Серия убийств цыган в Венгрии: забытое преступление на почве ненависти

Цыгане в Венгрии Цыгане в Венгрии

Ровно десять лет назад в Венгрии началась волна нападений и убийств, жертвами которых становились представители народности рома. О тех, кто выжил, и о родственниках погибших сейчас практически забыли.

Когда-то Ева Кока была жизнерадостным человеком. Вместе с мужем Ено она жила скромной, но счастливой жизнью. Оба жили на востоке Венгрии. Имели симпатичный домик с садиком. Десятилетиями неизменно работали на производстве: он — на фармацевтической фабрике, а она — на деревообрабатывающем комбинате. В городке их уважали, на работе — ценили.

Однако все перечеркнулось 22 апреля 2009 года. Вечером в тот день Ено Кока вышел из дома, чтобы поехать на ночную смену на фармацевтическую фабрику, где работал последние 38 лет. Вдруг раздался выстрел. Пуля попала 54-летнему мужчине прямо в сердце. Ено Кока умер сразу на месте. Его убийца притаился в кустах неподалеку от дома. «В тот вечер моя жизнь тоже рухнула», — говорит Эва Кока. Ее муж стал пятой жертвой в серии убийств цыган, которая прокатилась по Венгрии в 2008-2009 годах. Тогда нападающие-правоэкстремисты убили шестерых и ранили 55 человек. Причина преступлений — лишь то, что жертвы были ромы.

Серия нападений и убийств пришлась на конец правления социалистическо-либерального правительства. Начало кровавым преступлениям в 2008 году положило нападение с применением огнестрельного оружия в одном из сел неподалеку от Будапешта. Правда, тогда никто не пострадал. Первые два убийства были совершены в ноябре 2008 года, последнее — в августе 2009 года. В том же месяце злоумышленников задержали. Ими оказались четверо правых экстремистов из восточной Венгрии. В 2014 году троих из них приговорили к пожизненному заключению. Еще один соучастник, согласно приговору суда, проведет 13 лет за решеткой.

Волна убийств представителей народности рома стала одним из самых ужасных преступлений, совершенных на почве расизма в Венгрии после Второй мировой войны. Но на сегодняшний день они почти забылись — никаких мероприятий памяти жертв не проводится. Так же немного людей и СМИ интересуются судьбой пострадавших от нападений и родственников погибших.

И это тогда, когда государство должно нести часть вины за убийства цыган. Так же, как это было в случае с террористической группировкой «Национал-социалистическое подполье»(NSU) в Германии. В Венгрии спецслужбы тоже не делились тем, что знали, а следователи в течение длительного времени исключали правоэкстремистскую подоплеку преступлений. Без таких проявлений халатности два последних убийства, вероятно, удалось бы предотвратить, в том числе и смерть Ено Коки.

После гибели мужа психическое и физическое состояние Эвы Коки значительно ухудшилось. Она оставила работу и переехала жить к дочери. До сих пор она боится за свою жизнь и убеждена, что полиция задержала не всех причастных к серии нападений на ромов.

Сегодня 56-летняя женщина не имеет постоянного дохода, ведь до пенсии ей осталось еще четыре года. Кроме того, ее дочь, зять и шестеро внуков тоже бедствуют, ведь ежемесячный доход всей семьи — около 300 евро в месяц. Зять Эвы Коки работает в рамках местной программы по трудоустройству, получая за это около 150 евро в месяц. Остальная часть семейного дохода — пособие на детей, которое предоставляет государство.

В 2014 году жертвы нападений, которые выжили, получили единовременную денежную помощь. Это произошло по инициативе Золтана Балога — венгерского кальвинстского пастора и министра по вопросам человеческих ресурсов в правительстве Виктора Орбана с 2012 года по апрель 2018 года. Выплаченные суммы колебались от четырех до семи тысяч евро. Постоянной помощи не было и нет. В одном из интервью Балог признал ошибочность такой политики: «Долговременное решение было бы лучшим, но я не смог добиться такого подхода в правительстве». На новые выплаты помощи пострадавшим экс-министр шансов не видит. «Это дело отложили в долгий ящик», — сказал бывший министр.

Вообще Золтан Балог — один из немногих венгерских политиков и чиновников, который постоянно поднимал вопрос о серии убийств цыган и жертв тех преступлений. Но учитывая десятую годовщину начала волны убийств Балог констатировал, что после дерзких нападений венгерские политики снова довольно быстро вернулись к привычной повестке дня. Также сценарист и писатель Андраш Вагволгий является одним из немногих в Венгрии, кто постоянно напоминает о серии убийств цыган. Сценарист присутствовал на каждом заседании суда во время 2,5-летнего судебного процесса над убийцами, который завершился в августе 2013 года. 2017 года увидела свет его книга «Восточный фронт», где он описал осужденных преступников.

Художник уверен, что нынешнее националистическое правительство стремится забыть такой аспект расистских преступлений. В подтверждение своей мысли он привел также и недавний случай, который произошел в соседней Украине. Там нападения на ромов участились с 2016 года. Во время одного из них в июне этого года во Львове был убит рома Давида Папа, который был венгроязычным. «Всегда, когда речь идет про венгерское меньшинство за рубежом, правительство Орбана реагирует быстро и бескомпромиссно, — говорит сценарист, — но в случае с угорскоязычными ромами в Украине он молчит».

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*