Автобусная реформа в Украине: исчезнут ли маршрутки?

В Украине стартовала реформа автобусных перевозок. Что именно изменится для пассажиров и перевозчиков, а также исчезнут ли в ближайшем будущем с украинских дорог маршрутки.

«Не полет в космос, но Настоящая революция» — так министр инфраструктуры Владимир Емельян прокомментировал старт реформы на рынке автобусных перевозок в Украине. Одобренные недавно украинским правительством изменения должны улучшить безопасность и качество услуг в этой сфере, а также сделать путешествия для людей с инвалидностью более комфортными. Причем произойти это все должно уже в ближайшем будущем. По крайней мере такую ​​мечту выражают в украинском правительстве.

«Автобусная» реформа

Новации, в частности, коснутся системы начисления баллов для автобусных перевозчиков, участвующих в конкурсе на городских, пригородных, междугородных и внутриобластных маршрутов. Если раньше претенденты получали баллы за количество работников и транспорта, то сейчас в приоритете будет экологичность и доступность автобусов для людей с инвалидностью. А победителем конкурса становится тот, чья оценка будет высокой.

Зачисление баллов по таким критериям, как прогнозируют в правительстве, должно стимулировать перевозчиков обновлять свой траснпорт. В частности, согласно постановлению Кабинета Министров, уже к концу следующего года не менее 35 процентов автобусов на пригородных и городских маршрутах должны быть приспособлены для людей с инвалидностью. А с 2020 года — половина.

Перевозчик, к примеру, должен позаботиться о возможности плавного заезда в автобус для человека на коляске, наличие места для нее в салоне и сделать необходимые крепления. Стоимость такого переоборудования, по оценкам экспертов, варьируется в среднем от 1 до 5000 евро.

Вероятность выполнения этого требования в современных украинских реалиях сами перевозчики оценивают скептически. «Если перевозчики смогут завозить в Украину дешевле автобусы, которые старше 2010 года со стандартом меньше Евро-5, то возможно, что-то изменится, — говорит в беседе с DW председатель ОО» Союз перевозчиков Украины «Валентин Демчук. — Но в нынешнем состоянии мы не только не сможем оборудовать эти автобусы для людей с инвалидностью, думаю, вообще ничего не изменится в этом направлении «.

Кроме того, замечает далее Демчук, надо внести еще очень много изменений в законодательство. «Учитывая то, как это происходит у нас, мне кажется, ближайшие 10 лет маршрутки еще будут ездить нашими городами», — прогнозирует председатель ОО «Союз перевозчиков Украины» Валентин Демчук.

Маршрутки — в прошлом?

Между тем в украинском правительстве надеются, что в результате реформы автобусных перевозок уже в ближайшие годы маршрутки могут исчезнуть с украинских дорог. «Миллионы людей в Украине будут пользоваться морально и физически изношенными маршрутками, часто нелегально переделанными из грузовых микроавтобусов, а современными, комфортными, безопасными автобусами», — убежден министр инфраструктуры Владимир Емельян.

Скептически к быстрому воплощение таких идей относятся не только перевозчики, но и местные чиновники. В Киеве хотя уже и заявили, что в ближайшем будущем сократят количество маршруток в городе до минимальной, однако полностью отказаться от них украинская столица не сможет. «У нас рельеф города такой, что не на каждой улице может проехать большой или сверхбольшой автобус, ему надо и развернуться, место отстоя быть …», — отметил директор Коммунальной службы перевозок Киева Сергей Савтир в эфире ТРК «Киев».

Эксперт в сфере транспорта Александр Кава отмечает, что в вопросе общественного транспорта все в руках именно городской власти. В качестве примера он приводит Винницу, где количество маршруток уже уменьшили вдвое, и львиная доля перевозок там осуществляется муниципальным транспортом. Таким путем, по мнению эксперта, мог бы пойти и Киев. Для этого необходимо дополнительно выпустить на линии тысячу троллейбусов, трамваев и автобусов, обойдется в примерно четыре миллиарда гривен, — вполне подъемная, по словам Кофе, сумма для столичного бюджета.

Похоже, однако, что в этой ситуации финансовую сторону вопроса — не решающий. «У нас, к сожалению, многие чиновники, в частности, городских, живут на нетрудовые доходы от серого рынка перевозки пассажиров. — говорит эксперт. — Конечно, они не слишком заинтересованы в том, чтобы эту систему менять».

Leave a comment

Your email address will not be published.


*