Найдите полезного идиота. 7 заповедей российской дезинформации

Вранье Путина Вранье Путина

Издание New York Times создало цикл документальных фильмов Operation InfeKtion – о методах создания и распространения дезинформации, которые Россия применяет со времен Холодной войны и поныне. Четверть рабочего времени кагебисты тратили на придумывание лжи. Мы перевели фрагмент фильма, где приведена одна из таких методик. Речь идет о семи этапах создания идеальной фальшивой новости.

Приемы, которые применяет Россия-это классические «активные меры» из учебника КГБ. О том, как работают эти методы, в New York Times рассказали эксперты:

Эдвард Лукас – изучал Россию десятилетиями. Сначала как журналист, а потом как аналитик методов дезинформации.

Доктор Клэйр Уоделл – специалист Гарвардского университета по верификации данных в Интернете. Она отслеживает примеры лжи в интернете с 2008 года.

Клинт Уоттс – бывший сотрудник ФБР и военнослужащий. Он годами предупреждал о рисках, которые несет дезинформация.

Ларри Мартин (он же Ладислав Биттман) – бывший агент КГБ под прикрытием, который применял в странах Запада приемы дезинформации (так называемые «активные мероприятия»).

С помощью этих экспертов, а также сотрудников разведывательных и детективных служб, Нью-Йорк Таймс » реконструировала 7 заповедей российской дезинформации: проверенный временем пошаговый рецепт создания идеальной фейковой новости.

Заповедь первая.
Найдите «трещины» в обществе-мишени: социальные противоречия, которые можно использовать и в которые можно вбить клин.

Лукас: «Они ищут экономические, социальные, демографические, лингвистические, этнические – любые источники социальных разногласий.

Уоделл: «И раздувают эти разногласия, чтобы люди потеряли доверие друг к другу».

Уоттс: «Это как врач наоборот: ему надо понимать пациента. О, у этого больное колено, а у этого болит бедро. Он устанавливает болезнь, которая вызывает слабость – но вместо того, чтобы вылечить ее, он ухудшает состояние больного».

Заповедь вторая.
Создайте гигантскую, наглую ложь – настолько потрясающей, чтобы никто и поверить не мог, что такое вообще можно придумать.

Уоделл: «Ложь должна быть настолько вопиющей, что когда люди в нее поверят, последствия будут абсолютно губительными».

Заповедь третья.
Оберните эту ложь вокруг истинной сердцевины.

Лукас: «Пропаганда наиболее эффективна, когда в ней есть зерно правды».

Мартин: «Наиболее успешны подобные операции содержат в себе элементы правды, и благодаря этому дезинформация воспринимается вместе с ними.

Заповедь четвертая.
Прячьте ваши руки: чтобы казалось, что источником сообщения является кто-то другой.

Мартин: «никто не искал первоисточника, откуда это все началось. Кто первым опубликовал сообщение. И этот метод они повторяли снова и снова».

Заповедь пятая.
Найдите себе полезного идиота.

Уоттс: «Полезными идиотами они определяют тех, кто бездумно воспринимает кремлевские месседжи и продвигает их среди целевой аудитории – население в другой стране, которое они хотят обработать.

Мартин: «Были идиоты, которые не замечали очевидных вещей. И они были очень полезными».

Но что происходит, когда надоедливые правдоискатели пытаются опровергнуть фальшивку? Для этого нужна шестая заповедь.

Заповедь шестая.
Отрицайте все.

Мартин: «Даже если правда очевидна, вы все отрицаете».

Лукас: «Они агрессивно настаивают на своем, потому что понимают, что период нашего внимания является весьма коротким».

Заповедь седьмая.
Самая важная. Играйте в долгую.

Лукас: «Россия стремится вести длительную игру, и вкладывает огромные ресурсы в вещи, которые могут не дать плодов в течение многих лет».

Мартин: «Накопление этих операций в течение длительного периода времени в конечном итоге повлечет мощное политическое влияние.

Уоделл: «Это похоже на каплю, которая точит камень. Сразу она не создает никаких заметных последствий. Но если эти капли падают годами, она пробьют в камне дыру. И россияне об этом знают».

Эти семь простых заповедей были мощным оружием советского КГБ, и они применяли их снова, снова и снова.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*