Опыт Украины: Как испортить идею участия общества в распределении бюджета

Деньги из так называемых «бюджетов участия» многих украинских общин достались коммунальным школам и больницам. Львовские активисты говорят, что это противоречит идее проекта, и обвиняют победителей в применении админресурса.

«Битва школ и садов», — так назвал нынешний проект общественного бюджета Львова руководитель общественной организации «Удобное город» Юрий Тер-Арутунян. Львов — один из более десяти крупных городов и десятка малых городов и объединенных территориальных общин Украины, согласились испытать идею так называемого общественного бюджета, или бюджета участия. Идею в Украине позаимствовали в Бразилии. Она заключается в том, чтобы дать каждому жителю возможность принять участие в распределении средств местного бюджета. Для этого из местного бюджета выделяется определенная сумма, которую затем распределяют между несколькими проектами, которые предложили сами жители общины и за которые они же в конце концов голосуют.

Манипуляция вместо прямой демократии

Впрочем, в Украине выбор объектов для голосования вместо примера прямой демократии превратился в манипуляцию, жалуются представители общественных организаций. Ведь побеждать начали проекты, связанные с коммунальными школами и медицинскими учреждения. Например, во Львове среди крупных проектов победили три, два из которых касаются строительства школьных спортивных площадок и один — ремонта операционного зала в медучреждении. И среди менее масштабных проектов большинство победителей — коммунальные школы. Такая же ситуация и в Киеве. Два из трех больших проектов-победителей касающиеся обустройства гимназии и гематологического отделения больницы. Среди малых проектов хоть и победил один проект обустройства окружающей среды, но и здесь более половины проектов, которые должны получить финансирование связанные со школами.

Хотя, по словам Юрия Тер-Арутуняна, на такие проекты власти и так обязана выделять средства из бюджета. Более того, такой перекос в сторону коммунальных учреждений образования и здравоохранения противоречит самой идее бюджета участия, убежден он: «С общественного бюджета должны финансироваться те проекты, результатом которых могли бы пользоваться абсолютно все жители Львова, а не какая ограничена сообщество какой школы или сада «. Чтобы разрешить ситуацию, Тер-Арутунян предлагает разделить проекты на группы, создав, к примеру, отдельный общественный бюджет для образования, где соревновались бы между собой проекты, связанные исключительно со школами.

Власти Львова критику отвергают

В то же время во Львовском горсовете в явном перекосе победителей среди проектов общественного бюджета в сторону школ и больниц проблемы не видят. «Нельзя говорить, что победа школ — это плохо. На этих стадионах дети будут играть не только во время учебного процесса, но и во внешкольное время. Поэтому я думаю, что эти проекты все же больше касаются микрогромады, чем самой школы. Второй аспект: такова инициатива родителей и учеников этих школ, ничего плохого в этом не видим «, — говорит начальник управления» Секретариат совета «Юрий Лукашевский.

Но общественные активисты считают, что инициатива была навязана, а процесс голосования не был объективным, и побьют коммунальным учреждениям использования админресурса. Во Центрами предоставления услуг (ЦНАП), где можно было отдать голос, часто стояли очереди людей, которых приводили учителя. С журналистами эти люди общались неохотно. К примеру, только один участник согласился рассказать DW о своем визите. «Нас попросила преподавательница проголосовать за площадку. Но я не имею ничего против, это же все равно в пользу заведения», — говорит участник колонны. Юрий Тер-Арутунян рассказывает о других подобных случаях: «К моему знакомому позвонили из школы и сказали, что они должны обязательно проголосовать, потому что якобы они видят, кто голосует, а кто — нет. А были еще объявления типа:» Будь пожалуйста, приходите голосовать, мы вас завезем «, — говорит он и показывает скрин-шот сообщение, организаторы проекта выставили в соцсети Facebook.

«Мобилизация голосующих, подвоз к ЦНАП. Такая активность некоторых авторов проектов, которые не просто агитировали и мотивировали людей, а тратили свой ресурс, заставляет задуматься, не имеет конфликта интересов», — считает руководитель западно представительства Международного фонда «Возрождение» Оксана Дащакивская , которая имеет опыт по отбору общественных проектов. Она подчеркивает, что осваивать средства по проектам будет не общественная организация, а соответствующий орган исполнительной власти.

Чем больше денег — тем больше школ и больниц

Вместе с тем не во всех городах Украины такая ситуация. Чем меньше город и меньший бюджет — тем меньше образовательных проектов. Если во Львове и Киеве бюджеты участия 2016 составляли 20 и 100 000 000 гривен соответственно, в Виннице речь шла только о 5000000 гривен. В городе победил проект обустройства городского пляжа. В Тернополе с таким же объемом бюджета лидерами стали проекты социального мультиспортивные зала и Центра науки.

Оксана Дащакивская говорит, что такое различие между городами с большими и меньшими бюджетами на общественные проекты имеет несколько причин. «Во-первых, это связано с размером проектов. Чем больше денег — тем интереснее включаться коммунальным предприятиям. Во-вторых, директора школ и врачи чаще всего выступают лидерами мнений, и их охотно видят в агитационных и адвокационных кампаниях, а потому — в них достаточно большой опыт работы с избирателями, особенно в крупных городах. Поэтому им довольно легко включиться «, — говорит Оксана Дащакивская.

Давление общины в действии

Критика отбора проектов для финансирования из бюджета участия в Киеве и Львове — не первый подобный случай. Чернигов был первым областным центром Украины, где создали общественный бюджет. Но после того, как большинство денег получили проекты коммунальных учреждений образования и здравоохранения, по просьбе общественности оргкомитет ужесточил правила игры. Теперь там не проходят проекты по замене окон в школах или ремонта пищеблока в больницах. «Мы потребовали, что финансирование за счет Общественного бюджета может касаться только тех объектов, которые доступны для всех жителей города. Если это закрытая территория и никого нет, кроме учеников школы, то такие проекты не рассматривают», — говорит главный специалист отдела обращений граждан Черниговского городского совета Андрей Корюковець. Поэтому сейчас в Чернигове среди победителей проекты социальной адаптации людей с особыми потребностями путем привлечения их к инклюзивного туризма или стерилизации бездомных животных.

В городской власти Львова тоже говорят, что услышали общину. «Мы будем проговаривать это на комиссии, чтобы принять какие-то решения, которые выровняют шансы всех. Возможно, это будет квотный принцип или еще какой-то вариант, но мы дадим шансы всем», — обещает Юрий Лукашевский.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*