Как греко-католики у поляков храмы «украли»

На днях архиепископ-митрополит Львовский Римско-католической церкви Мечислав Мокшицкий поднял общество громким заявлением: греко-католики узурпировали римо-католические храмы и должны их отдать. А действительно, в прошлом веке советская власть отобрала у римо-католиков 126 церквей в Украине. С обретением независимости уже украинские чиновники часть из них передали в собственность греко-католиков, православных и протестантов. На первый взгляд, все имущество должно принадлежать законным владельцам. Но в этом случае? Греко-католики откровенно возмутились и, похоже, небезосновательно.

«Вопрос узурпации греко-католиками наших римо-католических святынь, как и раньше, остается неурегулированным. От права собственности на них мы не собираемся отказываться … Светская власть должна еще раз рассмотреть вопрос передачи церковного имущества его законным владельцам », — заявил в интервью российскому изданию gaudete.ru митрополит Мечислав Мокшицкий.

По его словам, нынешняя украинская власть, подобно коммунистов, пошла на преступление. Сначала «советы» забрали греко-католические церкви и отдали их православным, а «теперь демократическая власть в демократической стране отдала римско-католические церкви в руки других, незаконных владельцев».

«В самом Львове нынешняя демократическая власть незаконно отдала греко-католикам 23 наших храмы, несколько церквей православным и даже протестантам. В то время, как римско-католической общине не вернули ни одной церкви. Другие церковные общины, в основном греко-католические, взяли наши храмы, даже не спрашивая нас о согласии. Они не имели морального права этого сделать. Теперь они молятся в незаконно присвоенных храмах, можно сказать, украденных у другого общества », — заявил митроплит РКЦ.

Каждая из Церквей имеет право на свое имущество, говорит Мокшицкий, поэтому РКЦ и не планирует отказываться от своих зданий. Напротив же, римо-католики в дальнейшем упорно отстаивать свое, даже если не все здания будут необходимы.

На днях Митрополит Мечислав заявил, что пока РКЦ требует только несколько из них.

«Сегодня нам нужны церковь Ольги и Елизаветы во Львове, костелы в Брюховичах, в Зимней Воде. Наши верные спрашивают, зачем нам строить новый костел, если мы имели уже здесь костел … Теперь мы только просим со 126 в Украине вернуть нам, в первую очередь, храм Сретения Господня, находится рядом с нашей Курией на ул. Винниченко во Львове », — отметил Мечислав Мокшицкий.

Стоит напомнить, что и сами греко-католики не раз отвечали Мокшицкому на упомянутые обвинения. Еще в 2011-м отец Мирон Бендиков, ректор Дрогобычской духовной семинарии, изложил свою позицию по «кражи» храмов.

По его словам, греко-католики не отнимали у римо-католиков ни одного действующего костела. Напротив же, украинская власть передала греко-католикам сооружения, которые десятилетиями не использовались или были превращены в склады, кинотеатры, дискотеки, а потому полуразрушенные или осквернены. Вместе с тем, отец Мирон отметил, что после Второй мировой войны количество римо-католиков в Украине резко снизилась, поэтому со свержением коммунистического режима в 90-е годы они и не претендовали на возвращение бывших храмов. Очевидно, что за прошедшее двадцатилетие численность римо-католиков так же не выросла, а продолжает сокращаться вследствие эмиграции и ассимиляции.

Более того, по словам ректора, за двадцать лет греко-католики привели заброшенные сооружения в надлежащее состояние за счет собственного труда и финансовых пожертвований. Восстановленные храмы стали центрами приходов, сплотив сотни тысяч верующих. А в то же время в родной Мокшицкому Польше до сих пор живут греко-католики, которые после Львовского псевдособора 1946 подверглись такой же обиды, как и греко-католики в Украине: их храмы были или закрыты, или переданы римо-католикам и православным. После падения коммунизма в Польше из немногочисленность греко-католики не претендовали на все свои храмы. И сегодня они не обвиняют римо-католиков в «захвате» их храмов.

Подчеркнем: отец Бендык ответил Мокшицкому еще 2011-го. Но почему-то через 6 лет митрополит РКЦ снова повторил свое заявление. Не услышал, не понял, не согласился ли целью нечто большее? Пока можем только догадываться.

Поиск справедливости или манипуляция?

Зато исследователь польско-украинских отношений, историк Роман Гришкин считает, что упомянутые заявления Митрополита Мокшицкого имеют заметный политический подтекст. На его взгляд, тезис о «воровстве храмов» является скорее манипуляцией с чувствами верующих, ведь религию наши западные соседи издавна использовали в политических целях. В свое время украинские земли были оккупированы польскими властями, осуществлявшим сильную экспансионистскую политику, направленную на уничтожение украинского народа. Такие цели достигались, в частности, путем уничтожения украинской духовности и православной католической церкви. При этом на месте украинских храмов массово строили польские, которые должны были нести на территорию Украины католическую веру именно в польской интерпретации.

«В последних заявлениях митрополита Мокшицкого просматривается идея полонизации Львова, где нашему городу пытаются навязать роль духовной столицы поляков, — говорит Григорий. — К нам на Лычаков, как к сакральному центру, массово приезжают поляки, пытаясь внедрить польскую традицию в Западной Украине и Галиции в частности. Такое же пытаются создать и на основе религиозных учреждений. Сейчас господин Мокшицкий заявляет о необходимости передачи менее двух храмов польской общине (речь идет о храме Сретения, которым фактически пользуется католическая курия на улице Винниченко, а также храм Ольги и Елизаветы на Привокзальной), а следствием может стать именно реполонизация Львова ».

Похожие вещи мы сейчас наблюдаем и у костела св. Антония на Лычаковской, где возникло среду, исповедующего идею ополячения Львова и популяризирует католицизм в Западной Украине. Поэтому вполне вероятно, по словам историка, заявления Мокшицкого были неким «пробным» вариантом, поиском «напрямую», в котором им хорошо бы продвигать свои идеи во Львове.

«В Львове нет римо-католиков и поляков в таком количестве, чтобы целесообразно отдать им храмы, которые требует Мокшицкий. Это количество людей пользуется храмами польской католического прихода. Этого им вполне достаточно, поэтому любые попытки привлечь новые храмы — это преувеличение их веса и их значения. Эта ситуация в целом выглядит странно, ведь сейчас в Европе есть кризис католицизма: во Франции, Германии, Бельгии целые храмы, которые строились еще в 12-13 веке, просто уничтожают, а вместо них строят что-то другое, передают в собственность нерелигиозных сообществ — используют не по назначению.

Такие проявления со стороны католической церкви по возвращению им храмов в Украине выглядит лицемерием, потому что они не прилагают никаких усилий, чтобы овладеть ситуацией в Западной Европе и усилить свои позиции именно там, где они были основополагающими. Конечно, это настораживает, ведь в целом польский церковь выполняла экспансионистскую цель, которая заключается в том, чтобы продвигать польскую государственность на территории Востока и таким образом ассимилировать путем языка, культуры и религии подчинены полякам народы.

Теперь мы видим попытки восстановить эти процессы. В контексте последних событий, которые развиваются у нас с соседями (поляками, венграми, румынами), можем говорить о том, что запустился определенный курируемых Москвой механизм для того, чтобы заострять межнациональные отношения, как в самой Украине, так и с ближайшими западными соседями. Понятно, что вина за любое невыполнение обязательств перед нацменьшинствами или другими средами полагаться на Украину, которая якобы способна обеспечить их права. Хотя на самом деле они находятся в Украине в крайне выгодном положении », — отмечает исследователь.

Поэтому, учитывая все это, очень вероятно, что нынешние заявления РКЦ были одним из способов использовать слабость украинской власти, нестабильность и продвижение наших чиновников в пользу польской государственности, тех элементов, которые в далекой или не очень перспективе стремятся восстановить свое господство на украинских землях .

Храм св. Ольги и Елизаветы — есть за чем?

Одну из крупнейших греко-католических приходов Львова имеет храм святых Ольги и Елизаветы на площади Кропивницкого (Привокзальной). В начале ХХ века этот собор был возведен для римо-католиков за счет австрийских властей. После Львовского псевдособора 1946 года храм закрыли, а спустя он получил ужасного уничтожения. Большинство церковных вещей вывезли прочь, а саму святыню переоборудовали под с / х склады. В 50-х грузовики с товарами заезжали просто внутрь храма, вследствие чего его пол значительно понищилась. Илько Лемко в книге «Легенды старого Львова» вспоминал о храме следующее: «Под стенами внутри костела до поздней весны залеживался прошлогодний снег, исповедальни были разломаны, деревянные ажурные решетки вырваны с мясом, на каменной узорной полу валялись фрагменты скульптур ангелов с отбитыми носами и крылышками. На хорах свалены были в кучу и смятые свинцовые органные трубы ».

С горем пополам дожив до свержения атеистического СССР, храм дождался возвращения статуса действующей религиозного сооружения. 1991 года на помещение претендовали несколько общин, однако всех отпугивал состояние сооружения: стены от сырости были покрыты мхом, ветер свистел через незастекленные ставни, сквозь дырявую крышу лились потоки воды, а об отсутствии интерьера — нечего и вспоминать. Наконец, за восстановление святыни взялась только УГКЦ, а теперь этой же УГКЦ римо-католики обвиняют «кражу».

Конечно, за комментарием мы обратились и к настоятелю храма свв. Ольги и Елизаветы, отца Ивана Галимурка.

«Прежде должны заметить, что греко-католики ничего не захватили, — отмечает настоятель. — Храм мы получили от государства. А если государство что-то нам дала, то лишь по той рации, что само государство ранее взяла это себе в собственность. Поэтому здесь принадлежит предостеречь — это большой ошибкой, когда нас пытаются обвинить в том, чего мы не делали. Это можем квалифицировать как очернение. И это является нарушением Восьмой Заповеди Божьей, которая гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

С другой стороны, когда греко-католики получили этот храм, он находился в очень неприглядном состоянии. За все годы пользования храмом мы не получали от государства или от каких-то вспомогательный организаций ни инвестиции. И это при том, что наш храм является вновь открывшимся памятником архитектуры государственного значения. Все, что можем сегодня увидеть, является заслугой наших прихожан и жертвователей, которые приложили и труда и средств, чтобы привести храм в порядок. Мы всячески заботимся о храме, потому что хотим, чтобы он был украшением нашего города, чтобы служил делу распространении Божией, чтобы стал убежищем львовян, путешественников, туристов и тому подобное.

Конечно, мы удивлены и даже обеспокоены последними заявлениями митрополита, и можем сказать, что они диссонируют со словами о братской любви, которые произносятся при каждой возможности. Так не должно быть. Разве греко-католики являются христианами второго сорта, разве они не относятся к той самой Церкви, которую оснував Господь наш Иисус Христос? Думается, что митрополит должен радоваться тем, что храм Божий не является пустотой, что в нем рыдают слово Божие. Зато слышим пустые обвинения. Принадлежит заметить, что такие вещи говорит Митрополит, человек высокого достоинства, и его слова довольно весомыми. Почему-то никогда речь не шла о таких вещах, а теперь возникает заявление, что наш храм должен быть кому-то передан. Конечно, мы с тем не согласны.

Как по мне, заявления типа этой, очень серьезным моментом, особенно сегодня, когда Украина находится в состоянии своего становления. Преимущественно все соседние государства должны между собой какие-то трения по вопросам границ, языка, религия, истории и тому подобное. Поэтому такие вопросы были и будут. Но когда наше государство находится в состоянии войны, думаю, что такие заявления не должны распространяться ».

Выход? — Констатация факта

До Львовской невероятное количество католических костелов находится в крайне запущенном состоянии. За них никто не заботится, потому католиков просто нет, а местное население пользуется своими храмами УГКЦ. Конечно, желая вернуть свое имущество, поляки могли бы вкладывать ресурсы в обновление именно этих храмов. К сожалению, за это не берутся.

«В свое время Западная Украина была серьезно окатоличена и ополяченных. Проводилась соответствующая польский государственная деятельность на то, чтобы украинский ассимилировать. Конечно, это делалось с помощью церкви, было построено много костелов, — говорит Роман Гришкин. — Очаг польскости сосредоточен в городах, где большинство храмов были костелами, а в селах же преобладало украинское население, которое имело свои греко-католические и православные церкви. Когда в 1944-м поляков выселили, те все храмы превратились в своеобразные музеи. Советская власть запретила любую религиозную деятельность, а своей карманной российской православной церковью она не смогла освоить всех духовных сооружений. Как следствие, большинство из них были загроможденными и использовались не по назначению. А теперь кому их отдавать? После того, как они вернулись к жизни, после того как украинская католическая церковь начинает их намолюваты и снова ими пользуется? Это нелогично и неправильно с точки зрения добрососедских и межрелигиозных отношений. Выглядит так, будто украинцы что-то у кого-то украли и в Польше забрали. Это все сделал тоталитарный коммунистический режим, а украинцы же наоборот — возрождают ».

Понятно, что важнейшая задача в том, чтобы сохранить все без исключения памятники. Польская сторона взамен сохраняет только то, чем активно пользуется. А святыни, которые нуждаются в реставрации и находятся в упадке, никто не пытается восстановить. Поляки отстраняются от этого процесса и перекладывают ответственность на украинскую власть или украинскую церковную общину. В крайнем случае — соседи берутся под давлением Европы и за гранты ЮНЕСКО. На этом все.

Именно поэтому, говорит историк, выходом станет констатация факта. Если есть необходимость — нужно ее удовлетворить.

«Но вопрос в том, что реальных оснований — просто нету. Нету общины, так как во Львове поляков осталось до 1% (около 7000). Поэтому это лишь вопрос популизма и выдумки. Поляков и католиков нет, зато именно украинцы подняли эти храмы, отстроили за колоссальные средства. Все сделано. А теперь это выглядит только на популизм, который имеет целью подготовить основу для политических манипуляций. Эти заявления однозначно негативные и потребует резкого осуждения для предотвращения их распространения », — отмечает Григорий.

Кто такой Митрополит Мокшицкий?

Мечислав Мокшицкий является гражданином и находится в Украине на правах иностранца. Он долгое время работает в римско-католической курии и сделал немало для распространения польскости на территорию Украины. В свое время Мокшицкий занимал должность личного секретаря Иоанна Павла II, а спустя Бенедикта XVI. Сейчас Мокшицкий является архиепископом коадъютором Львовской архиепархии и, ходит слух, претендует на повышение. Как удалось узнать, Мечислав Мокшицкий может претендовать на перевод из Львова в Вроцлавской архиепархии. Несмотря на такое вот заимствования должностей, нельзя исключать, что в будущем Мокшицкий вообще может возглавить вообще всю римско-католическую церковь Польши. Поэтому некоторые оценивает его требования о возврате католических храмов как наработки себе авторитета. В Вроцлавской архиепархии, между прочим, есть много бывших львовян-поляков. Там образовались так называемые кресовые среды. Поэтому, возможно, Митрополит Мокшицкий нарабатывает себе авторитет человека, здесь, в Украине, боролась польских интересы.

Стоит упомянуть и о том, что заявлениями в этом направлении Митрополит отмечался уже не раз. Весной 2017 года Мечислав Мокшицкий заявил, что война в Донбассе — это знак от Бога, «на украинском народу все еще лежит грех геноцида».

«Я уверен, что пока этот народ не признает своей вины не признает правду и не очистится от этого греха, у него не будет благословения. Однако я надеюсь, что годовщина Фатимских явлений будет способствовать пониманию, что отсутствие мира в Украине требует жеста, которого мы ждем в любви и с любовью », — заявил священник, имея в виду под« грехом »события на Волыни 1943 года, которые поляки упорно пытаются выдать за «геноцид поляков», совершенное руками украинский.

«Учитывая все это, можем предполагать, что Мокшицкий имеет связь с определенными польскими государственными структурами, структурами госбезопасности, которые одним из направлений видят реализацию этих воздействий через религию и духовность, — отмечает Роман Гришкин. — Конечно, заявление о «наказании» является полным нонсенсом. Мы не можем этого замалчивать — об этом нужно говорить. Соответствующие ноты протеста надо выражать как ему лично, так и польскому государству. С другой стороны, последние заявления так же надо реагировать. Надо показать границу полномочий Митрополита, которые он не может пересекать. Если мы сейчас этого не сделаем — в недалеком будущем появится не один такой деятель, а несколько, и тогда они вместе проталкивать намного сильнее тезиса. Наконец, рано или поздно их реализовывать, поэтому не факт, что на западном фронте у нас не возникнет нового конфликта ».

Комментарий

Владимир Середа, председатель Объединения «Закерзонья», руководитель Львовского регионального общественно-культурного общества «Надсяння»:

«С одной стороны, можно было быть готовым к таким заявлениям. С другой, это свидетельствует о какой-то личную гражданскую позицию по определенным политическим подтекстом. Я бы даже не сказал, что религиозную. Потому ли римо-католический храм, или греко-католический — это две ветки той же католической церкви.

Наконец, этот вопрос уже давно естественно решен. Те греко-католические храмы в Надсянье, на Лемкивщини, не были разрушены польской коммунистической властью в послевоенные годы, в абсолютном большинстве в сельских местностях и городах используются римо-католиками. И это понятно, потому что греко-католики в основном были депортированы на современную Украину или в результате акции «Висла» на Запад. Так история розпорядила, что произошло переселение народов. А храмы же освящены, они служат верным. По ту сторону границы — такая же ситуация. Поэтому розворушуваты эту ситуацию с точки зрения духовных лиц — нецелесообразно. Это заявление сделано для того, чтобы создать такую-себе политическую проблемку. Это оценивается как очень непонятная и нежелательна во всех отношениях позиция. Мне кажется, то римско-католические, то греко-католические, то православные костелы, имеют свои благородные цели, поэтому и надо работать в этом направлении, а не заниматься перераспределением уже разделенных оборудованных храмов.

Для меня, как греко-католика, верующего, который исповедует христианские принципы и ценности, это заявление Мокшицкого непонятно и неприемлемо. Не тем целям должна служить церковь. Мы исповедуем одну и ту же веру в Бога, поэтому в голове такое просто не укладывается.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*