Администрация морских портов Украины сотрудничает с коррупционным спрутом China Harbour

Администрация морских портов Украины сотрудничает с коррупционным спрутом China Harbour Администрация морских портов Украины сотрудничает с коррупционным спрутом China Harbour

Как следует из нижеприведенных документов, Администрация морских портов Украины активно сотрудничает с компанией China Harbour — одним из крупнейших коррупционеров планеты. За последнее время Украина доверила китайскому дноуглубителю China Harbour реализацию нескольких крупных проектов на сумму более 1,6 миллиарда гривен. Однако и в Министерстве инфраструктуры, и в Администрации морских портов Украины (АМПУ) замалчивают, что Международная неправительственная организация Transparency International включила China Harbour в список крупнейших коррупционеров планеты. Сотрудничество с китайским подрядчиком несет стране репутационные и финансовые риски.

Четвертый в стране по объемам перевалки Черноморский порт три года ждал начала работ по дноуглублению подходного канала. При посещении ЧМТП минувшим летом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал Черноморск потенциальным украинским зерновым хабом. Но в сравнении с морскими портами Южным и Николаевом Черноморск демонстрирует невысокую динамику роста перевалки. Условием развития порта является увеличение глубин и обработка суден с большим дедвейтом.

Работы по дноуглублению подходного канала порта до 16 метров руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс пообещал провести еще в этом году. Ожидаемая стоимость проекта — 91,77 млн гривен без НДС. Проведение аукциона было запланировано на 20 сентября 2017 года. Кроме украинских подрядчиков за тендер собрались бороться четыре международные компании: ДП “ВО Украина” (дочернее предприятие голландской Van Oord Dredging and Marine Contractors), бельгийские компании LTD Novadeal, Jan De Nul n.v. и китайская China Harbour Engineering Company Ltd (CHEC).

Европейские дноуглубители имеют скорее негативный опыт участия в тендерах АМПУ. В прошлом году дочернюю компанию Jan De Nul объявили победителем торгов в Южном. Но еще до акцепта предложения конкурс был отменен — в СМИ появилась информация о непрозрачной структуре собственности “дочки” и возможном отношении к предприятию некоторых украинских политиков. Официально подтверждена информация не была, но последствия наступили — компания безосновательно лишилась заказа, даже не получив от украинской власти извинений. Сегодня в конкурсе на дноуглубление в Черноморске принимает участие материнская компания Jan De Nul. Нечто подобное в порту Южный произошло с бельгийской компанией LTD Novadeal — в апреле этого года в ходе торгов она предложила наиболее низкую цену.

Но у организатора тендера возникли претензии к части документов — и подряд более чем на полмиллиарда гривен передали китайской компании China Harbour Engineering Company Ltd. В качестве “утешительного приза” бельгийцы получили заказ на проведение эксплутационного дноуглубления в Южном (CHEC не принимала участия в этих торгах). Всемирно известная голландская Van Oord Dredging не исключение. В Украине компания постоянно сталкивается с нарушением прав участника тендера. И голландские, и бельгийские компании неоднократно подавали жалобы в Антимонопольный комитет Украины, обращая внимания на противозаконные действия при проведении тендеров.
Администрация морских портов Украины сотрудничает с коррупционным спрутом China Harbour
Благосклонностью со стороны АМПУ пользуется лишь китайская China Harbour. Впервые появившись на украинском рынке в 2017 году, компания получила два наиболее крупных заказа на реализацию дноуглубительных работ в Южном на общую сумму более 1,6 миллиарда гривен. Представители европейских дноуглубительных корпораций недвусмысленно дают понять — если СНЕС отдадут работы в Черноморском порту, монополизация рынка одним участником станет неоспоримым фактом.

Действуя вопреки международной практике (предполагающей стимулирование конкуренции) украинские чиновники создают финансовые и репутационные риски для страны. Во внимание не принимаются даже выводы Международной неправительственной организации Transparency International.

Несколько лет назад эта известная актикоррупционная организация провела кампанию “Разоблачи коррупционера” (Unmask the Corrupt). Международная группа по борьбе с коррупцией обратилась к общественности с просьбой определить самые знаковые дела об “элитной” коррупции (под термином “элитная” понималось злоупотребление властью в высших эшелонах государственной системы, которое приносит выгоду немногочисленной элите за счет большинства, нанося серьёзный ущерб обществу).

По итогам голосования первое место в рейтинге коррупционеров занял бывший президент Украины Виктор Янукович, второе — государственная нефтяная компания Бразилии Petrobras, третье — бывший президент Панамы Рикардо Мартинелли.

В санкционный список корпораций-коррупционеров с мировым именем была включена и China Communications Construction Company (СССС) — материнская компания China Harbour Engineering Company Ltd. Структуры СССС широко “прославились” сомнительными методами работы в развивающихся странах: подкупом правительственных чиновников, финансовыми вливаниями в структуры родственников руководителей государства и завышением стоимости реализации проектов. В собранном Transparency International коррупционном досье большое число примеров, как компанией наносился ущерб интересам общества и окружающей среде.

В 2009 году во время работы над проектом по строительству дока одна из дочерних компаний СССС дала взятку местному китайскому чиновнику. В 2011 году его судили и приговорили к смертной казни.

С 2011 по 2017 год компанию CCCC отстранили от участия в проектах по строительству мостов и дорог, финансируемых Всемирным банком, за мошенничество во время работы над проектом на Филиппинах.

Африканский банк развития наложил запрет на одну из дочерних компаний СССС на период с 2014 до 2017 года за мошенничество и тайные договорённости во время проведения тендера на строительство дороги в Демократической Республике Конго.

В 2009 году дочерняя компания СССС перевела платеж в размере 1,5 млрд долл. США на банковский счет компании под управлением Арафата Рахмана, сына бывшего премьер-министра Бангладеш. Это была плата за “подготовку тендерной документации, согласование вопросов с местными властями и консультирование в отношении местных требований” для проекта по сооружению порта в Читтагонге (Бангладеш). В 2011 году бангладешский суд признал Рахмана виновным во взяточничестве и отмывании денег, приговорив его к шести годам тюрьмы.

В 2015 году правительство Шри-Ланки приостановило проект по сооружению порта под управлением СССС в связи с отсутствием прозрачности, соответствующих правительственных разрешений и несоблюдением стандартов защиты окружающей среды. В настоящее время соглашение расследуется правительственной ревизионной комиссией.

Упоминается в отчете и непосредственно сама China Harbour.

Согласно докладу 2011 года, составленному Главным финансовым инспектором Ямайки, проект соглашения о строительстве дороги стоимостью 400 млн долл. США между компанией China Harbour Engineering Company Ltd и правительством Ямайки характеризировался отсутствием прозрачности и надлежащего уровня конкуренции, не соответствовал нормам качества. Дочерняя компания CCCС попалась на переводе 1,2 млн долл. США на счета местной компании, ответственной за заключение контракта. Подарок предназначался для ремонта офисов комиссии.

В начале 2014 года стало известно о попытке заключить еще одну непрозрачную сделку на сумму 1,5 млрд долл. США между CHEC и правительством Ямайки по строительству крупного порта и промышленного парка в месте, признанной мировым сообществом зоной биологического разнообразия.

В 2011 году CHEC объявила о заключении с правительством Гайаны соглашения на сумму 150 млн долл. США. Речь шла о проекте развития аэропорта. Информация всплыла случайно в ямайской прессе, вызвав волну возмущения в Гайане, где чиновники держали в тайне переговоры с китайцами. В CHEC заявили, что у них “не было намерений что-либо скрыть”. Но в 2015 году проект был приостановлен правительством из-за опасений, что цена контракта окажется гораздо выше оговоренной изначально. Были опубликованы и факты расхищения выделенных средств — например, китайский подрядчик закупил для туалетов аэропорта 69 унитазов стоимостью 2 121 долл. США каждый.

В 2013 году СССС подписала сделку с Угандой на строительство скоростной трассы. В 2014 году группа по правам человека подала в суд на китайскую компанию, обвиняя СССС в том, что проводимые компанией горные работы привели к загрязнению местной воды и воздуха.

Официально Украины и украинских высокопоставленных чиновников пока нет в коррупционном досье CHEC. Но с каждым новым тендером фактов лоббирования интересов скандальной китайском компании со стороны госструктур становится все больше. Информация о непрозрачных взаимоотношениях уже фиксируется и на дипломатическом уровне. Нет сомнений, что украинским чиновникам придется менять свои установки. Иначе вместо Виктора Януковича лидерами очередного исследования Transparency International могут стать компания CHEC и АМПУ.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*