Реформы со скрипом: 5 лет после Майдана

Революция на Майдане Революция на Майдане

Пять лет назад сотни тысяч украинцев пошли на баррикады против коррупции и произвола власти. Сегодня иллюзий относительно новой власти уже нет. Только под давлением Евросоюза Киев кое-как воплощает реформы.

Михаил Жернаков, как и миллионы украинцев хорошо помнят драматическую осень 2013 года. 21 ноября правительство отказалось подписывать с Европейским Союзом Соглашение об Ассоциации, многолетние переговоры о которой уже были успешно завершены. Вместо европейской интеграции президент Виктор Янукович окончательно развернулся в сторону России, взяв в Москве трехмиллиардный кредит. Когда неделей позже спецназовцы на Майдане Независимости в Киеве жестоко разогнали студенческий митинг за евроингтеграцию, Жернаков был среди сотен тысяч тех, кто вышел на улицу.

Для 28-летнего юриста это был весьма смелый шаг. Незадолго до этих событий Жернаков был назначен на должность судьи административного суда в Виннице. Фактически он вышел протестовать против системы, частью которой он только что стал сам. «Мне посчастливилось работать в одном из прогрессивных судов. Средний возраст судей у нас был 32 года. Тем не менее, являясь частью судебной системы, я видел, что она тотально коррумпирована и политически зависима», — рассказал в беседе с нашим корреспондентом Михаил Жернаков.

Лишь за считанные недели после бегства президента Виктора Януковича и его окружения в феврале 2014 года новое правительство подписало Соглашение об ассоциации с ЕС. Часть постов в новом правительстве получили реформаторы из бизнеса, немало молодых специалистов с международным опытом увидели шанс приобщиться к преобразованиям в стране. Среди них был и Жернаков. Продолжая работать в суде, он регулярно ездил в Киев, чтобы совместно с единомышленниками из общественного сектора и политикума разрабатывать проекты изменений в системе правосудия. Главное, о чем шла речь активистам, — дать судьям большую независимость.

Впрочем, Михаила Жернакова ждало разочарование. В конце 2015 года, не увидев изменений в отношении власти к судьям, молодой винницкий судья подал в отставку. С тех пор он возглавляет общественную организацию Dejure, что лоббирует реформы в системе правосудия. Сделать удалось немало. В частности, с учетом советов активистов и международных экспертов в Украине были созданы органы судейского самоуправления, которые должны обеспечивать независимость судей от политического влияния, — Высшую квалификационную комиссию судей и Высший совет правосудия. Однако, констатирует Жернаков, прогрессивные законы не изменили украинские реалии. «Судьи и в дальнейшем остаются под постоянным давлением, потому что власть полностью контролирует органы судейского самоуправления. Они используются для того, чтобы наказывать и преследовать независимых судей. Есть примеры, в частности, преследования судей, которые разоблачали случаи коррупции», — констатирует руководитель Dejure.

Короткая весна реформ

Не долго длилось реформаторское подъем и в других сферах. Показательной стала отставка весной 2016 года министра экономики Айвараса Абромавичуса. Литовец, который для работы в украинском Кабмине даже получил от президента украинский паспорт, ушел в отставку, протестуя против давления со стороны окружения Петра Порошенко. Речь шла, как Абромавичус заявлял, о желании одного из «серых кардиналов» президента влиять на назначение руководителей стратегических государственных предприятий.

Впрочем, несмотря на сопротивление, менее чем за полтора года работы в правительстве министру-реформатору удалось достичь впечатляющих успехов. В ряде госкомпаний, таких как, например, энергетические гиганты «Нафтогаз» и «Укрнафта», были сформированы независимые органы корпоративного управления. Руководить этими предприятиями стали не доверенные лица олигархов или чиновников, а профессиональные и самостоятельные в принятии решений менеджеры. Из хронически убыточных кормушек для власти эти компании превратились в прибыльные предприятия, которые наполняют госбюджет.

Реформы экономят миллиарды

Именно успешные реформы государственных финансов, большинство которых пришлась на первые два года после бегства Виктора Януковича в Россию, помогла спасти Украину от почти неминуемого дефолта. Ежегодно благодаря этим реформам экономится около 6 миллиардов долларов налогоплательщиков, подсчитали эксперты Института экономических исследований и политических консультаций. «Это деньги, которые раньше оседали в чьих-то карманах», — отметила в разговоре с DW эксперт института Александра Бетлий. Значительная часть экономии приходится на реформирование сферы государственных закупок. Электронная система тендеров Prozorro — один из символов успешных реформ в Украине.

Новое послемайданное поколение

Однако изменения в последние годы идут с все большим скрипом, констатирует Дарья Каленюк из Центра противодействия коррупции. По ее словам, нередко власть лишь имитирует реформы, которые принимаются под давлением Международного валютного фонда и Европейского Союза. «Наши политические лидеры не раз пытались делать реформы лишь для галочки. Нередко в последний момент вносятся какие-то мелкие изменения в законопроект, которые сводят его суть нет», — критикует активистка. Она видит роль общественных экспертов в том, чтобы выявлять такие манипуляции и предупреждать о них иностранных партнеров.

Дарья Каленюк и Михаил Жернаков-представители нового, «послемайданного» поколения реформаторов. Активисты завоевали доверие международных партнеров: во время официальных визитов в Украину европейские президенты и премьеры нередко встречаются не только с политиками, но и представителями гражданского общества. Неправительственные организации наладили тесное взаимодействие с западными донорами Украины в продвижении и мониторинга реформ, получают от них финансовую и экспертную поддержку. После того как кредиты МВФ, Евросоюза и Всемирного банка стали жизненно важными для Украины, именно кредиторы являются главным двигателем неудобных для власти изменений. Деваться некуда: после аннексии Крыма и войны на Донбассе в нынешней власти уже нет альтернативы — получить деньги от России просто в обмен на лояльность, как это сделал 2013 года Виктор Янукович, в нынешних реалиях невозможно.

Другая страна, чем 5 лет назад

Несмотря на растущее сопротивление реформам, Украина сегодня другая, чем пять лет назад. Наиболее символичным из преобразований было введение безвизового режима со странами ЕС. С 2017 года им воспользовались почти 1,5 миллиона украинцев. Именно визовая либерализация была рядом с западными кредитами той «морковкой», которая стимулировала украинскую власть к реформам.

Как бы не кичился Петр Порошенко на международных форумах созданием Национального антикоррупционного бюро как собственной «победой», этот независимый антикоррупционный орган вряд ли был бы создан в таком виде, если бы это не было одной из предпосылок безвизового режима. Преграды, которые регулярно создает в работе НАБУ Генеральная прокуратура, возглавляемая доверенным лицом президента, лишь доказывают это, заявляют активисты.

Антикоррупционный суд — следующий шаг

За первые годы работы НАБУ расследовало десятки уголовных производств против чиновников, в том числе из окружения президента Порошенко. Однако до сих пор ни один из них не был приговорен к заключению. Дела годами лежат нерассмотренными у судей старой гвардии. Снова и снова общество будоражат противоречивые судейские решения в резонансных делах. Именно поэтому уже несколько лет коалиция украинских неправительственных организаций требует создания Антикоррупционного суда. «Президент два года блокировал соответствующий законопроект», — констатирует Михаил Жернаков. В 2019 году суд в конечном итоге заработает. Без давления доноров и общественных организаций и этой реформы не было бы, убежден бывший судья.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*