Почему подаренные Украине катера до сих пор в США?

Катер Катер

В конце сентября Украина получила в подарок от США два 34-метровых патрульных катера класса «Айленд».

Президент Украины Петр Порошенко, который лично принял эти катера в Балтиморе, излучал оптимизм. И подчеркивал: «Россия испытывает водное пространство для возможного нападения с моря. Наша задача-убедить Кремль в нашей решимости по защите берегов Украины». При этом украинские эксперты уже успели оценить, сколько миллионов надо потратить на их модернизацию. И даже то, что «Айленды», хотя и ветераны (построены 30 лет назад), однако лучше, чем те, что изготавливают на отечественных заводах. Но есть одно «но». Так нужны нашим Военно-Морским Силам катера до сих пор в США. И, по прогнозам, прибудут в Украину в следующем году.

Почему же эти катера до сих пор не пополнить состав Военно-Морских Сил Украины, наш корреспондент спросил у военных экспертов Олега Жданова и Михаила Жирохова, а также руководителя Украинского миллитарного центра Тараса Чмута.

Почему эти корабли до сих пор в США?

Михаил Жирохов:
Эти патрульные корабли, которые американцы в соответствии с программой помощи передают своим союзникам во всем мире, нужно капитально отремонтировать. Американская же сторона поставила одно условие: этот ремонт нужно осуществить на территории США. А общие затраты нашего государства на подготовку экипажей, доставку в Украину и весь ремонт составят примерно 10 млн долларов.

Тарас Чмут:
Катера «Айленд» сейчас находятся на консервации. Также их нужно дооборудовать всем тем, что сняли и сняли, когда ставили на консервацию. Потом эти корабли должны пройти испытания. Также для них надо подготовить экипажи. И уже тогда доставить в Одессу. А там проверить, соответствуют всем тем характеристикам, которые они имели, когда выходили из Балтимора. И только тогда эти катера можно вводить в состав Военно-Морских Сил.

Олег Жданов:
Это исключительно политическое решение Президента Украины. Он сначала их принимал три года, а теперь не знать сколько еще надо, чтобы их «перегнать» в Украину. И это исключительно прерогатива украинского Гаранта. Причем, по моему мнению, принимал эти корабли Президент под давлением США. В связи с его визитом катера просто предложили Порошенко, а отказываться ему было неудобно. Вот и согласился на это «торжество». А вопрос переправы этих катеров снова отложили в долгий ящик. И даже факт президентского рейтинга накануне выборов не является решающим для того, чтобы дать команду для перехода этих кораблей на наши базы в Одессу.

На сколько эти катера будут полезными для наших Военно-Морских Сил?

Михаил Жирохов:
Украинский флот находится в очень плохом состоянии. У нас практически его нет. И любое судно сейчас фактически усилит наш флот. Ведь в Украине только бронекатера могут изготавливать. Весь остальной хлам, который нам передала Россия, постоянно выходит из строя и даже в море выйти не может. Ведь все механизмы, в частности двигатели изношенные. А этим катерам хотя и около 30 лет, и их не сравнить с теми, что у нас есть, ведь те построены в 60-х годах прошлого века.

К слову, у нас нет, в частности в Азовском море, мореходных катеров. Таких, которые могли бы выходить в море во время шторма и далеко от берега. Да и де-факто Украине нечем сейчас ответить России на ее агрессию. Хотя они и не боевые, как «Гетман Сагайдачный» ракетные катера, и все же эти патрульные катера более мореходные, чем, к примеру, «Гюрза». И предназначены именно для дозора. Ведь на этом патрульном судне будет базироваться еще и катер-надзиратель.

Тарас Чмут:
В первую очередь их направят в Черное море. Однако все может измениться, и их курс может пройти любой-куда. Ведь эти катера предназначены для патрулирования экономической зоны, территориальных вод, а также тех морских районов, где есть определенные интересы. Они могут выполнять функции радиолокационного дозора, противодиверсионной обороны, поиска и спасения. На них можно размещать отряды по борьбе против подводных диверсионных сил и средств или другого оборудования для выполнения тех или иных задач. Также сами катера можно модернизировать и доукомплектовывать вооружением и другими различными системами, при этом увеличивать их функциональное назначение.

Олег Жданов:
Это боевые корабли, которые создавали исключительно для охраны морских границ государства. Технически они исправны и боеспособны. И не нуждаются в модернизации. Это отговорки. Ведь американцы передали нам эти катера вместе с вооружением. И если его менять на наше, то, возможно, нужны будут затраты. Но нет смысла. Легче просто купить боеприпасы для пушек.

А для того, чтобы доставить эти два катера из США в Черное море, – на топливо, продовольствие и оплату экипажам – нужно около 7 млн долларов. Кстати, почти столько же стоит производство катера «Гюрза» на заводе «Кузница на Рыбацкой». (Недавно этот судостроительный завод Президент Порошенко продал политику и бизнесмену Сергею Тигипко, – ред.). Однако катер «Гюрза» – «речной». И в случае шторма на море он может опрокинуться. А «Айленди», собственно, являются морскими судами, которые предназначены для выхода в море.

Эти катера могут даже встречать судна перед Керченским мостом. И уже оттуда под охраной их сопровождать в Мариуполь или Бердянск. Также – охранять на нашей территории районы вылова рыбы. Ибо уже сколько раз фиксировали нападения со стороны береговой охраны России. Даже были жертвы среди наших пограничников. Да и Россия, которая имеет 30 аналогичных кораблей в Черном море, может в любой момент восстановить их в Азовское море. А у нас, к сожалению, аналогов нет. А эти два катера, которые нам вручили, хоть и не без трудностей, до сих пор находятся в США. Вместо того, чтобы охранять наши морские границы.

Как можно довооружать эти катера? И нужно ли?

Тарас Чмут:
Есть несколько вариантов их довооружения. В частности, дооборудование комплексом противодиверсионной обороны и другим оборудованием для выявления подводных объектов и их уничтожения. Также стоит рассматривали такой вариант, чтобы на них разместить аппараты для поиска и уничтожения морских мин. В общем, нам нужно много таких катеров. И понятно, что двумя такими судами мы проблему не решим. Однако наш флот получит новые возможности и расширит свой функционал.

Михаил Жирохов:
На них стоило бы установить современные системы. Даже противокорабельные ракеты. А де-факто будут устанавливать такие боевые модули, которые сейчас монтируют на наших боевых катерах – «Кентавр» или «Гюрза». По минимальным оценкам военных специалистов, Украине понадобилось бы шесть таких катеров. По максимальным – двенадцать или еще лучше – восемнадцать.

Олег Жданов:
Эти катера прекрасно вооружены. И это вооружение хорошее по техническим характеристикам. И если разместить на них другое вооружение, особенно более мощное, – это уже будет вмешательство в конструктив корабля. И это может довольно дорого стоить. Поэтому дешевле купить боеприпасы для этих пушек и ракетных установок. Добавить можно разве что противотанковые управляемые ракеты с дальностью пуска 5-7 км на палубу. Одним словом, вариантов есть несколько, но для начала мы должны их пригнать в Украину. Почему этого до сих пор не сделано – загадка.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*