«Позывной «Бандерас»» — неплохо, но можно лучше. На фильм стоит сходить

Кадр из фильма Кадр из фильма

Пятничный вечер в Киеве. Найти удобный сеанс на «Позывной «Бандерас»» возможно лишь в коммунальном кинотеатре «Лира», что на Львовской площади. Зал на 100 мест заполнен на четверть. Из-за слабой рекламной кампании «Позывной «Бандерас» вошел в украинский прокат почти незамеченным. Только сарафанное радио в соцсетях прибавило посетителей во вторую неделю проката.

Это второй фильм о российско-украинской войне. И первая попытка снять типичный блокбастер на военную тематику в украинских декорациях. Режиссер Заза Буадзе только в прошлом году «сдал» Госкино популярного у зрителей «Красного» и уже на премьерную осень 2018 года успел подготовить второй релиз. Такой темп и сфера интересов безусловно радует, но возможно следует делать перерывы — для фокусировки на качестве продукта.

Потому впечатление автора этих строк о «Позывной «Бандерас»» отличаются от большинства пользовательских рецензий — и в несколько худшую сторону. Почему? Попробую обосновать. Сначала рассмотрим те аспекты фильма, которые хочется критиковать, а во второй части текста — однозначные плюсы ленты. Акцентирую, что скоро исполнится 5 лет с начала войны, а зритель получил лишь две ленты о ней. На подходе лента Тимура Ященко «Черкассы». Поэтому критика фильма ни в коей мере не направлена на дискредитацию жанра и тематики. Скорее это дружеские замечания.

Минусы

Если «Киборги» были чистой военной драмой, без примесей других стилей, то «Позывной «Бандерас»» — попытка смешать бодрый военный боевик, детектив и драму в один котел. В результате имеем перенасыщенный жанровыми клише фильм. Сюжет вращается вокруг военного контрразведчика — капитана Антона Саенко. Командование посылает группу Саенко из трех бойцов на базу одного из батальонов ВСУ у линии разграничения. Разведчик имеет всего трое суток на поиск и обезвреживание российского диверсанта, который внедрился в украинское подразделение и планирует сорвав перемирие. События фильма происходят осенью 2014 году в районе села Веселое.

Фильм сразу бросает зрителя в калейдоскоп событий: главный герой в квартире в Киеве, а уже через мгновение — трясется в «таблетке» по дороге на базу Вооруженных Сил. Нам не показывают, как формируется его характер. Нам показывают Саенко и его жену или любовницу в момент конфликта, но никак не раскрывают персонажей и развязку. В дальнейшем Буадзе наверстывает это флэшбеками из детства Саенко, но они шаблонные и коротки, чтобы раскрыть героя или его старое окружение. Поэтому сопереживать Саенко, его товарищами или ба жителям села Веселое тяжеловато, даже с развитым чувством эмпатии.

На первых минутах его возлюбленную Женю рисуют индифферентной обывательницей. Но за пол часа в другом антураже — она уже патриотка, известная волонтерка с навыками парамедика и неплохим скилом стрельбы из автомата. Как? Почему и когда она успела измениться или эволюционировать? Этого вам не покажут, примите как данность. Так и с остальными героями. Девушка с молодости Саенко ожидала его возвращения 20 лет, а уже за день влюбляется в его старого оппонента, который еще и успел повоевать за «ополчение». Развития героев нет, или же он насколько условный, что в это сложно поверить. Логика событий, мотивация персонажей — эти вещи явно не на первом месте в приоритетах режиссера.

Идеологическая часть фильма просто и правильная. Вот плохие парни — русские и местные маргиналы, их режут и стреляют хорошие ребята из контрразведки. Россияне генерируют потоки пафосного идиотизма, наши молчаливые, но жесткие и идеологически прокачанные бойцы. Контрразведка все-таки. Все просто и понятно, но проблема в том, что местами этот подход не срабатывает — после тех же «Киборгов» воспринимается слишком примитивно. Но определенную просветительскую функцию фильм, безусловно, выполняет. В конце концов «Позывной «Бандерас»» не претендует на звание лучшей драмы года.

Игра актеров не демонстрирует новых высот. Но это боевик и жанр не обязывает генерировать оскаровские номинации. Сценарий просто не дает достаточно материала для актеров. Поэтому одаренный актер Олег Шульга, исполнитель роли Саенко, весь фильм проходит с одинаковым выражением лица.

Будь то эротическая сцена влюбленных после примирения (очень и очень неплохая, но это каменное лицо Саенко), обстрел лагеря, смерть товарища — эмоции на лице почти одинаковые. Шульга отыгрывает типаж «крепкого орешка», поэтому в украинском кино добавился еще один бескомпромиссный и сильный образ воина, который проходит все испытания и побеждает. Примечательно, что до «Киборгов» этот типаж появился также в Зазы Буадзе — это воин упа Данило в «Красном». Увеличение числа победителей, а не печальных нытиков — важный для масскульта процесс.

Странно, но среди актеров запомнился «Индеец», боец Саенко, который пол фильма разминировал «сюрпризы» и в конце накрыл собой гранату в импровизированном госпитале. Российский агент «Ходок», который сыплет шаблонными фразами о «едином народе» вызывает разве что смех и, как по мне, не выглядит серьезным соперником для Саенко. Все женские же персонажи немного переигрывают и даже любимая Саенко запомнилась разве удивительно хорошим, как для новоиспеченной волонтерки, финальным выстрелом.

Неплохо сыграли актеры на вторых ролях — типичный комбат, типичный двухметровый десантник, «нашей беркут» и далее по списку. К счастью сценаристы не стали делать из военных ангелов, а попытались показать живых персонажей и даже прописали в их диалоги нецензурную лексику. В большинстве случаев выглядело чертовски органично и вызвало неудержимый хохот. Кстати, для многих это будет открытие, но Олег Шульга — не рядовой актер. В 2014 году он служил в зоне проведения АТО, на Луганщине, в составе 39 отдельного мотопехотного батальона. Поэтому в теме войны он точно не чужой человек.

В прошлом году Олег сыграл красноармейца Гурова в картине того же Зазы Буадзе «Красный», а уже в 2018 получил главную роль в «Позывной «Бандерас»». Здесь можно только порадоваться карьерному росту Олега и тому факту, что в Украине появился «рынок актеров» и культура киношных знаменитостей. А теперь об однозначно сильных сторонах фильма. Да, они есть.

Плюсы

Масштабные аутентичные декорации. Команду консультировали ветераны и это заметно по количеству деталей в кадре. Если «Киборги» показывали войну в закрытых темных помещениях, то «Позывной «Бандерас»» демонстрирует совершенно другой стиль и масштаб событий. На экране постоянно доминируют солнечные цвета, а оператор не боится показывать дальний план и жонглировать ракурсами съемки. Для малобюджетных украинских фильмов — это своего рода достижение. Внимание съемочной команды до мелочей и серьезная подготовка к съемочному процессу подкупают.

Также в фильме достаточно качественные экшн-сцены (разве за исключением финальной перестрелки), что при бюджете в 39 миллионов гривен демонстрирует профессионализм авторов фильма. И умение договариваться с военными за реквизит для съемок. Операторская работа радует чуть ли не больше всего. Часто ловишь себя на мысли, что все снято по лекалам классических американских военных фильмов — крупные планы, насыщенный бодрый саундтрек, качественная пиротехника, постоянное движение в кадре и общая динамика фильма.

«Позывной «Бандерас»» — первый эксперимент такого рода, попытка Зазы Буадзе снять «голливудский» экшн с элементами детектива и драмы на тему нынешней войны. Попытка вышла не идеальной, но с огромным потенциалом. Если провести откровенную работу над ошибками — следующая лента режиссера может стать попаданием в яблочко. Следует помнить, что украинское кино и кадры до сих пор в процессе возрождения — поэтому им присущи все болезни роста и чуть ниже от продуктов Голливуда шкала критериев оценивания. Но так будет не всегда. Так стоит ли сходить на «Позывной » Бандерас»»? Однозначно так. Это событие для украинского кино. А без запроса зрителя никакое финансирование Госкино не спасет отечественный кинематограф. Так что идите и делитесь своими впечатлениями.

Какие результаты проката?

Нам не стоит зацикливаться на убыточности этого или другого фильма. Специфика украинского рынка такова, что шанс окупиться или заработать имеют только низкобюджетные комедии. Особенно если в актерский состав заманить нескольких знаменитостей. Полноценные блокбастеры (по украинским меркам) еще долго будут обречены на провал в прокате. Максимум — на возврат средств, потраченных на производство.

И причина здесь не только в низком уровне культуры хождения в кинотеатры или отсутствия денег на билет. Причина еще банальнее — на всю страну есть около 170 кинотеатров и пол тысячи кинозалов. Большинство из них — областные центры и несколько районных. То есть большинство украинцев не имеют доступа к кинотеатрам в своих населенных пунктах. Выход из ситуации один — расширение сети кинотеатров и развитие инфраструктуры.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*