Вступительная кампания 2018: почему IT проигрывает «гуманитариям»

ИТ-специалист ИТ-специалист

Украинский рынок труда еще больше жаждет «технарей» и ИТ-специалистов. А абитуриенты тянутся к филологии, праву и менеджменту. Что делать с дисбалансом?

Вступительная кампания-2018 в Украине подходит к концу. Статистика Министерства образования и науки (МОН) показывает, что получить диплом вуза и до сих пор немало желающих. Три из четырех вчерашних школьников решили получать высшее образование. Впрочем, традиционные предпочтения абитуриентов значительно отличаются от запросов рынка труда — как его текущего состояния, так и среднесрочных прогнозов. Технические специальности, в частности перспективные ИТ-специальностях, и дальше проигрывают «гуманитарным» — филологии, праву, менеджменту.

IT как мотор украинской экономики

Эти три направления совокупно собрали почти 200 тысяч заявлений, почти четверть от всего объема. В то же время на специальность «Компьютерные науки» отправились 38 тысяч абитуриентов, «Инженерия программного обеспечения» — 26 тысяч. «У нас, как у крупного работодателя в сфере ИТ, эти цифры вызывают недоумение. Вижу в них системную проблему — в среднем образовании недостаточно поощряют изучать математику и точные науки», — говорит вице-президент компании «ИТ-Интегратор» Надежда Омельченко. Поэтому, считает она, выбирают профессии, куда проще поступить после сдачи ВНО по украинскому языку и истории.

Туризм или экономику, соизмеримые с ИТ по количеству желающих, эксперты рынка труда называют неперспективными и не советуют на них вступать. А вот именно образование в области информационных технологий называют хорошей инвестицией в будущее. Украина активно развивает эту составляющую экономики. В прошлом году доходы от экспорта ИТ вышли в стране на третье место после сырьевых сфер — сельского хозяйства и металлургии. В Европейской бизнес ассоциации среднюю зарплату украинского программиста-специалиста в 2017 году оценивают на уровне 2 200 долларов.

По данным популярного кадрового портала HeadHunter, IT-специалисты — вторые по спросу на рынке труда Украины после менеджеров по продажам. Самые популярные в цифровой области — разработчики и инженеры. В Киеве веб-разработчикам в среднем предлагают зарплату в 32,5 тысячи гривен в месяц, говорят данные rabota.ua в регионах несколько меньше — 28,5 тысячи гривен. Спрос на украинских программистов тоже не стоит на месте, Украина ежегодно поднимается в профильных мировых рейтингах, как 11-е место в прошлом году в ТОП-50 разработчиков мира 24-е место в ТОП-55 стран, наиболее привлекательных для аутсорсинга. В этом году страна прибавила семь ступенек и оказалась на 43-м месте в общемировом инновационном рейтинге.

Только увеличение «бюджета» недостаточно

Несмотря на общее сокращение объемов госзаказа на 10 процентов в 2018 году, правительство увеличило «бюджет» по ИТ-направлениям. Взятые вместе «Компьютерные науки» и «Компьютерная инженерия» — вторые по количеству бюджетных мест, сразу после «Среднего образования». Филологам в свою очередь выделили чуть ли не в два с половиной раза меньше. Увеличили также показатели для математических и естественных наук, а вот для направлений типа менеджмента, политологии или гостиничного дела — уменьшили.

В МОН говорят, что еще в 2015 году на технических и естественных специальностях не заполнялось 7,5 процента бюджетных мест. В прошлом году этот показатель составил лишь полтора процента, добавляют в министерстве и надеются, что для «технарей» смогут и далее выделить дополнительные средства.

И педагоги, и представители ИТ-бизнеса говорят о необходимости тесного сотрудничества. С одной стороны, преподаватели должны быть ближе к реальности на рынке труда, а также успевать за стремительным развитием знаний в IT-сфере. С другой, бизнес получит основательно подготовленных специалистов, умеющих не просто «писать код», а системно подходить к созданию программного продукта. Последнее, конечно, требует более фундаментальной подготовки, чем многомесячные курсы программирования.

Постоянное обучение

Впрочем, как и украинские, так и западные аналитики рынка труда отмечают: время, когда можно было выбрать одну профессию на всю жизнь, уже ушел в прошлое. Тренд современности — постоянное обучение. Поэтому, советуют эксперты, в вузе стоит ли получать не столько профессиональные знания, сколько умение учиться.

Стать программистом или ИТ-специалистом уже после основного образования стремятся немало украинцев. К их услугам — большое количество онлайн — и офлайн курсов. «Молодые значительно проще получить любой диплом, а потом закончить несколько прикладных ИТ-курсов, чем 6 лет учиться на технической специальности», — отмечает Омельченко.

Впрочем, IT-бизнес не всегда доволен качеством профильного образования в украинских вузах. Теоретические дисциплины вроде математики или алгоритмирования — на высоте, тогда как практические дисциплины, новые языки и технологии программирования серьезно отстают. Поэтому крупные компании-разработчики запускают собственные образовательные проекты: или отдельные, или вместе с сильнейшими университетами отрасли — КПИ и Львовской политехникой», а также Киевским и Днепровским национальным университетами. Опрос ассоциации IT Ukraine показывает, что около 40 процентов украинских программистов закончили в свое время именно эти учебные заведения.

В нем же говорится, что каждый третий из нынешних работников отрасли не имеет технического образования. Нередко на «цифровая сторону» переходят как раз гуманитарии по образованию. Спрос на смену карьеры удовлетворить несложно. В Украине запускается все больше проектов вроде школы программирования UNIT Factory, курсов от лидеров отрасли GlobalLogic или SoftServe, немецкой Deutsche IT Schule или локальных инициатив вузов и ИТ-сообществ.

Целевой аудиторией являются не только взрослые. Например, столичные власти в рамках инициативы Kyiv Smart City вместе с «Академией кодирования» предлагает школьникам курсы, с 2016 года компания Samsung вместе с МОН ведет проект по обучению детей информационным технологиям.

Омельченко с «ИТ-Интегратора» отмечает, что баланс между «технарями» и «гуманитариями» следует строить не на этапе поступления, а еще во время профориентации в школе. «Среднее образование должно стимулировать популярность STEM-специальностей (наука, технологии, инженерия, математика) еще с первых классов, иначе проблема кадров на нашем ИТ-рынке за 3-5 лет станет неразрешимой», — говорит она. По мнению Омельченко, школы требуют проектного метода обучения и современных ИТ-аудиторий с качественными компьютерами и 3D-принтерами. Соответственно, школьники будут получать еще и знания проектного менеджмента, командной работы и другие востребованные навыки. «Так ученики смогут подготовить себя к одной из «профессий будущего», — резюмирует она.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*