Как, например, Германия может инвестировать в промышленность Украины, если через определенный промежуток времени та же Украина будет производить настолько хорошую продукцию, которая сможет конкурировать с немецкой? То есть это нонсенс. Поэтому иностранные государства нам напишут такие правила, что в конце мы станем исключительно сырьевым придатком и потребителем их продукции. Тезис «придите и что-то нам сделайте» — это не позиция ответственной власти. Это позиция безответственных импотентов.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*