Путь «полуизвинений»: что задумали политтехнологи Порошенко?

Политтехнологи Порошенко Политтехнологи Порошенко

Пока Петр Алексеевич продолжает трудиться на благо украинцев, помпезно открывая все новые дорожные знаки, его политтехнологи в поте лица трудятся над разработкой тактических и стратегических идей, которые бы дали ему шанс на второй срок. Эксперты считают: практический старт президентской кампании Порошенко начался еще 23 августа, когда он извинился за несбывшиеся обещания закончить АТО в течение часов, а не месяцев. Некоторые же убеждены: у действующего Президента выбор невелик – или побеждать (а это довольно сложно с нынешним рейтингом гаранта), или не баллотироваться вообще.

Предвыборный штаб Президента в конце августа возглавил первый заместитель главы АП Виталий Ковальчук. Чтобы действующий Гарант предстал перед своим электоратом в лучшем свете, Ковальчуку в помощь — и нардеп от БПП Сергей Березенко, министр информполитики Юрий Стець, главный стратег штаба, нардеп от БПП Игорь Грынив и другие. Что же эти люди могли бы придумать, чтобы их патрон нашел выход из казалось бы безнадежной для него ситуации? Об этом наш корреспондент спросил у директора Института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника и политтехнологов Тараса Загороднего и Дениса Богуша.

Какими будут основные тактические приемы политтехнологов Президента, чтобы вернуть доверие украинцев?

Руслан Бортник:
Ключевая технология власти будет состоять в попытке максимально виртуализировать политическую дискуссию. Спекуляция относительно патриотических тем, в частности таких, как «Язык», «Церковь», «История», «Евроинтеграция» и тому подобное. Таким образом политтехнологи будут пытаться переключить внимание украинцев, чтобы заставить их обсуждать не повышение тарифов, коррупцию, уровень жизни, медицину или образование. Это главная задача власти. И здесь она будет ориентироваться прежде всего на жителей Центральной и Западной Украины. Зато вся оппозиция постарается максимально «приземлить» власть, говорить о реальных вещах, которые влияют на украинцев и тревожат их каждый день. Поэтому Президент будет генерировать огромное количество гуманитарных тем. В частности, томос для украинской церкви, новый Закон «О языке», эскалации напряжения с Россией и тому подобное. Это и будут ключевые месседжи Порошенко. Ведь практические результаты правления говорить властям не хочется: там одни провалы и поражения.

Его политтехнологи также постараются связать образ действующего Президента с теми темами, которые поддерживает украинское общество. Однако их эффективность использования именно Порошенко сейчас является очень невысокой. Президенту больше не верят. От него требуют отчет о работе, а не обещания на будущее. Также одна из целей технологии команды Порошенко – сформировать в обществе образ безальтернативности кандидатуры действующего Президента. Будто на президентских выборах, кроме Порошенко, больше нет за кого голосовать, а другие кандидаты-еще хуже. Это может сработать, но только тогда, если не появятся новые лица среди кандидатов.

Команда нынешнего Главы государства может прибегать и к передергивание результатов социологических опросов. Ведь сейчас несколько ведущих социологических фирм тесно работает с Администрацией Президента и, по моему мнению, уже есть искаженные результаты. Также Президент и дальше будет идти путем полуизвинений и полуманипуляций, похожих к заявлению о невыполнении сроков АТО. Однако невыполненные обещания лежат на нем тяжким бременем. Причем здесь стоит помнить: если он раз не выполнил своих обещаний, вероятность того, что исполнит их вторично, гораздо меньше.

Тарас Загородний:
Задача очень сложная: у Президента — большой антирейтинг, около 75%. Поэтому очень трудно будет найти дополнительные голоса. Чтобы бы он сейчас не говорил или не делал, например, о зарплате в 1000 долларов, ему или не поверят, или скажут, что это не его заслуга. Основные же мессенджи, вокруг которых и строят тактику, можем видеть уже: «Армия», «Вера», «Язык». То есть это максимальная мобилизация патриотического электората. Также это и попытки вести контркомпанию относительно основных конкурентов, навязывая им «связи с Россией». Именно поэтому под особым давлением административной машины Порошенко окажутся националистические партии, электорат которых то захочет себе «присвоить». Но проблема патриотического электората, на который частично ориентируется Президент, в том, что большинству из них просто может не быть в Украине во время выборов – через большую трудовую миграцию.

Хорошим ходом Порошенко, в частности то, что он извинился за невыполненное обещание быстро закончить АТО. Ведь такого в нашей политической культуре еще никогда не случалось. Плюсом может быть и вопрос томоса для украинской церкви в глазах патриотического электората. Но это вопрос немного переоценена, ведь люди сейчас очень требовательны и хотят видеть прежде всего экономические результаты. Можно ориентироваться и на мажоритарщиков, использовать, в частности агитацию мэров городов. Однако для мажоритарной кампании привязка к власти является токсичной. Условно говоря, кандидат может иметь личный рейтинг на своем округе 40%, но только словом промовиться, что поддерживает действующую власть, его рейтинг обвалится в два раза. Поэтому это тоже проблема, с которой сталкивается Президент и над которой думают его политтехнологи.

Денис Богуш:
Украинцев пытаются убедить в том, что действующий Президент возродил армию, осуществил мощную украинизацию и сделал много для предоставления томоса украинской церкви. Это пока основные мессиджи — «Армия», «Речь» и «Вера», которые уже украшают билборды и ролики. Таким путем Президент и его команда будет идти и в дальнейшем. К тому же заявление-извинение относительно невыполнения обещания быстрого завершения АТО была правильной, поскольку его многие в этом обвинял. Это хороший ход. Только сейчас ему он не помогает. Потому что во втором туре видят Тимошенко и Бойко.

Как противодействовать Президент своим основным избирательным конкурентам?

Руслан Бортник:
Сейчас идет борьба за второй тур для Порошенко. В частности, начали мощную дискредитационную атаку на Гриценко. Как со стороны действующей власти, так и со стороны Тимошенко и других его конкурентов. Поэтому, думаю, относительно каждого конкретного кандидата у Порошенко разрабатывают отдельный дискредитационный план. Также нельзя исключать и того, что кого-то из кандидатов выкинут из избирательных соревнований с помощью возбуждения в отношении него уголовных дел. Вместе с тем разыгрывания карты «пятой колонны» и того, что внутренние враги захватят власть и проведут контрреволюцию в стране тоже наблюдается.

Акцентировать активно и на таких лозунгах, как «Порошенко — Главнокомандующий», «Порошенко-патриот», «Порошенко-евроинтегратор». Хотя это не так, потому что у Президента было пять лет, чтобы реализовать их на практике. Ему же несколько раз прямо отказали в любом приближении вступления Украины в ЕС и НАТО. Поэтому технология манипуляций и попытки постоянно заменить конечный результат, к которому стремятся украинцы, увы, будет продолжаться и в дальнейшем. Да и вообще: Порошенко можно считать кем угодно, но не патриотом. Его фабрики как работали в России, так и работают. Более того: бизнес и торговля с Россией только набирают обороты. Складывается впечатление, что для народа – война, а для власти – бизнес. И во главе этого бизнеса стоит именно Президент.

Тарас Загородний:
Против Тимошенко, к примеру, на ее электоральном поле запускают т.зв. кандидатов-спойлеров, то есть тех, что будут отбирать у нее голоса. Прежде всего, это Олег Ляшко. Люди готовы голосовать и за того, и за того кандидата. И если, к примеру, лидер Радикальной партии набирает 5-7% голосов, именно столько может не хватить лидеру «Батькивщины» для того, чтобы выйти во второй тур. Если учесть большую трудовую миграцию населения Западной и Центральной Украины в Европу, это означает, что удельный вес электората Юга и Востока, которая может проголосовать за того же лидера «Опоблоку», будет расти. Потому что эти люди придут на выборы. Поэтому в этом случае президентские политтехнологи будут пытаться контратаковать – в частности, «рассматривать» электорат Бойко на предмет враждебности.

Денис Богуш:
Едва ли не единственным преимуществом Порошенко является то, что он имеет определенный дипломатический опыт, может легко общаться с первыми лицами других стран. Поэтому один из основных акцентов поставят на том, что Порошенко создал новый стандарт Президента. Поэтому новый Президент Украины должен владеть английским языком, разбираться в вопросах армии, поскольку идет война, также иметь определенные дипломатические навыки победы на международной арене.

Насколько успешными могут быть эти технологии?

Руслан Бортник:
Власть будет пытаться избегать прагматичного, рационального и сложного диалога. Ей будут говорить про коррупцию, оффшоры, тарифы, она же будет говорить про армию, веру, язык. Фокус общественного внимания постараются максимально сместить от реальных проблем к виртуальным вопросам. Этого стоит ожидать как от окружения Президента, так и от самого Порошенко. Это и будет основным элементом их стратегии. Поэтому, если социологическая кампания будет хорошей, то рейтинг Президента его команде удастся увеличить примерно вдвое – до около 15 %. Но этого может оказаться недостаточно для попадания во второй тур. А тем более — недостаточно для победы. На демократических выборах Петр Порошенко точно не победит.

Тарас Загородний:
У Порошенко действительно очень сложная ситуация, ведь он отвечает в Украине за все, даже если не имеет к этому непосредственного отношения. Потому, что люди его выбирали. Поэтому весь негатив к власти на него сыплется автоматически. Значит, здесь будут использовать нестандартные ходы.

Денис Богуш:
Думаю, Порошенко еще подумает, идти ли на президентские выборы. Если он увидит, что не сможет победить, то может вообще в избирательных соревнованиях участия не принимать. Хотя и такой сценарий пока выглядит маловероятным.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*