Польша планирует платить за показания против Украины?

В конце 2017 года польский Сейм создал новую структуру: Институт солидарности и мужества. Об особенностях работы появившихся институтов «World News» рассказал львовский краевед Остап Козак.

Что на данный момент уже известно о новом Институте солидарности и мужества? То есть можете рассказать о структуре, бюджете, задачах?

Информация о создании этой структуры уже является публичной. В польском Сейме принят соответствующий закон. Этот закон уже подписал президент Польши. Так что создание Института солидарности и мужества свершившийся факт.

Предполагается, что в этот институт войдут самые одиозные фигуры. Ева Семашко, в частности. Ева Семашко человек, написавший наиболее контраверсионное произведение, целое «исследование» о Волынской трагедии. Она не ученый. НЕ историк. Она просто собирала воспоминания очень сомнительного качества и опубликовала их. Вся теория Волынской трагедии с точки зрения поляков была построена на этих сомнительных историях упомянутой дамы. Не сомневаюсь, что все работники Института будут работать по методологии воспоминаний: придумывать истории и на их основе строить теории уже не о Волыни, а о деятельности УПА.

Известен и бюджет Института — «скромные» 75 000 000 злотых. Почему я говорю «скромные», потому что бюджет другой структуры, Института национальной памяти, составляет полмиллиарда злотых. Но эти 75 млн выделили, если можно так сказать, для начала, для старта.

Когда заработает этот так называемый Институт?

Согласно закону он начинает свою деятельность уже в следующем году: в 2018-м. И этот вопрос меня и моих коллег очень волнует. Поясню, что именно особенно настораживает: если работники института выполняли бы свои задачи на территории Польши, то бы не было слишком серьезной опасности. Но поляки планируют проводить свои «исследования» на нашей земле. У нас они будут собирать воспоминания людей. Живых свидетелей этих событий практически не осталось, поэтому в ход пойдут пересказы воспоминаний. Мол, кто был в те времена маленьким ребенком и от пожилых людей слышал о том, как убийцы будто убивали поляков и о тех, кто их спасал. Такие сомнительные факты будут ловко использованы в пропаганде «антибандеризму», который, к сожалению, уже стал частью государственной идеологии Польши. Да еще и на основе всего этого финансово вознаграждать украинский, как спасали поляков от УПА.

Это очень тревожный прецедент, ведь речь идет об откровенной антиукраинской пропаганде в самой Украине, приведет раскол в обществе. Я вообще считаю, что таким образом запускается механизм вмешательства во внутренние дела Украины.

Похоже, что вновь организация является параллельной структурой Института национальной памяти Польши. Для чего полякам две фактически одинаковые структуры, которые будут конкурировать между собой?

Цель вновь созданного Института действительно пересекается с деятельностью польского Института национальной памяти. По сути, они будут конкурировать между собой. О чем это говорит? По крайней мере о том, что абсолютного доверия со стороны правящей партии в Институт нацпамяти нет: хоть за глаза его уже давно прозвали «Министерством пропаганды». Дело в том, что Институт нацпамяти создан уже давно. Это очень неповоротливая структура: особенно по вопросам пропаганды. Работает там 2000 работников. И, понятно, что заменить всех работников невозможно.

А руководству польского государства сейчас нужен мобильный институт, который мог бы четко и быстро выполнять задачи, которые ставятся партийной верхушкой «ПиС». Для них легче было создать параллельную структуру и передать ей «особые» вопросы, которые исключительно касаются антиукраинской пропаганды. В том числе и вопрос финансового вознаграждения за свидетельство. «Часть из выделенных 75000000 злотых пойдет именно на вознаграждение людям, рассказывать ерунду про УПА» По финансовой награды: какую сумму поляки будут предлагать за показания против УПА?

На данный момент о сумме неизвестно ничего. Но какое это имеет значение? Закон четко говорит, что Институт может оказывать финансовое вознаграждение. И часть из выделенных 75000000 злотых пойдет именно на эту статью расходов.

Господин Остап, вы проводите четкую параллель между деятельностью польского Института и обвинениями в сторону украинском и УПА. Однако в официальных польских источниках формулировка несколько шире: речь идет о чествовании всех иностранцев, которые спасали поляков. Из каких источников у вас такая информация?

Конечно, в законе, который регламентирует деятельность Института об этом не идет речь: о УПА упоминаний нет. Там действительно говорится, что Институт отмечать людей, которые спасали поляков от советских, немецких, а также других националистических структур. То есть польский Сейм не пошел на то, чтобы доказать Украины-польские отношения к «точке невозврата». Но одновременно того, что Институт прежде всего заниматься поиском компромата на УПА, никто не скрывает. В частности, об этом открыто говорят руководители министерства культуры Польши. Я больше скажу: поляки уже работают в этом направлении.

А об этом подробнее: кто, где и как?

Работники Генерального консульства Республики Польша во Львове уже длительное время держат под опекой и сопровождают «историков» такого сорта. В должностные обязанности одного из консулов ​​относятся вопросы в том числе «национальной памяти». Очевидно, что и награждения нового Института будут происходить по безпосередньоии участия генконсультво.

Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию: забежать или хотя бы минимизировать вред, который может нанести деятельность Института солидарности и мужества?

Запретить этот Институт мы, конечно, не можем: все-таки — это другое государство. Но СБУ запросто может не пускать на территорию Украины людей, которые будут отношение к деятельности этого института. И это не менее …

«В Польше создают некий образ «Украинцев-головорезов». И это правда: ведь если украинца таки сильно задеть — он сделает непоправимые вещи с тем, кто его обижает»

Комментарии для «World News»:

Андрей Мищенко, украинский политик, эксперт:

В создании этой структурирует есть как положительные, так и отрицательные вещи. Свиты из того, Институт создавать в Польше некий образ «Украинский-головорезы». А это можно смотреть и под положительным углом. Поляки будут понимать, что в украинском не надо лезть, потому что он будет резать. И это правда: ведь если Украинской таки сильно рухнуть — он сделает невосполнимые вещи с тем, кто его обижает. Согласно у поляков пропадет желание посягать на Волынь и Галичину. Однако, с другой стороны, Украина через деятельность этого института может понести имиджевые потери. Польша — одна из крупнейших стран Восточной Европы, член ЕС и НАТО, она имеет хорошие отношения с Британией и США. Так что для нас последствия могут быть чрезвычайно негативные.

Но, к сожалению, Украина позволяет полякам так с собой обращаться. Все это, что сейчас происходит — открытие памятников «с детьми на вилах», зенищення украинских памятников, закрытие украинских церквей в Польше — это все является следствием одного визита Порошенко в Польшу. Наш президент стал на колени перед фейковых памятником, где было сказано о преступлениях УПА на Волыни. Хотя в 200 метрах находился реальный памятник, который увековечивал и украинских жертв Волынской трагедии. И что после этого хотеть? Извините, но «на наклонную иву и козы скачут».

Нашему президенту и МИД бы по-другому поступить: использовать эту ситуацию в свою территорию. ЕС хочет ввести санкции против Польши. Есть более 10 пунктов, которые выдвинуты против Польши. Среди них — шовинистическая политика польских властей. Польза на место.

А Загама путь, по которому движется сейчас польские власти, может привести к повторение второй мировой войны. Потому французы сказать немцам, немцы — полякам, тем самым полякам есть что сказать чехи, и так далее. Это — война всех со всеми.

Александр Солонько, политический аналитик, общественный активист:

Такие шаги Польше — серьезная провокация. Потому что если в Украине найдутся люди, которые захотят получить вознаграждение, их Польша использует для достаточно мощной пропагандистской провокации. Все мифы о «плохих» украинский, которые уничтожали поляков, будут легитимированного. И совсем не факт, что желающих «легких денег» не будет. Есть тут «людишки», вроде Червоненко, например, какие даром рассказывают, что украинцы почти виновники Бабьего Яра.

Опасным является и то, что поляки прииздитимуть сюда и собирать эти «пересказы» о УПА именно на нашей территории. Ведь все это супроводяватитися телесюжетами, статьями, разжиганием антиукраинской истерии в Европе. Поэтому не только Польша, а © Венгрия получит от ьгого пропагандистские козыри.

Поэтому нам нужно на это реагировать: отстаивать свою честь. И что «предъявить» полякам пока нет. Украинские историки также на месте не стоят и Институт национальной памяти имеет достаточно материалов для контрпропаганды. С этим проблем нету. Но использовать этот ресурс нынешняя власть не хочет. И это ее «нехотение» привело к тому, что в низших ии Европы наблюдаем откровенные антиукраинские настроения и открытую поддержку России.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*