Про Украину и войну. “Киборги” — лучший военный фильм за всю историю украинского кино

Киборг Киборг

За что ты любишь Украину? За что мы воюем? Как оно, убить впервые? Украинский язык — оружие или музыка, которая заиграла в душе? Эти и другие жгучие вопросы обсуждают защитники Аэропорта. «Киборги” уже установили новый рекорд отечественного кинематографа — 8 186 701 гривен за первые выходные проката. Премьера стала культурным феноменом: фильм начали обсуждать еще до премьеры, и острые дискусии досих пор идут в соцсетях.

Трудно объективно оценить украинский фильм о войне, но здесь не будет попытки это сделать. Исключительно субъективные впечатления и рефлексии. Итак, “Киборги”: лента с бюджетом в 47 миллионов гривен, половина из которых — финансирование Госкино. Большинство актеров — без серьезного опыта в кино, но безусловный актив фильма — близкий к военной теме режиссер Ахтем Сеитаблаев и сценарист Наталья Ворожбит, которые имеют солидный опыт в индустрии. 2 миллиона долларов для серьезной военной драмы? Не смешите. В этой ситуации можно было вытянуть ленту лишь за счет сюжета, диалогов и детализированных персонажей. И о чудо! — именно эти элементы вышли добротными. Не шедевральными, а именно добротными.

Сценаристка “Киборгов” Наталья Ворожбит готовила материалы для фильма еще в начале 2015-го года. Во время сбора показаний она общалась с реальными киборгами. К созданию ленты приобщили таких легендарных бойцов, как Евгений Межевикин (“Адам”), Александр Трепак (“Редут”), Евгений Жуков (“Маршал”), Кирилл Недря (“Доцент”) и Андрей Шараскин (“Богема”). Летом этого же года был готов черновой вариант сценария, и началась работа над производством фильма.
В итоге фильм получился довольно крепкий и реалистичный, хоть сюжет и не выдает интересных поворотов (это какой-то бич украинского, кино, в котором отсутствуют динамические истории), но и не составленный из сплошных шаблонных сцен и образов.

Команда Ахтема Сеитаблаева отсняла более 4 часов материала, из которых лишь две вошли в хронометража фильма. Но остальное материала не выбросят в помойку: в течение 2018-го года мини-сериал “Киборги” из 4 эпизодов запустят на телеканале “1+1”. Очень хороший замысел, поскольку не все имеют соответствующие доходы, чтобы посетить кинотеатр, да и не во всех городах, особенно малых, они есть. В общем в кино ходит очень малый процент людей. Премьеру четырехсерийного шоу на рейтинговом канале посмотрит гораздо больше зрителей. Важный плюс “Киборгов” — атмосфера, главные герои, диалоги и неожиданно меткий юмор. На этих четырех китах и держится восприятие картины. Сцены боев сняты довольно неплохо, хотя местами нервничают дикие забеги камеры, которая трясется, словно в руках эпилептика. Старый добрый прием для нагнетания аудитории в бюджетных фильмах, но здесь он просто лишний. Сцен боев в фильме буквально несколько и, по сути, они не ложатся в основу сюжета, а дополняют фон для раскрытия персонажей. Поэтому круто поставленных экшн-сцен голливудского уровня здесь нет. Но давайте будем откровенны — мы и не ждали этого от фильма. “Киборги” берут другим. Главные герои — основной плюс фильма. Их всего шестеро: Август, Мажор, Старый, Гид, Псих, Суббота.

Мажор, Гид, Старый и Август
Ключевым персонажем является Мажор – сын «непростых родителей», майдановец, одаренный музыкант и просто белая ворона в ДАПи. Мажор олицетворяет собой либеральную столичную молодежь, что стояла у истоков Революции Достоинства и прочно ориентируется на западные ценности. Мажор – идеалист, но часто раздражает своими необдуманными действиями, резкостью и неподчинение командиру. В ленте есть малопонятной линия с девушкой Мажора, но Наталья Ворожбит подтвердила, что этот сюжетный момент будет раскрыто в сериале.

“Мажор” — Макар Тихомиров
Фильм крутится вокруг командира отряда — Август. Учитель со Львовщины, сын шахтера, который, вероятно, должен олицетворять Галичину и украинский национализм. За идеологическими установками можно догадаться, что он –
доброволец из националистического движения, но в фильме об этом не сказано. Он олицетворяет гражданина-государственного деятеля и воина, который пытается осмыслить причины войны с русскими, постичь физическую и культурную оккупацию Украины и методы борьбы с колониальным прошлым. «На этой войне надо думать, любить, чувствовать несправедливость», – говорит Август своим бойцам. И во многом он – непримиримый оппонент Мажора, который с юношеским максимализмом оценивает историю и постоянно обвиняет Августа в каких-то абстрактных ошибках его поколения. Мажор, видимо, не понимает, что националисты Августа никогда не имели власти. Но именно благодаря существованию таких, как Август, Украина до сих пор сохранила свою идентичность и мобилизационный резерв для войны.
И перед моментом, когда их дискуссия вот-вот начнет закипать от пафоса и этим напрягать зрителя, вмешивается русскоязычный Суббота. Мол, хватит, вы оба правы, не ссорьтесь. И напряжение спадает ни только на экране, но и в зрительном зале.

Старый, или «просто Коля» – мобилизован по повестке пенсионер из Миргорода, тоже гасит пафос и добавляет життєйської мудрости в диалоги и дискуссии. Приземленный дядька, что склоняет кадрового Субботу выпить виски, ворчит на сварливую женщину и сына-добровольца, отражает словесные атаки бойцов относительно своего возраста и, в конце концов, оказывается способным бойцом.

“Старый” — Виктор Жданов
Остальные персонажи – тоже неплохие, но не приковывают к себе внимание так, как эти трое.
Псих — типичный столичный хипстер, мировоззрение которого изменила Революция и те вдохновенные примеры солидарности, что мы их видели на Майдане. Медик-самоучка без серьезных профессиональных навыков, но с большим желанием быть здесь, в ДАПи. Суббота — типичный для масскульта (но далеко не всегда такие есть в реальности) кадровый солдат, что не зачитывается литературой, но имеет добрый нрав, крепкое чувство долга и чувство юмора. Гид — уже изорванную войной боец, для которого быть в ДАПи — способ отомстить и удержаться от падения в отчаяние. Есть другие, второстепенные герои, но они не столь важны для сюжета. А эти шестеро — демонстрируют великолепную экранную химию и органически взаимодействуют. Наконец, лучшее подтверждение этому – восторженные отзывы многих реальных «киборгов», некоторые из которых неоднократно ходил в кинотеатр, просто чтобы снова ощутить «ту атмосферу».

Один из недостатков фильма — слишком мало бытового. Нам показывают много диалогов, размышлений и немного боев, но критически мало именно обычного бытового жизнь киборгов. Жаль, что этот потенциал не раскрыли в прокатной версии фильма. Ведь здесь – огромный источник для развития персонажей, обыгрывание смешных сцен и бытового комизма.
Хотя лента и имеет несколько щекотливых ситуаций, одна из которых — девочка с плакатом на (внимание!) выезде с базы ВСУ в Песках. Что она там делает, для чего ее вставили в военный по духу эпизод? Ответ дала сценаристка: на днях на передаче “Фронт” я спросил Наталью Ворожбит о этот отрывок, и стало понятно, что это режиссерская импровизация. Следует констатировать, что конкретно в этой ситуации — неудачная.

Зато идеальной, без преувеличений, можно назвать импровизацию одного из консультантов ленты, Богемы: благодаря ему в “Киборгах” появилась сцена, где главные герои сидят на террористов и поют “Гуцулка Ксеня”. И это дин из лучших моментов фильма. Теперь эта песня воспринимается совсем иначе. Здесь респект Ахтему Сеїтаблаєву и команде за поціляння в яблочко. Другой момент, что бросается в глаза: иногда герои перебарщивают с использованием сленга. Когда в одном диалоге несколько раз звучит характерное “плюс” — это имеет несколько комический вид.

Есть в “Киборгах” пропаганда?
Удивительно, но одни обозреватели увидели в ленте избыток пафоса или даже пропаганды, а другие – ее отсутствие. Каждый понимает слово “пропаганда” по-своему: кто, как нечто исключительно негативное, как признак авторитарного режима, другие – как нечто, что должно воспитывать народ в правильном патриотическом русле. По нашему мнению, фильм просто показывает правду и не боится называть вещи своими именами. Или это «пропаганда»? Дискуссионный вопрос.
Взгляните на любой американский фильм на военную тематику: это будет классикой из ряда картин Клинта Иствуда: “Флаги наших отцов”, “Письма с Иводзимы”, “Американский снайпер”, или же “Падение “Черного Ястреба” Ридли Скотта, “Спасти рядового Райана” Спилберга, культовые сериалы “Поколение убийц”, “Братья по оружию”, “Тихий океан” или даже свежий американо-британский проект “Дюнкерк” – общим для всех приведенных фильмов есть здоровая жизненная позиция авторов и правда тех, кто воюет.

Показ героизма обычных солдат на фоне ужасов войны. Верность долгу, убежденность в собственной правоте даже несмотря на демонстрацию сомнений главных героев, братство мужчин подразделения — это ключевые лейтмотивы тотального большинства культовых западных фильмов о войне. Кого-то из наших обозревателей нервничает пропаганда в “Киборгах”? Я бы поинтересовался, что, по их мнению, как не масскульт и адекватная, приторно и современно показана правда, должен мотивировать молодых украинцев идти в армию и защищать наши границы от агрессора? Итак. Мы же знаем, что головга цель российской пропаганды – размыть грань между добром и злом, между тем, что правильно и что нет, дезориентировать человека, лишить его способности делать моральный выбор. «Киборги» показывают эту грань.

Дискуссии вокруг языка в “Киборгах”
У небольшого сегмента аудитории фейсбука возникло полное неприятие того, что в фильме звучит русская. Я сторонник полной украинизации кинематографа, но здесь эта претензия не имеет смысла. Судите сами: все главные персонажи — украиноязычные. Август, который является стержнем диалогов — украиноязычный. Редут и другие командиры, которые эпизодически появляются на экране — украиноязычные. Вся русская речь в фильме — титрована и в основном ассоциируется с врагами. Также наличие русскоязычных персонажей в некоторой степени уберегла картину от эффекта “рафинированности”, что важно для восприятия фильма ветеранами русско-украинской войны. Такая мешанина с преимуществом украинской добавляет атмосферы «передка», где, поверьте, такая же “языковая мешанина”. Поэтому забрасывать “Киборгам” русификацию — как-то смешно. Тем более, если критик даже не ходил в кинотеатр и комментирует, исходя сугубо из чужих тезисов.

Август — ключевой украиноязычный персонаж “Киборгов”
Многие зрители во время просмотра плакали, аналогичные рассказы можно прочитать и в соцсетях. Не удивительно: воспоминания и эмоции еще слишком сильны, а смерти, как бы немного их не было в фильме, вызывают настоящий отклик у зрителя. Однако фильм завершается на мажорной ноте. Герои не деморализованы событиями, которые показаны в 10 днях фильма. Нет, они после ротации возз’єднуються в “классическом” составе — и воюют дальше. Бой продолжается, украинская армия удерживает аэропорт — это финальный месседж картины. И за это я особенно благодарен Наталье Ворожбит, ведь “Киборги” могли бы стать и стопроцентно депрессивной военной драмой. А это совсем не те смыслы и впечатления, которые бы хотелось увидеть в картине про ДАП.

В одном из интервью после премьеры фильма, председатель Госкино Филипп Ильенко сказал: ««Киборги» объединили всю страну”. И это действительно так. Давно не было культурных событий такого масштаба, чтобы украинцы в соцсетях на днях обсуждали свои впечатления и мысли от них. Премьера “Киборгов” началась за два дня после задержания Михеила Саакашвили. Информационное пространство игнорировал все, что не касалось этой эпопеи. И единственной темой, что местами перебивала шум — были именно зрительские рецензии и отзывы на “Киборгов”. Этот фильм — своевременный. Война утомила, и общество все больше, даже подсознательно, старается не замечать тех ужасов и потерь, которые принесло нашему государству вторжения России. Это чувствуется, и это прогнозируемый эффект. В такой атмосфере премьера “Киборгов” — как выстрел на людном Крещатике. Невозможно проигнорировать десятки рецензий в СМИ, отзывы знакомых в соцсетях, рекламу ленту и, в конце концов – огромный баннер “Киборгов” на фасаде “Киевской Руси”.

Этот кумулятивный эффект уже стимулировал многих задуматься над событиями последних четырех лет. И это лучшее, что мог сделать этот фильм. Нет, он не приведет к военкоматов тысячи таких нужных сейчас ВСУ мотивированных контрактников, не вернет фокус всего украинского общества вновь к проблемам армии и фронта не убедит идеологических “ватников”. Но появление “Киборгов” – это первая попытка украинского кинематографа, что оживает, осмыслить и показать войну и нынешнюю Украину на больших экранах. Поэтому самое интересное – еще впереди. А пока можно уверенно присвоить “Киборгам” титул лучшего военного фильма за всю историю Украины. Пока.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*