Русскоязычный Донцов: концептуальный репортер, нациолог, критик имперства

Дмитрий Донцов Дмитрий Донцов

Только что увидел свет сборник русскоязычных статей идеолога украинского волевого национализма Дмитрия Донцова (1883-1973) под названием «Русский либерализм и украинское движение». Издание осуществлено научно-исследовательским центром им. Д.Донцова, который действует при Мелитопольском государственном педагогическом университете им. Б.Хмельницкого (руководитель – Александр Сытник, доктор исторических наук, профессор, составитель сборника). Книга состоит из статей, написанных в течение 1912-1914 гг для журнала «Украинская жизнь», который издавался в Москве под редакцией Симона Петлюры и имел целью информировать культурные элиты Российской империи про украинское национальное движение, его принципы, культурные особенности.

Сам Д.Донцов в это время жил в Галичине как эмигрант, и поэтому выступал в журнале как галицкий корреспондент в рубрике Письмо из Галиции», в которой он с особой концептуальности, широтой и достеменністю аналитики рассказывал о галицкое национально-культурная жизнь. В это время зародилась его дружба с С.Петлюрой, завязалась интересная переписка, которая сегодня проливает много света на скрытые моменты политической жизни украинства начала ХХ века. (письма были впоследствии опубликованы Д.Донцовым в журнале «Литературно-научный вестник», 1931 г.).

Центральное место в тогдашней публицистике Д. Донцова целом занимала критика Российской империи как своеобразного цивилизационного феномена, агрессивного политического сознания и идеологии, деструктивной ментальности ее жителей. В этой книге помещены четыре проникновенные статьи на эту тематику: «Русский либерализм и украинское движение», «Еще о русском либерализме (Ответ г. В.Жаботинскому)», «Русская идея в Галиции», «Русский империализм и украинство».

Две первые статьи, и сегодня звучат весьма актуально. Д.Донцов еще в 1912 г., когда в Украине никто не осмеливался критиковать российских либералов, потому что эта часть российского общества считалась «передовой», «пройнятою правдивыми демократическими и гуманистическими принципами» (нечто подобное мы слышали от украинских либералов недавно, на протяжении 1990-2000-х гг!), отважился сказать правду о шовинизме в сознании всех российских элит.

Он предостерегал украинскую интеллигенцию от иллюзий относительно будущей российской либеральной политики (тогда все ожидали, что вскоре царская Россия перестроится на демократическое государство), объяснял, что все российские элиты с настороженностью и ненавистью наблюдают, как развивается украинское культурно-национальное жизни в Галичине, поэтому они никогда не примут возможной независимой Украины как равноправного партнера.

В статье «Русская идея в Галиции» Д.Донцов дает краткий, но всесторонний и исчерпывающий анализ москвофильства в Галиции как своеобразной идейно-политической патологии. Это движение не только безнадежно отстал в идеологическом и интеллектуальном планах, не только уже давно обнаружен как провокаторське образование за деньги тайной царской канцелярии, он еще и на культурном уровне пробует организовывать различные антиукраинские диверсии, коверкая украинскую художественную литературу, в частности Т.Шевченко, становясь удобным орудием для борьбы украинского движения в руках галицких поляков.

Д.Донцов едва ли не единственный тогда в украинской журналистике смело анализировал сложность украинско-российских отношений, акцентировал внимание на стратегических ошибках, допущенных лидером украинской лево-либерального движения Михаилом Драгомановым (1841-1895), который приучил украинскую интеллигенцию с надеждой и доверчиво смотреть на российский либерально-демократический лагерь, который, мол, способен просветить Украину европейскими либеральными идеями, способен культурно повлиять на общий подъем Украины в цивилизационном измерении.

Это была большая ошибка, это расслабило национальную бдительность украинства, которое не понимало, что российские либералы фактически бьют ему в спину, стимулируют презрение и ненависть всего украинского в российском обществе – и это вскоре, в годы Революции 1917-1920-е гг., подтвердила история. Об этом трактует Д.Донцов в статье «Русский империализм и украинство».

В четырех статьях – «Point des reveries», «За украинский университет», «Украинско-польское соглашение», «Начало конца» – Д.Донцов внимательно анализирует украинско-польские отношения в Галичине. Он показывает, насколько поляки, хотя и в то время безгосударственная, подневольная нация, ослепленные шовинизмом в отношении украинцев. Особенно это видно по тому, как рьяно противодействовали все польские среды идеи открытия во Львове украинского университета (Д.Донцов подробно описывал перипетии этих противостояний).

Поляки продуманно и методично всегда противостояли любым попыткам украинцев получить высокие и качественные формы культурно-национальной самоорганизации. В то же время процессы полноценной эмансипации украинства становились все настойчивее и беззупинними (об этом статья «Начало конца»). Д.Донцов, применяя статистические сведения, убедительно показывал, что в демографическом, социальном, культурном планах украинцы Галичины постоянно растут в силе, наступают, превращаются в качественно организованный, мобильный национально-освободительное движение. Рождался модерный украинский национализм — больше экспансивный, интеллектуально пружинный, морально настойчивый, открытый к мировым идеям.

Еще в двух статьях – «Австрийская raison d’etat в Галиции» и «А.Бауэр в национальной ассимиляции» – Д.Донцов продемонстрировал, каким хорошим политологом и нациологом он был. К слову, по остроте и яркости публицистической мысли он тогда превосходил всех в Украине. Здесь всплывала тема закономерностей национального развития народов и Д.Донцов аргументированно показывал, что, несмотря на все бюрократически-имперские препятствия в государственной системе Австро-Венгрии, несмотря на противодействия поляков, подлость москвофилов, украинство с каждым годом производится во все эффективнее политическое движение, в нем неукоснительно действуют законы подъема и развития наций (собственно, теоретический аспект статей Д.Донцова был очень сильным). Автор морально готовил свою нацию к одному нужному национальному убеждению: в истории решающей является политическая сила и без нее невозможно.

Статья «Украина в новейшей европейской литературе» имела цель показать, какое внимание вызывает Украина в мире, как постепенно известные ученые осознают, что на Востоке Европы поднимается древняя великая нация и она потенциально может изменить цивилизационное лицо континента.

Уже эти эскизные оценки статей Д.Донцова с «Украинской жизни» дают представление о нем как нестандартного автора, который ориентировался в нациологичных теориях времени, использовал новейшие методики изучения наций и культур – идеи цивилизационной теории, описательно-статистической методологии, культурологии. Он, тогда еще социал-демократ, выходил в свой нациологии со школы левой, социал-демократической политологической мысли – Отто Бавер, Карл Ренер, Карл Каутский. Именно эти авторы были тогда пионерами в Европе с осмысления проблематики национально-освободительных движений безгосударственных народов, формирования их молодых национализмов.

До сих пор их труды, особенно о. Бавера, считаются классическими в нациологии и теории национализма, перепечатываются во всех хрестоматиях по теории национализма. На этой плоскости Д.Донцов даже опережал тогда ведущего украинского націолога – Ольгерда Бочковского (1884-1939), который жил в эмиграции (Австрия, Чехословакия) и хорошо ориентировался в новых идеях (сейчас киевским издательством «Дух и литера» произошло замечательное переиздание большой части произведений А.Бочковского в 2-х томах). Правда, в дальнейшем д.Донцов, отойдя от социал-демократии, прекратил работать как нациолог и перешел к чистой идеологии, формируя иррационалистический по своей философии волевой украинский национализм.

Накануне 1-й Мировой войны очень вовремя прозвучали его предостережение о том, что не надо иметь иллюзий относительно российского либерализма, который всегда будет противодействовать украинскому движению, что надо готовиться к упорной и длительной борьбы с поляками, что в международной игре империй украинство должно прежде всего надеяться на собственные силы. Последний тезис Д.Донцова впоследствии станет идеологическим и стратегическим лозунгом нового волевого украинского национализма межвоенной суток.

Не секрет, что сегодня в Украине остается значительный социальный пласт русскоязычных жителей, которые категорически не берут в руки книги, если она написана на украинском языке (традиции русского шовинизма являются весьма глубокими и заразными!). Поэтому можно признать удачным расчет издателей этого сборника, которые таким образом надеются все-таки включить в диалог те русифицированные слои украинского общества, до которых никогда не доходят украинские идеи через их заскорузлую предвзятость ко всему украинскому. Думаем, именно такое издание, хоть и небольшое по объему, будет хорошим чествованием 135-летия со дня рождения Д. Донцова, которое отмечаем в этом году.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*