Операция Ликвидация: За кулисами пенсионной реформы Гройсмана

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал уже с 1 октября благодаря так называемой пенсионной реформе увеличить выплаты для почти 9000000 украинских пенсионеров. А после того, как в Верховной Раде эту реформу не поддержали нардепы, премьер-министр даже пригрозил уйти в отставку.

«Примерно 1300000 украинцев получат к своей пенсии ежемесячно до 200 грн. Для 1200000 людей повышение составит от 200 до 500 грн. Два миллиона получат повышение на 500-1000 грн. И еще более 1100000 украинцев получат более 1000 грн ежемесячной доплаты. Кроме этого, 1 октября в очередной раз вырастет минимальная пенсия — до 1373 грн. Таким образом, рост выплат в этом году коснется почти 9 млн среди 11900000 пенсионеров», — говорится в сообщении правительства.

Действительно ли все так просто, как заявляет правительство, и какие последствия для украинцев будет иметь эта пенсионная реформа?

Об этом корреспондент «World News» спросил у научного консультанта «Института общественно-экономических исследований», экс-заместителя министра здравоохранения Украины Игоря Яковенко, народного депутата Украины Михаила Головко, директора негосударственной фонда Института трансформации общества Олега Соскина и директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Бала.

Что предусматривает пенсионная реформа в исполнении правительства Гройсмана?

Игорь Яковенко:

Сейчас однозначно нужны изменения в пенсионной системе. Ведь в Украине существует дефицит пенсионного фонда в сумме примерно 150 000 000 000 гривен в год, который дотируется из государственного бюджета. У нас на сегодняшний день где-то на одного официально работающего человека приходится примерно один пенсионер. Если даже заработная плата в Украине на уровне 8000 гривен, единый социальный взнос у нас на уровне 20%. То есть объективно один работающий человек у нас осуществляет отчисления в пенсионный фонд в размере 1600 гривен. А это значит, что средняя пенсия должна быть на уровне 1600 гривен. А потому во внимание был взят не возраст выхода на пенсию, потому что это не воспринимается населением, а страховой стаж. Изменения в пенсионной системе, предложенные правительством, предусматривают, что с 2019 года, чтобы выйти на пенсию в возрасте 60 лет, страховой стаж должен быть не менее 25 лет. И не менее 15 лет, если человек дожил уже до 63 лет. Поэтому те, кто уже в 2019 году, в 60 лет без 25 лет страхового стажа, не смогут выйти на пенсию. Эта цифра будет постепенно увеличиваться до 35 лет страхового стажа.

Были также пересмотрены льготные категории населения, которые имеют досрочный выход на пенсию. Речь не идет о полной отмене или запрете льгот, а о налогообложении их. Был также снижен коэффициент страхового стажа с 1,35 до 1. Это, конечно, при расчете пенсий приведет к тому, что ее размер будет уменьшен. Но для тех, кто работал много лет, снижение пенсий не будет таким существенным. Также при расчете пенсий, во внимание будут заработной плате за последние три года. В принципе, законом была предусмотрена индексация пенсий, но она с 2012 года не проводилась. Сейчас она предусмотрена уже в этом законе об изменениях в пенсионной системе. То есть с одной стороны есть факторы, которые повлияют на рост пенсий, но с другой стороны, есть и факторы, которые будут сдерживать ее рост.

Михаил Головко:

Эта пенсионная реформа ничего на самом деле не реформирует. А это так называемое осовременивание пенсии не имеет никакого отношения к реформе. Ведь ничего не мешает правительству Гройсмана проводить индексацию пенсий раз в два года, просматривая размер выплат. К сожалению, за последние пять лет этого ни разу не было сделано. Хотя, согласно постановлениям правительства, они должны были это делать раз в два года. Зато с 2012 года этого никто не делал. Соответственно, когда Гройсман говорит, что повысить пенсионные выплаты без принятия парламентом этой так называемой реформы невозможно, он откровенно лжет.

Наше правительство ничего не делает и прикрывает свои недоработки обещаниями о «фантастическую» пенсионную реформу. Зато этот закон не имеет никакого отношения к реформе. Единственная суть этого закона — это банальное увеличение пенсионного возраста. Его целью является искусственное физическое устранение людей от получения пенсий в 60 лет.

Олег Соскин:

Реформа — это изменения в определенной сфере жизнедеятельности, которые приводят к положительному результату для общества. И в законе, который нам предлагают Гройсман и правящая коалиция, никакой реформы для украинцев нет. Наоборот — в этих изменениях заложены Правящая-олигархические выгоды.

И действительно, в отношении тех людей, которые на пенсии, то индексация их пенсионных выплат не происходила уже более пяти лет. При этом уровень инфляции, особенно в последние три года, активно увеличивался. У нас цены выросли примерно в десять раз. А пенсии остались на уровне 2012 года. Хотя действительно есть постановление Кабмина, согласно которому индексация пенсий должно происходить раз в два года в соответствии с ростом потребительских цен. Но условия этого постановления ни правительство Яценюка, ни Гройсмана не выполняли. А значит, они нарушали закон Украины. Далее, нужно предложить механизм, как интегрировать пенсии этим 12 млн пенсионеров. Зато нам говорят, что одним пенсию поднимут, а другим — уменьшат. Но о самом механизме пока ничего неизвестно.

Тем, кто будет выходить на пенсию, предлагают постепенное увеличение страхового стажа от 25 до 35 лет. А чтобы получать даже не пенсию, а социальную помощь, нужно иметь 15 лет трудового стажа. Предлагается сохранить солидарную пенсионную систему. Но этого нельзя делать! Ведь население Украины очень быстрыми темпами уменьшается и по прогнозам уже к 2060 году доля людей старше 60 лет увеличится более чем на 10 процентов. А их соотношение с численностью населения в возрасте 18-59 лет повысится почти вдвое (до 70%). А это значит, что за пять лет эта пенсионная система рухнет. У нас Пенсионный фонд и так банкрот, который финансируется из дефицитного госбюджета.

В чем заключается это искусственное повышение пенсионного возраста?

Михаил Головко:

В этой реформе потребовали: если нет страхового (не трудовой!) Стажа 25 лет по состоянию на 1 января 2018 года, то человек не может в 60 лет выйти на полноценную пенсию, а получать только так называемую социальную помощь в возрасте 65 лет. И если человек вынужден будет работать до 65 лет, то это означает фактические проблемы с рабочими местами для молодежи. Соответственно, молодые люди будут вынуждены выезжать из страны. Кроме того, есть проблемы с низкой продолжительностью жизни в Украине. Так, по подсчетам ученых, украинские мужчины в среднем живут 63 года, женщины — 72 года. В этом мы не можем приравниваться к Европе, население которой живет на 10 лет дольше, чем в Украине. Демографические данные означают, что мало кто из украинцев сможет дожить до пенсии. И это действительно большая проблема. Поэтому это искусственное, завуалированное повышение пенсионного возраста — недопустимо. Более того, в законе правительство пересмотрело коэффициент начисления пенсий от размера заработной платы. Например, на сегодняшний день коэффициент составлял 1,35, то есть 70% от заработной платы. В этом проекте пенсионной реформы, правительство поставило коэффициент 1, а это 50% от зарплаты. То есть в украинском параллельно с повышением хотят украсть 20% заработанной пенсии.

Если люди будут уходить на пенсию не по возрасту, а за наличие страхового стажа — все ли смогут «дотянуть» до 60 лет? Кто в зоне риска?

Игорь Яковенко:

Особенно будет тяжело тем людям, которые имеют маленький стаж, или не смогут подтвердить свой стаж. Ведь 35 лет страхового стажа — это очень большой период. Если мы возьмем человека, который родился в 1957 году, то она гарантированно имеет 15 лет советского стажа, ведь тогда все работали официально. Но дальше — были 90-е, когда люди были не против официальной зарплаты, но не могли ее получить. То есть, очевидно, что этот человек в 60 лет не сможет выйти на пенсию. Поэтому вскоре может возникнуть социальная напряженность. Особенно она будет нарастать в людей 1965-1966 года рождения. То есть в ближайшее время будет расти количество граждан, которым исполняется 60 лет. И появится определенное количество людей, которые из-за отсутствия стажа не смогут получить пенсию. Далее в зоне риска у нас частные предприниматели. Это категория людей, которая в соответствии с указом президента у нас возникла в 1998 году. Но почему-то около 15 лет государство не обязывала их платить ЕСВ. Сейчас этим людям никто страховой стаж не насчитывает, они также не смогут выйти на пенсию в 60 лет. То же ожидает людей, которые работали заграницей но не платили в Украине ЕСВ. Это тоже несправедливо, поскольку государство не объясняла таким людям «пенсионные» последствия.

Какой должна быть пенсия в наших условиях, чтобы выжить?

Михаил Головко:

Мы подсчитали, что уровень инфляции за последние четыре года составил 124 процента. Поэтому сегодня, если бы правительства Яценюка и Гройсмана выполняли закон об индексации пенсий, размер минимальной пенсии должен быть на уровне 1930 гривен. Это означает, что в течение четырех лет ежемесячно украинскому пенсионеру недоплачивали 700 гривен.

Мы также подсчитали, что сейчас средняя пенсия должна составлять примерно 2800 гривен.

Зато, согласно прогнозам, пенсия у большинства украинцев возрастет в основном на 45-100 гривен. С сегодняшней пенсией в размере 1312 гривен — большинство украинцев уже находятся за чертой бедности.

Правительство пообещало уменьшить расходы на пенсионный фонд. Каким образом?

Михаил Головко:

И действительно, после этой так называемой пенсионной реформы расходы на выплату пенсий уменьшится на 15000000000 гривен. Но это произойдет за счет украинцев, ведь фактически возрастет пенсионный возраст. И уже в следующем году мало кто сможет выйти на пенсию.

Итак, это главный недостаток предлагаемой пенсионной реформы?

Олег Соскин:

Так называемая пенсионная реформа — это новый способ «закрепощения» украинцев. Пенсионной реформой наши чиновники хотят заставить их работать дольше. Кроме того, пропхавшы такие изменения в пенсионную систему, Порошенко и Гройсман хотят получить кредиты от Международного валютного фонда. Ведь за время правления Порошенко фактический госдолг Украины вырос на 11000000000 долларов. И чтобы получить новые кредиты, наша власть готова идти на такой геноцид украинской нации.

Никакой реформы нет, есть антиукраинская геноцидная политика под руководством Порошенко-Гройсмана. И эти законы об изменениях в пенсионной системе Украины нужно просто выбросить в мусорный бак вместе с их инициаторами.

Из Украины уже выехало примерно 7000000, наступает кадровое голодание. И если молодежь еще может выехать из страны, то людям среднего и старшего возраста сделать это сложно по ряду сдерживающих факторов: наличие собственного жилья, больные родители и тому подобное. И вот с помощью этой недореформ создается впечатление, что правительство просто хочет найти таким образом крепостных, которые, надеясь на пенсию, продолжат работать на олигархов за мизерные зарплаты.

Что взамен предлагаете вы?

Михаил Головко:

Депутаты от ВО «Свобода» уже внесли свои поправки. Да, мы требуем не сбавлять коэффициент начисления пенсий, а наоборот — увеличить его до 1,4. Кроме того, в пенсионной реформе следует учитывать не страховой стаж, а трудовой. То есть, если человек работал 40 лет, то и размер ее пенсии должен быть соответствующий. Чтобы не было так, что лицо только перед пенсионным возрастом в два-три года вышла на работу с высокой зарплатой, чтобы потом иметь неплохую пенсию, а вместо этого те, кто работал всю жизнь, имели минимальную пенсию. Также должно быть отменено и это искусственное поднятие пенсионного возраста.

Виталий Бала:

В правительстве Гройсмана заявляют, что если депутаты не проголосуют за эту пенсионную реформу, то не произойдет повышение пенсий. Но, по моему мнению, механическое уменьшение количества пенсионеров — это не реформа. Пока у нас не трехуровневое пенсионное обеспечение: государственное, обязательное и добровольное, до тех пор будет реформы. Ведь государство не полностью компенсировать затраты на пенсию, потому что это нереально. А то, что пытается принять правительство, скорее напоминает усовершенствования или модернизацию определенной сферы деятельности. Это банальное усовершенствования благодаря механическому поднятию пенсионного возраста. Это не реформа.

В Украине традиционно с повышением соцвыплат растут цены. После принятия этой пенсионной реформы цены также вновь вырастут?

Олег Соскин:

Рост цен после индексаций пенсии несомненно будет. Вспомните, что было, когда в правительстве резко подняли минимальную заработную плату. Во-первых, от поднятия минималки всего выиграли те, кто живет за счет госбюджета. Но эти люди не создают дополнительных богатств для страны, ведь в Украине бюджетники — это в основном чиновники, работники правоохранительных органов. А в отношении людей, которые работали в частных структурах, то их или же освободили, или же начали выплачивать «зарплату в конвертах». То есть в Украине без реального роста экономики, ВВП, искусственно и беспрецедентно возросла нагрузка на бюджет, что и повлекло рост цен. По нашим подсчетам, с начала 2017 потребительская инфляция выросла на 25%.

С принятием так называемой пенсионной реформы продолжится рост инфляции. Пенсионеры полученные от индексации пенсий средства сразу понесут в магазины, произойдет увеличение денежной массы. А это приведет к одному — росту цен. По моим подсчетам, без экономического роста, но в условиях поднятия минимальной пенсии и зарплаты, уровень потребительской инфляции на конец 2017 составит примерно 70%.

Михаил Головко:

Рост цен произошел не только из-за увеличения выплат, но и потому, что правительство отменило постановление о регулировании цен на продукты первой необходимости. С июня этого года это постановление утратило силу. Поэтому цены на продукты первой необходимости, а это сахар, яйца, мука, молочные продукты, выросли в среднем на 30%. То есть раньше государство все регулировала. Сейчас — нет. Но это еще цветочки. Ягодки будут потом.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*