Дмитрий Добродомов: Украина нуждается в полной перезагрузке власти, поэтому оппозиции следует объединиться

Заметное беспокойство во властной верхушке и слухи, которые все чаще просачиваются в СМИ, заставляют говорить с большой долей вероятности: Украину ждет перезагрузка. Какой она будет, пока наверное не знает никто. Но и властные, и оппозиционные силы размышляют, каким путем им двигаться дальше. Так, например, накануне «Народный контроль» и «Гражданская позиция» объявили о создании совместной политической платформы «Народного доверия». Последняя, как было объявлено, планирует «объединить порядочных профессиональных людей, которые, победив на выборах, сформируют патриотическую власть и одолеют олигархический режим». Подробнее о стратегии этого объединения, а также о ситуации, которая сейчас сложилась в украинском политикуме, — в разговоре с одним из учредителей платформы «Народного доверия», народным депутатом VIII созыва, лидером партии «Народный контроль» Дмитрием Добродомовым.

Что ставит себе за цель платформа «Народного доверия» и планирует ли заручиться поддержкой других политсил?

Впереди парламентские, президентские и местные выборы. Есть шанс на смену Украины – благодаря адекватным людям, которые могут прийти к рулю. Но это точно не касается лиц, которые сейчас занимают самые высокие руководящие посты и входят в, так называемое, парламентское «большинство». Понятно, что скоро в Украине будет новый президент. Но каким он будет, какие изменения он будет внедрять – вопрос широкого круга лиц, а не только нескольких его ближайших соратников. Вместе с тем, для внедрения полезных изменений в стране нескольких десятков честных депутатов не хватит – нужна адекватное большинство, которое не будет зависеть от олигархов. Поэтому мы, реальная оппозиция, и хотим объединить усилия — создать платформу для будущего совместного похода на выборы и выдвижение единого кандидата в президенты.

Сейчас есть огромный запрос на объединение вменяемых политических сил. Вот Егор Фирсов со своей «Альтернативой» уже вступил в «Гражданскую позицию». Мы это приветствуем. Не буду называть имен, но скажу, что скоро и в нашу партию – «Народный контроль» – вступят несколько авторитетных людей. Вместе с тем, к «платформе» планирует присоединиться «Европейская партия Украины», продолжаются переговоры с другими политсилами, в частности с «ДемАльянсом», «Самопомичью» и тому подобное. Чем это завершится, будем видеть. Пока же наши двери остаются открытыми. Думаю, что уже осенью завершится этап формирования – и мы определимся с единым кандидатом. Пока же нам надо воплотить первые практические шаги и показать, что мы готовы к этому. Потому, что разговаривать в телеэфирах, как это необходимо, и не делать ничего на практике — это две большие разницы.

Менять старую систему на новую уже собрались «Новые лидеры»? Как вы относитесь к этому проекту?

И хорошо, и плохо. Понимая его цель – плохо. Понимая некоторые шансы, лифты и даже катапульты для нормальных адекватных людей – это плюс. Понятно, что сейчас, когда о Порошенко возникает все больше вопросов, наши олигархи серьезно задумываются, что им делать. Они поддерживают разные партии, но конфигурация в Парламенте для них не понятна. Они так же, как и мы, читают опрос и видят, что половина украинцев вообще не готова голосовать за политиков, которые при власти сейчас. Итак, есть запрос на новые лица. А на новые – это на кого?

Вот год назад они попробовали для эксперимента подать в опрос Вакарчука. И оно сработало. Сразу после этого Коломойский подключился – и решил попробовать своего Зеленского. Так, сторонники этих проектов проводят аналогии, мол, суперуспешный Рейган, например, был актером. Правильно. Но почему же никто не вспоминает, что Рейган перед тем 10 лет возглавлял Калифорнию, самый большой и сложный штат США? Кандидатом в президенты с таким огромным опытом его выдвинула партия, которая столетиями перед тем вела политическую деятельность в стране. Были и другие примеры, конечно. Но сегодня я не очень представляю себе главнокомандующим Владимира Зеленского.

Так условно формируется течение этих «новых лидеров», но возникает вопрос, кто стоит за кулисами этого процесса? Когда мы понимаем примерно, кто это, и для чего он это делает – возникает очень много вопросов. Несмотря на все, я с интересом буду наблюдать, потому что считаю, что это шанс для молодых людей засветиться своей конкретикой и аргументацией. И как раз для этих людей у нас точно будут открыты двери. В конце концов, мы так свою партию и составляли, привлекали журналистов и АТОвцев, делали специальную платформу, чтобы эти люди смогли себя реализовать.

Если Президент в ближайшие дни распустит Раду и на конец лета будут назначены внеочередные выборы в ВРУ — пойдете в Парламент отдельно, или все же ускорите объединение?

Считаю, что надо идти объединеными. Если перед выборами будет изменен избирательный закон, если будут введены открытые списки – идем вместе. Если выборы пройдут по старой системе, то мы, по меньшей мере договоримся про единого кандидата на мажоритарных округах.

«Идем вместе» – это в каком формате?

В формате одной политической силы. Я выступаю за то, чтобы это была новая политическая партия, основанная на объединении нынешних демократических оппозиционных сил. В общем, это вопрос еще дискуссионный, но он в действительности не является принципиальным.

А если запланируют досрочные президентские выборы? Искать единого кандидата?

В июле у нас будет съезд – там и будем выяснять этот вопрос. Пока я выступаю за то, чтобы это был единый кандидат. На днях мы зарегистрировали в Раде законопроект № 8374 «О выборах Президента Украины» относительно требований к предвыборной программе. Этой законодательной инициативой мы предлагаем не повторять пути Порошенко, который, придя к власти, набрал себе преступную команду из ближайшего окружения.

Зато мы хотим объявлять избирателям имена пяти будущих руководителей важнейших ведомств (которых назначает президент по своей квоте), а именно главу СБУ, министра обороны, главу Нацбанка, министра иностранных дел и генерального прокурора. Вместе с тем, мы подчеркиваем, что эти кандидаты не могут быть членами политических партий и должны получить поддержку в своем профессиональном кругу. Такая обязательность, по нашему мнению, позволит избирателям лучше понять мотивацию и планы каждого из кандидатов в президенты Украины. Думаю, если бы Порошенко шел на выборы с таким законом, если бы он предварительно показал народу Гонтарєву, Луценко и всех остальных, он бы не то что в первом — во втором туре не выиграл бы.

Кстати, о Луценко. Не так давно шумиха в сети открыла сообщение о отмененной американской визе главы ГПУ. Луценко и Сарган тогда «отбивались», но за просторы «Фейсбука» это так и не вышло. Так чем закончилась вся эта история?

Больше всего меня поразило, что они всеми способами опровергали сам факт полета куда-нибудь. Когда я подтвердил фактами пребывание Луценко в Амстердаме, они вспомнили, что такое действительно было, якобы он только несколько часов там провел. Может, снова с Коломойским кофе пил, то же неизвестно, но в Штаты точно не летел». Затем, когда я изложил факты о том, что Луценко имел билеты до Нью-Йорка, они снова «случайно вспомнили», что генпрокурор таки хотел полететь (вероятно, яблок планировал тещи купить), но как-то не сложилось и рейс отменили. Когда же я подтвердил еще и то, что никаких самолетов в Нью-Йорк не отменяли, они заявили, что «фейки не комментируют». Ну это же за каких идиотов нас надо держать, чтобы такое отрицать?! Это же открытая информация.

Думаю, эта неудачная поездка стала для Луценко серьезным сигналом. Вероятно, он хотел полететь на разговор относительно установки своего резюме, ведь видит себя премьером. Но, скорее всего, американцы припомнили ему все его «интересные» деяния о НАБУ и САП. Я, кстати, выяснил впоследствии: визу Луценко таки не отменяли — ее приостановили по специальному договору, который существует между США и ЕС относительно проблемных виз. Ну и наконец, что здесь комментировать? Луценко – человек, который хвалится несуществующими достижениями. Я поднял официальную информацию о всех его доработках. Так вот, за два года на посту генпрокурора этот «антикоррупционер» посадил за коррупцию двух (!) людей. И знаете, кто является этими «топовыми» коррупционерами? Председатели райгосадминистраций. Единственный вопрос: где остальные?

В последнее время из различных источников поступает информация о вероятном проведении досрочных выборов в конце лета или начале сентября 2018-го. Для этого нужен роспуск ВРУ уже в мае. По вашим данным, стоит ожидать такого решения в ближайшие дни?

По моей информации, уже в этот четверг, 24 мая, ВРУ могут распустить. Порошенко четко понимает, что не имеет шансов пройти во второй тур. Зато объявив досрочные выборы, он убьет двух, а то и трех зайцев одновременно. Во-первых, он наберет баллы, если распустит «плохую ВРУ», которая, например, не проголосует за Антикорупционный суд. Может, кто-то вообще показательно выйдет в тот день из коалиции, которой и так реально нет, что опять-таки гарантирует роспуск Рады.

Второй момент – на Порошенко давят относительно принятия нового избирательного закона, который уже проголосован в первом чтении. Речь идет об открытых списках. Понятно, что при таком условии он даже со своими олигархическими сателлитами больше никогда не соберет большинства. Для сохранения влияния ему важно оставить мажоритарку и старый состав ЦИК. Соответственно, если сейчас распустить Парламент, ни о образовании нового избирательного закона, ни о ЦИК не может быть и речи.

Ну, и третье. Говорят, что Порошенко готов пойти на досрочные президентские выборы, или же на упразднение этой должности вообще (после того, когда он снова получит в Парламенте большинство). Взамен на это он сделает «правильный» баланс — на первое место выйдет премьер, избранный тем же подконтрольным Порошенко Парламентом.

Каким, по вашему мнению, будет результат выборов, если их проведут без изменения избирательного законодательства?

Очень плохим. Поэтому я и подозреваю, что Банковая готова реализовать этот план уже сейчас. Сегодня в них сосредоточены колоссальные финансовые, административные и медийные возможности. Они слишком мощные. Вероятнее всего, что в этой ситуации мажоритарка гарантирует олигархам сохранение контроля в Парламенте. Поэтому мы должны дожать. Для этого мы и выходили 15 мая на акцию протеста под ВРУ, требуя проголосовали закон о новой избирательной системе. Для этого мы и подчеркиваем необходимость объединить силы, чтобы собрать в Парламенте 226+ патриотических голосов и выбрать адекватного президента. Как только удастся это реализовать — реформы будут выполняться мгновенно и за год ситуация в стране изменится.

Вы уже наработали план этих изменений?

Конечно. Мы имеем конкретный антикризисный план. Более того, он давно оформлен в законопроекты, которые уже зарегистрированы в ВРУ. Начать следует со справедливой оплаты труда на предприятиях. Сейчас доллар взлетел вверх, олигархи продают свои товары с предприятий за рубеж за доллары, из-за роста курса они зарабатывают в 3,5 раза больше, а при том зарплаты для работников-украинцев не меняют. Вот и обнищания. Реально же зарплаты надо привязать к продажам — тогда у народа доходы вырастут в 3-4 раза. Надо наконец потрясти олигархов, которые в свое время за бесценок скупили государственное имущество, никаких инноваций не внедрили, инвестиционных соглашений не выполнили, а только взялись выжимать страну, как лимон.

Вместе с тем, надо национализировать предприятия. По меньшей мере те, которые принадлежат конечным бенефициарам-россиянам, как вот ЛАЗ, например. Здесь не говорится про какие-то коммунистические методы — можно отдать им копейки, которые они якобы вложили в эти предприятия. Но национализация необходима. Нам необходимы рабочие места для людей, потому что ситуация катастрофическая. За последний год украинцы-гастарбайтеры прислали на Родину 9,4 млрд долларов, а это больше, чем все деньги, которые дал нам МВФ. В прошлом году, кстати, было только 6 млрд. То обратите внимание на темпы оттока населения отсюда!

Нам нужно удерживать молодежь в стране, идя путем чехов. Они, например, жилье дают под кредит в 2,5% при условии, если человек подписывает контракт на работу в стране в течение 10-15 лет. То есть государство становится гарантом их благосостояния. Так должно быть и у нас. А пока какая перспектива? На сегодня молодежи нужна зарплата хотя бы в 10-12 тысяч гривен. У нас, кстати, до сих пор действует закон, по которому государство обязано предоставлять первое рабочее место. Однако 2 млн украинских выпускников этого не получают.

Следующее — граница. Там реально каждый год исчезает по мере военный бюджет Украины. Таможню уже пытались реформировать. Только Насиров стал руководителем ДФС, у него руководителем таможенного направления был Ликарчук, которого за 2 месяца погнали с должности. А он предложил сделать элементарную вещь: взять на работу всего 10 человек и все остальные автоматизировать. Сделать бэк-офис, соединить польскую и украинскую компьютерную системы и моментально получать сообщение в случае несовпадения груза, который прошел через каждую из таможен. И по-другому никак, ибо у нас до абсурда доходит. На Волыни была ситуация, когда с польской стороны зашла партия на 1,5 млн евро мобильных телефонов, а в Украине по бумагам получился зеленый горошек. Там теряются огромные средства. И на самом деле навести порядок несложно, была бы только на это политическая воля.

Ну, и мы должны понимать, что мы должны делать с войной. Президент не находит решения. У него как мантра – недействующий Минск, какой-то фантазийный «нормандский формат» и миротворцы. Нам надо искать решения и четко формировать свою стратегию не только в отношении оккупированных территорий, но и в отношении аннексированного Крыма.

Нормандский формат исчерпал себя или ему таки «нет альтернативы», как заявляет Президент?

Я его поддерживал, пока он имел перспективы. В Минске нет постепенности исполнения, все стороны трактуют его по-своему. Россия хочет выборы, а потом все остальное. А Украине взамен нужен контроль над оккупированными Россией территориями, а потом уже выборы. В нормандском формате было заявлено, что для Украины будет сформирована дорожная карта, которая определит постепенность действий. Но за два года переговорщики так и не пришли к этому решению. Поэтому я считаю, что он неэффективный. Ну, и самое страшное, что в нормандском формате судьбу Украины решают без Украины. В наших реалиях это точно неприемлемо.

Согласны ли с тем, что «нормандский формат» стоило бы изменить на «будапештский»?

Мы можем давить на Будапештский меморандум, но его трудно назвать официальным документом. Это была, наверное, одна из самых больших ошибок, которые Украина вообще могла сделать в своей истории. Так, мы постоянно напоминаем о нем международным партнерам, но… Мы не являемся субъектами геополитического жизни. Мы слабые. Чем мы слабее – тем больше нас начинают «напрягать» наши западные соседи. Но это не мешает Президенту говорить об огромных достижениях на международной арене, в том числе благодаря дипломатии господина Климкина…

Порошенко восхваляет себя. Потому у нас никакого министра иностранных дел нет. У нас эту функцию выполняет Президент. Ему удобен Климкин, ибо что-то там себе делает, не мешая. И какие достижения? Мы сейчас слышим, что МВФ готов дать нам очередной миллиард кредита, но для этого надо на 36% газ в Украине здорожчити. А может бы кто-то наложил эти размышления на украинские реалии? Может, нам бы перестали рассказывать про европейские цены на газ и сначала рассказали о возможности европейских зарплат и пенсий? Так нельзя. Премьер недавно плакался, что вот поднятие тарифов пытаются «надеть ему на голову», мол, альтернативы нет, поэтому нужно повышать цену постепенно…

У Гройсмана вообще очень интересная позиция: постепенно, чтобы незаметно. А я хочу ему напомнить, что мы это заметим зимой. Люди не выдержат еще 36% стоимости сверху. И не нужно говорить о субсидиях – это так же наши с вами деньги, из бюджета. Плюс, это огромная коррупционная составляющая – гениальная, к тому же. Вот поднимается тариф в 6,5 раз, затем через систему тарифов они перекатываются на счета энергетических компаний. А кто владельцы этих энергетических компаний? Так, олигархи. То есть в законный способ тарифы подняли в 6,5 раз, деньги отдали олигархам, а нам выдали справку о бедности — то есть субсидию.

На самом деле транши, которые заходят в Украину якобы для помощи, по большому счету олигархи отдают обратно в Европу. Здесь обворовывают, туда передают в офшоры. Это ходит по кругу, только мы с вами беднеем. В 1991-м мы вышли из СССР с 6-й экономикой в Европе. У нас было развито машиностроение, нас было 52 миллиона. Перепись 15 лет не проводилась, я не уверен, что нас хотя бы 30 миллионов наберется сейчас. Так дальше не может быть. Из нас сделали просто ресурсный придаток. Еще и придаток для рабочей силы: вот нужны работники — то нате вам безвиз, нате вам кучу объявлений про обучение и работу. Просто на границе с Польшей уже понастроили заводов с общежитиями, детскими садами и прочим. Конечно, миграционные процессы происходят везде. Но если мы сейчас не остановим эту массовую тенденцию, если мы срочно не начнем изменения в стране, скоро строить что-то здесь будет не с кем.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*