FT о курсе рубля и необходимости структурных реформ в России

Анализируя ситуацию в валютном секторе России, профессор экономики парижского Института политических исследований Сергей Гуриев отмечает в статье в Financial Times: за два года российская нацвалюта упала против доллара более чем в два с половиной раза.

На долларовый курс, прежде всего, влияют: нефтяные котировки, отток капитала, качество управления Центробанком своими резервами. При этом, если мировые цены на нефть демонстрируют падение, характеристики двух последних факторов в РФ лучше прогнозов.

Весь прошлый год российский финансовый мегарегулятор проводил политику плавающего курса рубля и сохранял стабильную сумму своих резервов – на уровне, близком к 370 млрд дол.

Однако такие действия Центробанка не остановят девальвацию рубля в текущем году, указывает ученый, прогнозируя: «Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, и если не произойдет изменений в движении капитала (скажем, в результате сдвигов во внешней политике), то рубль, вероятнее всего, потеряет еще 10% или 15% своей стоимости».

Регулятор способен управлять резервами, но не управляет инфляцией: объявленные им ее целевые показатели на последние два года составляли 5-6% за год, в то же время реальная инфляция выражалась двузначными числами. Российские власти прогнозируют в текущем году рост цен в пределах 6%, вместе с тем инфляционные ожидания достигают всех 15%.

Здесь сказываются влияние корпоративного сектора, стремящегося снизить процентные ставки, а также выгоды, получаемые Кабмином от роста инфляции. Российский Бюджет-2016 предполагает дефицит на уровне 3% ВВП, но такой показатель рассчитан, исходя из стоимости нефти в 50 долларов за баррель. При ценах в 30 долларов отрицательное бюджетное сальдо достигнет, по всей видимости, 6-7%.

Вследствие невозможности займов (из-за западных санкций) российские власти должны будут прибегнуть к следующим мерам: сокращение штатов, увеличение налогового бремени, использование роста цен для решения назревших проблем. Традиционно высокая инфляция скажется, главным образом, на самых социально незащищенных слоях населения.

Резюме: «Фискальная драма, а также волатильность рубля связаны с центральным нерешенным вызовом российской экономической политики. Хотя экономическая диверсификация является главной целью правительства с 2000 года, экспорт и бюджет все еще продолжают находиться в зависимости от цен на нефть. С подобным вызовом нельзя справиться с помощью политики Центрального банка: для этого нужны структурные реформы, защита прав собственности и обеспечение верховенства закона. Тот факт, что заявления на эту тему делались много раз, в том числе самим российским правительством, не делает перечисленные условия менее значимыми».

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*