Разбогатеть или исчезнуть: привлечения одних инвестиций Украине недостаточно

Богатство странам приносят собственные компании-экспортеры, продающие высокотехнологичную продукцию. Их создание государству нужно стимулировать, а экспорт — поддерживать деньгами. Простого привлечения иностранных инвестиций недостаточно, чтобы сохранить страну. А традиционная нехитрая «поддержка отечественного производителя» — это просто хищения денег. Что нужно делать?

Инвестиции придут, счастье принесут — примерно так много рядовых украинский представляют план, по которому надо развиваться государству. Так же думают и многие политики, министры, журналисты и активисты. И, соответственно, каждый по мере своих сил что-то делает, чтобы инвестиции таки пришли.

Кто-то из чиновников работает на повышение нашего рейтинга простоты ведения предпринимательской деятельности (Doing Business), кто-то из облгосадминистраций ищет иностранные компании, которые открыли производства в их областях, кто добивается судебных реформ, надеясь, что в страна с честным судом предстанет интереснее для международных инвесторов .

Все эти люди действуют правильно. Завод в депрессивном райцентре — это налоги в местный бюджет (что означает лучшие дороги, школы и т. П.) И работа для местных жителей. Любые инвестиции — это хорошо, гораздо лучше, чем если бы их не было. Далее мы остановимся на том, чего большинство не замечает: ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ПРИВЛЕЧЕНИЯ инвестиций недостаточно.

То есть, привлекать их надо, они помогают худо-бедно решать текущие проблемы, но не стоит ждать чуда. Рецепт процветания — в другом.

Польская экономика привлекает инвестиции мажет 30 лет, но поляки до сих пор массово выезжают на работу в Великобритании. Есть ли у поляков в ближайшие десятилетия шанс иметь такую ​​же экономику, как хотя бы в Италии, не говоря уже о Британии? Во время встречи аналитиком Chatham House Тимоти Ашем, который представлял экономический блок исследования, посвященного Украине, я спросил, когда, по его мнению, Польша сможет достичь уровня стран Западной Европы.

Аналитик долго рассказывал о поразительных и неожиданных успехах Восточной Европы, но прогнозов на будущее не делал. Видимо, чтобы не разочаровывать украинцев длительной перспективой бедности, ведь нам и до уровня Польши еще далеко.

Сейчас ВВП на одного поляка в 6 раз больше, чем ВВП на одного украинского. При этом экономика Польши втягивает, что пылесос, украинских работников, замещающих поляков, которые поехали по более высокие зарплаты в ЕС.

Но кто будет работать на нашу экономику, если люди массово выезжать за высокими зарплатами и лучшими условиями жизни? Уже сейчас и для украинского бизнеса, и для иностранных инвесторов сложно набрать штат нормальных рабочих. К тому же, у нас долгая война, которая требует денег. Украинской экономике нужно зарабатывать много, чтобы хватило и на хорошие зарплаты, чтобы люди не выезжали — и на войну.

Экономист Александр Пасхавер прогнозирует: «Через десятилетия мы станем европейской страной, но еще долго будем бедной европейской страной».

Но у нас время «долго оставаться бедной страной»? Похоже, что в долгосрочной перспективе или разбогатеем, или исчезнем.

Разве это возможно — разбогатеть у нас? — спросит большинство читателей. Короткий ответ — да. Особых препятствий этому нет, нужно лишь правильно определиться со стратегией получения богатства. Есть примеры стран, хотя и немногих, которые стартовали со значительно худших условиях и добились гораздо более ярких результатов, чем наши восточноевропейские соседи.

О них — ниже. А теперь о том, что могут и чего не могут дать иностранные инвестиции.

Работа и зарплата

Первое, чего ожидают от иностранных инвестиций — это работа и, соответственно, достойная зарплата. Но когда после революции достоинства мировые компании таки понемногу начали открывать у нас свои производства, оказалось, что они не готовы платы слишком много. В начале 2017 года на новых немецких заводах в Тернопольской платили рабочим чуть больше, чем 5000 грн.

Недавно появилась информация, что японский производитель не может найти на Львовщине работников на зарплату в 7000 грн (220 евро).

То есть, деньги мизерные, и работодатель не спешит увеличивать зарплаты.

Такой рынок. Если заводов станет больше, то производители будут конкурировать за работников, и будут вынуждены поднимать зарплаты, — говорит экономическая теория. На практике, когда расходы в определенной стране растут, международные корпорации переносят производство в другие регионы.

На их счастье, бедных на планете еще хватает. В свое время, как утверждает книга «Почему Азии удалось» (все следующие примеры азиатских стран тоже из этой книги), из Индонезии массово сбежали инвесторы после того, как для них открылся Китай с более дешевой рабочей силой и лучшей инфраструктурой.

Технологии

Существует мнение, что приход инвесторов приносит в страну новые технологии. Отчасти это так, но только на собственных предприятиях инвесторов. Китайцы, которые собирают айфоны, или украинцы, крутят кабели для автомобиля, не разрабатывают эти технологии и их принимают. Подключив инвестиции от Apple, Китай решает тактическую задачу уменьшения безработицы, но для того, чтобы стать богатым и владеть технологиями, он развивает собственную компанию Huawei.

Даже если кто-то из местных инженеров сделает карьеру и что-то придумает для своей фирмы, то это знание будет принадлежать японской или немецкой корпорации и не приумножать богатства Украины.

Остаются навыки управления — это настоящая ценность. Но к управлению в комплекте должны идти условия для применения, то есть, какое-то аналогичное украинское предприятие.

В Малайзии правительство загорелся идеей собственного автопрома и создал совместное предприятие с Mitsubishi. Идея заключалась в том, чтобы овладеть технологии. Но японцы поставляли свои немного устаревшие детали и не очень спешили делиться секретами производства. «Отечественный автомобиль» малазийцев протянул недолго: со японцы просто начали собирать авто под своим брендом. Малазийцы НЕ накопили никаких знаний, которые могли бы использовать самостоятельно.

В Украине уже годами длятся попытки начать совместное с мировыми гигантами производство собственного электровоза. В этой области у нас есть (или, точнее сказать, был) опыт и определенные технологии. Но, как утверждается в статье на эту тему, «из опыта работы с иностранными производителями, еще со времен сотрудничества с чешской Skoda (электровозы серии ЧС), и заканчивая современным контракту с корейской компанией Hyundai Rotem, можно сделать вывод, что нашим специалистам неохотно передают конструкторскую документацию ».

Доходы

В цепочке «технология — производство — продажа» больше получает владелец технологии и владелец сетей, которые продают товар. Меньше всего — производитель. Инфографика Текстов данным о том, что Украина является основным производителем лыж и сноубордов для ЕС, понравилась нашим читателям, ее массово распространяли в соцсетях. Но, как резонно указал один пользователь Фейсбука, главный доход получает не украинское завод, а австрийский бренд, который разрабатывает эти лыжи.

Украинские социологи исследовали уровень зарплат украинских швей, которые шьют брендовую одежду. Изготавливают его на предприятиях, принадлежащих украинским собственникам, но все заказы поступают от транснациональных компаний. Этот пример — не про инвестиции, но все равно иллюстрирует экономическую модель использования рабочей силы мировыми игроками и распределение прибыли:

«Средняя зарплата в» мертвый сезон «, когда заказов от брендов нет, или их очень мало — 2778 гривен» чистыми «(здесь и далее речь идет о 2017 годе). Средняя зарплата в «горячий сезон» — 3647 гривен », — утверждает автор исследования Оксана Дутчак, и дальше цитирует работниц:« Мы сейчас шьем курточки по 199 евро. Знаешь, сколько мне платят с одной? 38 копеек »

Мы приводим этот пример не для того, чтобы заклеймить позором хищников капитализма, а лишь для того, чтобы показать, как устроен мир. А если мы это знаем, то можем придумать метод, как в нем стать богатыми.

Еще один интересный момент о швей. Исследовательница пришла к выводу, что денег, которые они зарабатывают, работая на международные бренды, им на жизнь не хватает — и выживают они за счет субсидий от украинского государства и натурального хозяйства.

Если посмотри на проблему в международном масштабе, то бренды могут шить эту одежду за такую ​​же цену в Индии или Бангладеш, используя детский труд и создавая нечеловеческие условия работы. В Украине же минимальные стандарты таки соблюдены, и дети не работают.

Могут и не прийти

В Грузии времен Саакашвили были идеальные условия для инвестиций: уничтожена коррупция, максимальная дерегуляция, низкие налоги. Но если посмотреть, как менялся ВВП на душу населения в преобразованной Грузии и нереформированной и коррупционной Армении, то мы увидим, что экономика Грузии развивалась бы получше. Этот успех видно только при очень близком взгляде, но ни экономического прорыва Грузия не сделала.

Подробнее эти данные смотрите здесь, вы можете выбрать страны, а также период времени.

Саакашвили построил красивый корабль, натянул добротные паруса, но ветер так и не пришел. Грузия — маленькая страна под прицелом хищной России. Зачем инвесторам этот отдаленный уголок, когда есть динамическая Индия — хоть и коррумпирована, но многолюдная?

Инвестиции могут обойти и Украину. Не на все факторы влияет наше правительство: война может продолжаться долго, и в любой момент на фронте может начаться обострения трудоспособное население может выехать; в Северной Африке наступит затишье, и автомобильные кабели там станет крутить дешевле — и так далее.

Инвестировать в самих себя

После 1953 года международные инвесторы вполне могли не заметить убогий гористый полуостров, который оклигував после кровавой войны. Коренные жители умели только выращивать рис, а среди промышленных предприятий существовали только мастерские для ремонта автомобилей. Речь идет о нынешней Южную Корею.

Но корейцы, отразились от коммунизма, на инвесторов и не ждали. Они по примеру бывших оккупантов-японцев начали создавать собственные компании, покупать, а иногда и воровать технологии, нанимать западных и японских специалистов — словом, производили и учились, накапливали технологические знания. Потому собственный бренд приносит прибыль.

Но когда речь идет о создании и развитии собственных компаний, всегда возникает вопрос: где взять деньги? Инвесторы их имеют, и всегда думают: где бы пристроить? Бизнес молодой / послевоенной / постколониального государства средств нет, а кредиты ему дают под высокие проценты.

В Южной Корее, как и в Тайване, а на 50 лет раньше — в Японии, отечественный бизнес финансировало государство.

В отличие от большинства постколониальных стран, которые тоже бросились развивать «отечественного производителя», корейцы, японцы и китайцы на Тайване выращивали конкурирующие компании и поддерживали лишь тех, кто продавал свою продукцию за рубеж.

Статистика по корейскому ВВП на душу населения ведется с 1960 года. За 25 лет этот показатель вырос в 15 раз (1960. — $ 158 на человека, а в 1985. — уже $ 2457).

Какого результата достигла Польша, которая добросовестно создавала благоприятный бизнес-климат и привлекала инвестиции за свои 25 лет реформ? Реформы начались в 1990 году, и с тех пор за 25 лет экономика выросла в семь раз, то есть — вдвое меньше, чем у корейцев (1990 г.. — $ 1731 на человека, 2015 — $ 12565). И это учитывая то, что страна после свержения коммунизма была промышленно и научно развита, а после вступления в ЕС получила немало дотаций и грантов на обновление и создание инфраструктуры. Мы понимаем, что сравнение различных временных промежутков не идеально, тем не менее оно дает общее понимание тенденции.

Сейчас путем накачки дешевыми государственными деньгами компаний-експотрерив идет Китай. Как правило, финансируются государственные гиганты, которые занимаются строительством (привет, метро на Троещину, которое строить китайцы. Они выиграли этот тендер, потому что работы будет финансировать китайский банк, которому Киев затем постепенно рассчитываться), производят промышленные и телекоммуникационные товары для бизнеса.

Каждая из стран, с зеленой бедности добилась достатка, свторюючы собственные экспортно-ориентированные компании, имеет свои отличия и сталкивается со своими проблемами.

Украина не может повторить путь Корее прежде всего из-за демографической ситуации: у нас умирает больше, чем рождается. Также мы не имеем такого качественного госаппарата, как корейцы, японцы и китайцы (в Тайване и в КНР).

Но это не значит, что мы не можем подстроить испытанный метод (создание собственных технологических компаний и стимулирования их экспорта) под свои обстоятельства и свой характер. Потому что других примеров выхода из третьего мира в первый нет.

В конце концов, у нас успешно работают на экспорт цели высокотехнологичные сектора, мы обладаем уникальными производственными знаниями. Их до сих пор покупают у нас китайцы.

Конкуренция и экспорт

Чиновники заявляли, что последующие годы станут годами поддержки украинской промышленности. Деталей пока не разглашали, но есть большое подозрение, что пойдут по накатанной схеме: давать деньги «на развитие» крупным отечественным компаниям, если получится, защищая их от иностранных конкурентов пошлинами.

Большинство бедных стран, которым «не удалось», именно так и делали.

В предыдущие годы и Украины действовала похоже: то принимая специальный закон для поддержки «АвтоЗАЗа», или устанавливая заниженные тарифы на железнодорожные перевозки для экспортеров металла. Это неправильно, это не работает, это просто дерибан денег.

Опробованный рецепт другой:

1. Компании-экспортеры должны конкурировать не только с иностранцами, но и между собой. Если Украина решит запустить отечественный автопром (а об этом заявляют) — то правительство должно позаботиться, чтобы «УкрАвто» имело нескольких равноценных конкурентов. Если решим возродить локомотивостроение, то деньги на «возрождение» должны получать не менее, чем две конкурирующие фирмы.

2. Поддерживать нужно только в привязке к экспортным показателям. Сумел продать за границу — получил дотацию или дешевый кредит.

3. Чисто украинское условие: никакой поддержки, если компания продает свой товар своему оффшору, а оффшор — реальному покупателю, или инвестирует в иностранное производство, как недавно сделал агрохолдинг Мироновский хлебопродукт (торговая марка «Наша ряба», который получил дотацию из бюджета, как отечественный аграрий, которого нужно поддержать, и купил завод в ЕС.

И, конечно, чтобы рецепт выполнять — должен работать квалифицированный, хорошо оплачиваемый государственный аппарат. А с этим большие проблемы, и с этого и стоит начать.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*