Источники Подолья. От увлекательной красоты до языческих святынь

Подолье Подолье

Обычно в туристических путеводителях источники упоминаются вскользь, как нечто несущественное. Это не первый обзор, где кринички занимают видное место. Эта сборка сформирована как итог странствий Подольем в 2013-2018 годах, во время которых автор успел попить водичку из более полусотни родников, источников и «цюркачей» (колодцы, скважины, уличные колонки не считаются). С некоторых просто пил, а некоторые еще и поразили. Вот о последних и рассказ.

Самый красивый источник (здесь пили воду единороги)

Самый красивый источник Подолья (49°13 ‘05.1″ N 26°57 ‘07.3″ E) расположен в селе Шаровка (бывший городок Шаравка) на Хмельнитчине. За всю историю странствий по Украине (и не только Подольем) автор ничего подобного не встречал! Не исключено, что оно может претендовать на звание самого красивого источника Украины. Представьте себе скальный амфитеатр метров 20 в длину и где-то 2,5—3 метра высотой, а с этой скалы с полуметровой высоты спадают полтора десятка серебристых струй. Такой себе грандиозный природный фонтан с очень вкусной и чистой водой. Струи образуют небольшое озерцо, из которого вытекает большой ручей. К сожалению, фотографии не передают этого удивительного зрелища.

Главной изюминкой Шаровки является оборонная церковь-крепость XV в. (есть версия, что ее возвели в XIV веке). Храм «милитаризировали» не зря — здесь проходил печально известный «Кучманский путь», которым крымчане слонялись с завидной регулярностью, направляясь в набег на Подолье и Галичину. От начала церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1567 году во время очередного татарского нападения ее жестоко разбили. Храм отстроил бывший староста Барского замка Бернгард фон Претвитц (Претвич), которому тогда принадлежал городок.

Выходец из Силезии Бернард Претвич (1500-1563) — личность незаурядная. Он был одним из самых смелых тогдашних смельчаков, и на главе отряда казаков давал взбучку татарам и туркам. В боях против ордынцев его правой рукой был Дмитрий (Байда) Вишневецкий — основатель первой Сечи. Из-за Претвича татары на Подолье почти не потыкались. Еще при жизни господин Бернард получил фамилии «Murus Podoliae» (Мур Подолье), и Terror Tartarorum (Страх Татар).

Сохранилась информация, что именно Бернард фон Претвитц подстрелил последнего на Земле единорога. Считая на местные пейзажи, легко поверить, что здесь когда-то паслись эти сказочные животные, прибегая на водопой к источнику-фонтану. Доподлинно известно, что в 1530 году г-н Бернард прислал королю Сигизмунду Первому Старому рог собственноручно убитого последнего единорога Земли (по крайней мере, об этом воин написал в сопроводительном письме). Десять лет спустя король подарил Рог императору Фердинанду Первому Габсбургскому. Украшенный разными финтифлюшками охотничий трофей Претвича сегодня экспонируется в Художественно-историческом музее Вены. Вот только не надо напоминать, что в Вене на самом деле выставлен клык нарвала.

Во время реконструкции 1890-1892 лет Храм несколько «русифицировали» — влепили на крышу деревянный барабан с низким шатром и украшенным небольшим куполом и нарастили башню-колокольню. Тогда же растесали в ширину и высоту узкие окна-бойницы и замуровали бойницы типа «замковый ключ» на башне. В таком виде церковь дошла до нашего времени. В Шаровке также стоит осмотреть старый, почти 200-летний парк (возле костела). Сегодня он больше напоминает лес, но там сохранилось немало интересных деревьев.

Самый вкусный источник

Где-то за 30-35 км от Шаровки лежит село Новое Поречье (Городокский район) с источником 49°14’02.5″N 26°35’37.8″E с самой вкусной водой не только на Подолье, но и, возможно, в Украине. Это не субъективное мнение автора, а экспертное заключение нескольких немалых групп заядлых путешественников, которые успели объехать чуть ли не всю нашу страну.

Качество местной воды заметили очень давно. В 1876 году владелец села Генрик Скибневский возвел здесь большую пивоварню. Известно, что качество пива главным образом зависит от качества воды. Правда, собственным пивом пан Генрик наслаждался недолго. Уже в следующем году он продал свои новопоричанские владения русской графине Екатерине Игнатьевой — правнучке фельдмаршала Кутузова, того самого, который сжег Москву (хороший человек).

Графиня хозяйством не занималась и сразу же сдала пивоварню в аренду, а потом вообще продала Леону Кляве. Леон Генрихович был известным на все Подолье пивоваром. Впоследствии, продав производство в Новом Поречье, он построил пивоварню в Проскурове (ныне Хмельницкий). Сейчас пивные гурманы знают ее под названием «Хмельпиво». Продукцию поричанской пивоварни знали не только на Подолье, но и в Киеве, Петербурге, Вене и Москве.

Послереволюционных времен пивоварня не пережила. Сначала где-то делось оборудование, поэтому хозяйственные подоляны растащили ее сооружения на стройматериалы. Одновременно разобрали на кирпич и камень величественный дворец Мнишхов-Скибневских — один из красивейших дворцовых комплексов Подолья.

От некогда величественного дворца на сегодня сохранился лишь небольшой фрагмент фундамента и старый парк. О красоте постройки можно составить представление из дома управителя, возведенного в конце XVIII века в неоготическом стиле. Сегодня здесь расположена местная школа, которую в народе называют «рогатым».

Самые языческие источники

Мы уже упоминали про Збручанский культовый центр (ЗКЦ). Коротко напомним фабулу. По тому, как Владимир Великий изгнал из Киева волхвов, последние убежали аж на берега Збруча, где вскоре возникло уникальное религиозно-светское образование, которое часто называют «Республикой волхвов». Ядром «республики» были 4 священные городища: Звенигород, Говда и Богит — на правом берегу Збруча и Иванковецкое — на левом.

Городища были языческими аналогами христианских монастырей — там только совершались жертвоприношения и проводились различные сакральные и мистические обряды. Широкой публике наиболее известно городище на горе Богит, где некогда стоял знаменитый «Збручанский идол». Своеобразной «столицей» ЗКЦ был Звенигород. В первую очередь этому способствовали три священные источники 49°13’06.0″N 26°11’24.4″E с целебной водой (в каждом — разной).

Есть версия, что авторитет звенигородских волхвов в значительной степени базировался на владении методиками использования местной минералки для исцеления. Как добираться до этих источников, читайте здесь. После источников Звенигорода стоит осмотреть грандиозные валы самого городища и прилегающей к ним Пуще отшельника с напіврукотворною пещерой и дольменами.

В соседнем Сатане стоит осмотреть руины замка и городской ворот (XV-XVIII в.), оборонный монастырь XVII века с пещерами, оборонительную синагогу (XVI в.), очень интересное еврейское кладбище (XVI-ХХ в.) но последняя на Хмельнитчине рабочая водяная мельница, по совместительству является настоящим техническим музеем.

Здесь пил воду Вий

Продолжая тему Збручанского культового центра, перенесемся в городище между селами Иванковцы и Голенищево. Стоит оно почти напротив Богита. Здесь тоже есть три священные кринички 49°10’19.2″N 26°12’42.8″E. Они локализованы на небольшом участке, и расстояние между ними от силы в несколько десятков метров, поэтому их можно рассматривать, как одно огромное источник с несколькими выходами воды.

Сами источники внешне ничем не выделяются на фоне других родников этого региона, зато образованный ими немалый ручей, что журчит вдоль валов городища, — довольно живописный. Однако славен он не этим. В начале 1831 года па Подолье находился молодой военный врач, а впоследствии будущий знаменитый лексикограф Владимир Даль. В селе Голенищево он записал легенду про страшного волшебника Кастрюли (Буняка). Легенда касалась остатков древних укреплений и источники.

Крестьяне это место называют Забутком, но помнят, — пишет Даль, — перевод, в котором истина переплелась с фантазией. В древности, утверждают они, здесь стоял замок, принадлежавший молодой красивой княжне. Соседними землями владел сильный и страшный волшебник. Никто и ничто не выдерживало его взгляда, он разрушал глазами все, на что бы ни обращал свой взгляд. К счастью, ресницы у волшебника почти всегда были закрыты, за что он получил прозвище спящего Кастрюли. Он даже сам не мог открыть глаз. Два помощника, став за его спиной (чтобы не встретить страшного взгляда), поднимали ресницы Кастрюли золотыми подпорками.

Баняк, услышав о молодой красавице, отправил к ней сватов, но та дала тыквы. Разъяренный отказом Кастрюля приказал своему войску захватить княжну силой, но оно ничего не смогли поделать, потому что в замке было достаточно защитников, еды и родниковой воды. Тогда под стены прибыл сам Баняк и разрушил все взглядом, а его войско перебило защитников. Персонажа узнали? Да, именно эту легенду и использовал Николай Гоголь, когда создавал своего знаменитого «Вия».

Что стоит посмотреть. Где-то за 2,5 км от села Иванковцы находятся грандиозные заброшенные штольни 49°11’27.6″N 26°11’35.3″E общей длиной около 10 км. Когда здесь начали добывать известняк — неизвестно. Самое старое из многочисленных граффити, украшающих их вход, датировано 1932 годом. В конце 1950-х, когда в результате обвала погибли рабочие, штольни забросили. Штольни — чрезвычайный интересный объект, но среди туристов — малоизвестный. Расположены они посреди густого леса, и добраться до них можно либо пешком, либо на внедорожнике (да и то не каждым). Стоит осмотреть и старую часть иванковецкого кладбища, где сохранилось немало интересных архаичных каменных крестов первой половины XIX в.

Прало, «панацея», чума и «трон» Божьей Матери

В этом уголке Подолья есть еще два интересных источника. Возле Сатанова лежит село-спутник Каменка, прислонился к товтрини «Гусикова гора». Здесь можно увидеть самое настоящее и очень оригинальное «прало» (49°13’16.7″N 26°16’56.5″E) — специально оборудованное место для стирки белья в доводогонну эпоху. Стирала упоминаются не во всех дореволюционных отчетах о деревни или городка — они были важным элементом инфраструктуры. В самом примитивном случае это были простые деревянные помосты. Но такие считалось «отстоем». Высшим шиком были плоские камни — их можно было использовать еще и как стиральные доски.

До тех пор автор лишь раз видел «антикварное» прало — в селе (а когда-то городке) Кузьмин. Источник там тоже нивроку и довольно интересный. То стирало давно не используется, и круглые «стиральные» каменюки едва смотрятся с берега. Как выглядит прало в Каменце, рассказывать не будем — все хорошо видно на фото. Заметим лишь, что плоские каменюки, на которых крестьянки стирают белье, за века отполировались чуть ли не до зеркального блеска.

От стирала, если вы уже сюда пришли, стоит прогуляться сотню метров до места впадения «стирального» ручья в речушку Шондрова (она же Шмаевка), а по том — тропе против течения вдоль потока. Метров за триста будет еще один источник. Не заметить его невозможно — рядом с ним установлена фигура Божьей Матери.

Этот источник издавна славится очень целебной водой. Нина Нестерова, фармацевт-провизор Сатановской аптеки, которая в 1972 г. открыла миру знаменитую «збручанську» минеральную воду, благодаря чему сегодня имеем знаменитый курорт «Сатанов», как-то провела исследования воды из этого колодца. Результат настолько ее поразил, что она дала этой воде название «Панацея». За один раз не исцелишься даже «панацеей», но вода — вкусная.

Источник находится у подножия Гусиковой горы, названной в честь некогда знаменитого разбойника Гусика, который где-то здесь должен набитую сокровищами тайную пещеру (до сих пор не найдена). Из изюма горы-каменюка, что называется «Трон царицы небесной». Не у каждого «товтрського» села вам покажут отпечаток стопы Богородицы, оставленный Ею во время знаменитой поездки в Почаев (причудливые выветривания позволяют увидеть еще и не такое). Если следов ног Божьей Матери в Товтрах хватает, то возле Каменки Она (если верить преданиям) оставила отпечаток еще одной части тела.

Верхушку гусиной горы украшает традиционный для Товтр скалистый гребень и огромный железный крест. Здесь в глаза бросается каменюка с мископодобным углублением. Это и есть «Трон Царицы Небесной». Считается, что этот камень когда-то присела отдохнуть Богородица — вот после того и осталась углубление. Не исключено, что на самом деле какой-то древний жертвенник. Дата на кресте обозначена церковнославянскими буквами: «аз-пси-он-аз» — то есть 1771-й. Читается и » септембрия дня Л «(то есть, 30 сентября). Надпись довольно неразборчив, но можно прочитать, что «здесь покоятся тела Рабов Божьих… Василия и Агафии…».

С изюма Каменки стоит упомянуть каминные «чумные кресты», установленные на могилах людей, умерших в 1770-1771 годах от эпидемии. Кресты этого периода и на кладбищах — редкость, а за ними и подавно. Найти эти уникальные памятники прошлого самостоятельно невозможно. Людей прятали прямо на подворье-поэтому все кресты стоят во дворах крестьян.

Крупнейшие источники

Карстовые провалы-воронки (они же «окна») 49°20’58.3″N 26°04’03.6″E, через которые на поверхность выливается добра подземная река, можно увидеть на окраине села Окно (Тернопольская область, Гусятинский район). Небольшие озерца, давшие название селу, вполне можно считать гигантскими источниками. Ранее их было более двух десятков, но к началу 1980-х осталось только пять. Вскоре еще три озерца уничтожили — местные умники решили, что несколько лишних соток пашни важнее. До сегодняшнего дня сохранились только две «викнины» — Синее и Бездна. Воды из них вытекает столько, что она образует небольшую речушку.

Кроме карстовых «окон» изюминкой села является товтра «острая» — ценнейшая жемчужина заповедника «Медоборы». О многочисленных краснокнижных и эндемичных растениях, растущих на ее склонах, пропустим. Сразу перейдем к главному. На грани весны и лета здесь можно увидеть удивительной красоты зрелище-массовое цветение ясенца белого (»Неопалимой кочки»). На «острой» находится крупнейшая в Украине популяция этого редкого растения.

Если кто хочет посетить это место, помните: это заповедник. С тропы, даже ради очень эффективного кадра, сходить нельзя. Как бы вы аккуратно не ступали — уничтожите не один десяток уникальных растений. Конечно, и рвать ничего нельзя. Помните также, что во время цветения «неопалимая купина» опасная. Контакт с обнаженной кожей вызывает тяжелые химические ожоги. Поэтому в шортах или мини-юбочках сюда нельзя. Как и трогать цветок руками. Нюхать вблизи тоже не рекомендуется.

Гусятины, пограничники и Наливайко

Когда Гусятин был единственным городом, лежавшим по обе стороны Збруча. 1772 года река стала границей и разрезала городок на 2 отдельных населенных пункта с одинаковыми названиями. Интересующий нас источник (49°04 ‘31.5″ N 26°12 ‘52.1″ E), расположенный в «Восточном» (Хмельницкой обл.). Запомнилось оно, прежде всего тем, что перед ним установлено каменное корыто-желоб.

Для этой части Подолья это весьма необычная вещь, хотя для юга Хмельницкой области и Винницкой области — довольно распространенная. Такие, например, можно увидеть возле скального монастыря в Бакоте. Местные почитают источник как целебный и святой. Не исключено, что своими корнями это уходит в дохристианские времена. Источник вполне можно поставить в один ряд с уже упомянутыми криничками Звенигорода и Иванковецкого городища. Еще в конце 1970-х возле источника можно было увидеть большой круглый камень-жертвенник.

В «восточном» Гусятине стоит осмотреть бывшую российско-совитську залог и вколупаного перед ней обелиска. Выцарапанный на камне надпись извещает (орфография и все остальное сохранены): «Память Падший Т.Т. (товарищам. — Прим. авт.) Циссусу и Биркусу в борьбе с врагами советской власьти в 1923 г.». Кто были вышеупомянутые «товарищи» и как они героически погибли — никто в Гусятинах (обоих) уже и не помнит.

На самом берегу Збруча маячит самая главная пограничная «реликвия» обоих Гусятинов и их неформальный символ — знаменитая сталинская колоннада. Возвели этот шедевр архитектуры еще в далеких 1930-х годах, чтобы продемонстрировать галицким пролетариям и галицком же крестьянству богатство и могущество Страны Советов. Когда-то ее фасад украшал «миролюбивый» лозунг «коммунизм сметет все границы». Считая лозунгом, есть версия, что колоннаду возвели в 1939 году в знак воссоединения Западной и Восточной Украины. Скорее всего истина посередине. Колоннаду построили как пограничный знак, а надпись могли сделать после сентября 1939 года.

Из изюминок Гусятина назовем оборонную церковь Св. Онуфрия (XVI в.), оборонительную же синагогу (XVII в.), Бернардинский монастырь с костелом Св. Антония, тоже оборонительные (XVII в.). Ну и, конечно, памятник самому известному уроженцу городка, казацкому предводителю Северину Наливайко.

Каминные корыта и фаллические ворота

Рудковцы, что в Новоушицком районе Хмельницкой области, известны как популярное место отдыха на Днестре. Но в свете родникового обзора направляемся на противоположный «уголок» села, где раскинулось огромное городище «чернолесской» культуры. Места здесь необычайно красивы. Здесь к Днестру впадает река Матерка, некогда протекавшая глубоким каньоном. После создания водохранилища каньон превратился в очень красивую, чем-то похожую на норвежские шхеры, залив.

Над оврагом-заливом, ниже валов городища, стоит очень живописная колодец 48°38’20.8″N 27°22’17.4″E. Это немножко не по теме, но все равно очень красиво! Она интересна как живописным фоном, так и двумя большими старинными каменными желобами для поения скота. Рядом, где-то за сотню метров, можно увидеть уже настоящий источник. Эта часть Подолья когда-то славилась своими камнетесами, поэтому не удивительно, что колодец тут спрятано в сложенный из отесанных блоков «домик».

Рекомендуем также осмотреть источник в скальной часовне-гроте (48°38’04.3″N 27°21’03.7″E). Когда-то это была едва ли не самая романтичная родниковая часовня Подолья. К большому сожалению, после «улучшения» 2012 года она потеряла весь свой шарм. Раньше здесь был небольшой грот под живописной скалой, из-под которой струился источник с очень вкусной водой. В начале XX столетия грот свой счет превратил в часовню и освятил ее местный крестьянин Николай Михайлюк.

Правда, неизвестно, кто же установил два идентичных каменных креста вдоль подгорного источника. Вряд ли Михайлюк. По стилю они относятся к крестам, характерным для первой половины XIX века, и почти идентичны крестам в надзбручанском селе Иванковцы, о котором мы рассказывали выше. К сожалению, местные православные почему-то решили, что уникальная часовня-пещера – не то, что нужно для их села, и вместо нее влепили стандартную «часовенку» под московской «луковичкой», которых сотни (если не тысячи) от Донбасса до Закарпатья. Верные, к тому же, добросовестно покрасили древние кресты отвратительной «серебрянкой» , как некоего провинциального Ленина.

Путешествуя Рудковцами, и соседними с ним селами, обратите внимание на каменные столбы, на которых крепятся крестьянские ворота и калитки. Они здесь выполняют не только тривиальную функцию опор, но и играют роль оберегов и специально вырезанные в форме древних идолов, это фаллических символов (что часто одно и то же).

2 Comments

  1. Добрый день. Перезвоните мне, есть вопрос.
    0965142007

Leave a comment

Your email address will not be published.


*