Шляхетские гербы на заброшенных замках. Интересные места в глубинке Подолья

Шляхетские гербы на заброшенных замках Шляхетские гербы на заброшенных замках

Читайте о малоизвестной для широкой общественности «архитектурной геральдике», которая украшает стены различных сооружений преимущественно где-то в глубинке, вне раскрученных туристических маршрутов (Львов, Каменец-Подольский, Черновцы и т. д. мы не вспоминаем). Конечно, это будет короткий рассказ не только о самом «гербовом сооружении», но и достопримечательностях, которые можно увидеть рядом — лезть в глушь (порой ужасной дорогой) только ради того, чтобы только поглазеть на гербы — бессмысленно.

Шляхетские гербы — достаточно традиционный элемент декора замковой, дворцовой и сакральной архитектуры. Почему гербы украшают замковые ворота и фасады дворцов, разумеется-так владельцы громко заявляли миру: «это-мое!». С храмами ситуация немножко другая: там обычно размещали гербы ктиторов (донаторов) — людей, которые внесли значительные средства на их возведение, ремонт, отделка и тому подобное. Храмовая геральдика более присуща римо-католической традиции, но у православных тоже встречается. Например, фасад Спасо-Преображенской трапезной церкви Выдубицкого монастыря (Киев) украшает очень красивый барочный герб стародубского полковника Михаила Миклашевского.

Язловец — гербовый чемпион

Село, когда-то город, Язловец (Бучацкий р-н, Тернопольская обл.) вполне может претендовать на звание геральдического чемпиона украинской глубинки — по количеству разнообразных «архитектурных гербов» ему нет равных. Основателем поселения считается легендарный Ясько-ловец с женой (здесь речь идет о вооруженных до зубов крепких мужиков, а не жену). Первое же письменное упоминание относится к 1373 году. Учитывая, что Язловец стоял на тракте «Виа Регия» — королевском торговом пути из Львова в Молдавию, — поселение быстро разрасталось и богатело.

Когда возвели местный замок — неизвестно, но первое письменное упоминание о нем датируется 1436 годом. С указанной даты и до 1607 года Язловец вместе с замком принадлежал семье Язловецких. В XVI веке Язловец уже был городком с правом ярмарке, был одним из крупнейших на Подолье. Тогда же в городке появляются многочисленные армянская и еврейская общины, которые фактически держали всю торговлю.

С 1672 по 1684 год в Язловце хозяйничали янычары. Здесь пролегала граница между Атоманской Портой и Речью Посполитой, а сам городок был едва ли не главным турецким форпостом. Османы не только восстановили разрушенный при штурме замок, но и развили и укрепили. В 1683 году краковский воевода Анджей Потоцкий попытался отвоевать Язловец, но поймал хлебавши. Лишь в сентябре следующего года королевским войскам удалось выбить янычар из замка.

По тому, как согласно Карловицкому мирному договору 1699 года турки ушли с Подолья, замок вскоре потерял любое оборонное значение. В 1746 году хозяином твердыни стал краковский каштелян Станислав Понятовский — отец будущего последнего короля Речи Посполитой. В 1747 году он провел реконструкцию нижнего замка, превратив бывшее укрепление в дворец-резиденцию. Тогда же возле дворца разбили огромный парк, сохранившийся до сих пор.

С распадом Речи Посполитой одновременно разорвались старые традиционные торговые связи, что привело к экономическому упадку Язловца. Вскоре он теряет статус города, а потому и статус торгового городка. Замок с дворцом тоже приходят в упадок.

В 1863 году последний владелец замка, барон Христофор Блажовский, который на то время уже даже не жил в Язловце, пожертвовал старый дворец монастырю сестер Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии. Монастырь действовал до 1946 года, пока не был закрыт советами. Зато здесь организовали зооветеринарный техникум, а после этого — областной пульманологический санаторий. Деятельность монастыря возобновили лишь в 2002 году. Сейчас здесь действуют как монастырь, так и санаторий.

Заметим, что это была очень поверхностная и схематичная история Язловца и замка, без которой переходить к «гербовой» части не получается.

Главной изюминкой Язловецкого замка является огромная башня-донжон с замковой воротами, возведенная великим коронным гетманом Юрием (Георгием, Ежи) Язловецким (1510-1575). Толщина стен этого сооружения местами составляет 4 метра! Но главное чудо — ворота, приподнятая на высоту добрых 8 метров — такого в Украине больше нет нигде. Портал над воротами украшен целой россыпью гербов

На самом верху — герб «Абданк» с буквами G.I. (Georgius Iazlowiecki). Чуть ниже видим еще два герба. Слева — «Дембно», принадлежавший бабушке гетмана Барбаре Сененской из Олеска, а справа » Целек» («Телец»), принадлежавший Еве из Подфилипских — матери Георгия. Внизу есть еще один герб, но изображение на нем сбито, поэтому кому он принадлежал, сказать невозможно.

С замкового двора эта же ворота тоже украшена резным декором, в том числе и двумя маленькими гербами «Абданк». Тех «Абданков» здесь когда-то было гораздо больше (очевидно, Язловецкие очень гордились своим гербом). В частности, во время археологических исследований, проведенных историком Богданом Ґеркеном в 1930-х годах, здесь был найден немало резных фрагментов декора, украшенных «Абданком».

Не менее интересными являются геральдические символы превращенного в дворцовый комплекс «Нижнего замка». Хорошо видно, где находится его «монастырская», а где — «санаторная» части. Санаторная — более запущена. Зато там сохранились аутентичные окна, а в монашеском корпусе мало того, что окна частично замуровали, так еще и поставили совершенно неуместен пластик.

В глубине нижнезамкового двора видна брамовая башня, украшенная двумя гербами — » Целек «(«теленок») и»Погоня». В этом случае телятко принадлежит уже не Подфилипскому, а Станиславу Понятовскому. Напомним, что в Речи Посполитой один и тот же герб мог принадлежать совершенно разным семьям. Например, неоднократно упомянутый «Абданк» одновременно был и гербом Богдана Хмельницкого.

Гербы размещены на фоне «милитарию» — композиции из знамен, пушек, ядер, холодного оружия, военных барабанов и тому подобное. Под милитарием изображен орден » Белого орла «(Станислав Понятовский был его кавалером). Герб венчает большая корона. Поговаривают, что это намек на сына-короля, но это не так — подобные короны мы еще увидим и над другими гербами.

Арку вокруг проезда тоже неплохо декорирован — резьба, маскароны и тому подобное. Но все то блекнет на фоне внешнего портала. Здесь и пышно украшенные колонны, и крылатые богини победы, и маскароны, и рожи Львов… Этажа надпись на латыни: «Honestus rumor alterum est patrimonium» («Добрая слава — тоже наследство», — девиз семьи Понятовских — авт.). Фронтон над этой красотой украшен аналогичной гербовой композицией, что и со стороны двора (»Целек«,» Погоня», милитарий и корона).

Сразу за воротами начинается старый парк, посреди которого стоит необычное сооружение, напоминающее гибрид часовни с крепостным пороховым погребом. На самом деле это монастырский склеп, возведенный в 1874 году по образцу римских катакомб. С гробовцем, но другим, связана еще одна гербовая сооружение Язловца. На местном кладбище высится неоготическая часовня-мавзолей баронов Блажовских. Ее фасад украшает «Сас» — фамильный герб этого рода.

Довольно интересной (и тоже гербовой) памятником Язловца есть грандиозный костел Внебовзятия Пресвятой Девы Марии, построен в ренессансно-готическом стиле в конце XVI века. Особенно впечатляет четырехъярусная башня-колокольня, которая ничем не отличается от крепостной башни. Последнее неудивительно-храм был оборонного типа. Костел находится в аварийном состоянии, его крыша давно обвалилась и неизвестно, когда найдутся деньги на его спасение.

В храме обязательно обратите внимание на удивительной красоты резные порталы над дверьми. Один из них, кстати, увенчан небольшим гербом «Абданк». Интересен и надгробие знаменитого польского музыки и композитора Николая Гомулки (1535-1609). Не обойдите и бывшую армянскую церковь (1551). Сейчас здесь приходской храм святого Николая Чудотворца (УГКЦ).

Вишневец — гениальный герб

Городок Вишневец на Тернопольщине глушью назвать трудно, но и до «туристической Мекки» он не дотягивает. Здесь когда-то находилась главная резиденция рода Вишневецких — одного из самых мощных и влиятельных в Украине. Самым славным его представителем был Дмитрий-Байда Вишневецкий — основатель Запорожской сечи.

Что о Вишневецких, Вишневец о рассказывать в обзорной статье — дело бессмысленное и ненужное: о них и без того написано немало. Коротко остановимся лишь на дворце, возведенном в 1720-х годах по заказу князя Михаила Сервация Вишневецкого. Дворец по проекту архитектора Якуба Депре возвели на месте старого замка (XIV в.). Элементы старого укрепления, заметим, стали частью дворцового комплекса.

Дворец в Вишневце считался одним из самых красивых в Европе. Оноре де Бальзак, побывавший здесь в середине XIX века, даже назвал его «Волынским Версалем». К сожалению, калейдоскопическая смена владельцев привела лишь к разграблению дворцовых интерьеров и упадку здания. Значительные повреждения дворец получил во времена Первой мировой войны. Нет, его не обстреливали и не бомбили, здесь просто квартировали российские солдаты — штаб 25-го корпуса 11-й армии. Еще больше не повезло дворцу за Второй мировой.

От первоначального дворца чудом уцелел «гербовый» фронтон над главным входом. По его центру находится герб Вишневецких «Корибут», и «трубы» — фамильный герб текли розы Радзивил (третья жены Михаила Сервация Вишневецкого). Они увенчаны княжеской короной, что указывает на непростой статус владельцев. Снизу гербы поддерживают два пухлых обнаженных малыша — «путти». «Путти» были очень популярным сюжетом в искусстве XVIII века. И, конечно, милитарий — как без него?

Композицию венчает изображение Гения рода — парня в римских одеждах и с лавровым венком в руке. В античной мифологии Гении были духами-хранителями людей, семей или определенных территорий. Гении также могли наделять подопечного разными талантами (отсюда и «гениальность»). Кроме дворца с интересным музеем, рекомендуем осмотреть каменную замковую церковь Вознесения Господня (1530).

Храм использовался как усыпальница князей Вишневецких. Увы, благодаря многочисленным перестройкам сооружение потеряла уникальные аутентичные черты, и сегодня мало чем отличается от стандартных сельских храмов, которых полно на просторах Украины. Стоит внимания деревянная церковь Святой Троицы. Ее возвели в 1892 году в классическом московском синодальном стиле. В храме сохранились интересные росписи и иконы.

Самчики — самый романтичный герб

Село Самчики на Хмельнитчине известно уникальным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившимся в своей первоначальной целостности. Судьба уберегла дворец как в бурные времена революции и Гражданской войны, так и в годы Второй мировой. Ситуация для Украины довольно редкая.

История дворца начинается с того, что в конце XVIII века Самчики купил гайсинский староста, полковник Петр Чечель. По свидетельству современников, полковник хоть и не получил высокого образования, но имел острый ум, здравый смысл, рассудительность и славился трудолюбием.

Петр Чечель принялся развивать имение. Для возведения нового гонорового дворцового ансамбля Петр Чечель приглашает самых выдающихся специалистов своего времени — знаменитого польского архитектора Якуба Кубицкого и итальянского скульптора Жана-Батиста Цагляно (автора скульптур, барельефов и лепнины). Упорядочить парк поручили известному садовнику и ученому-естествознанию из Ирландии Денису Макклеру.

Из архитектурных особенностей стоит отметить захват хозяев дворца Востоком. Самым интересным интерьером дворца есть «Японский кабинет», украшенный фресками в японском стиле, характерными для эпохи Эдо. Хотя когда-то это было достаточно модным направлением, в Украине ничего подобного больше не сохранилось. О захвате Чечелей Востоком свидетельствует и выполнен в «восточном» стиле «Китайский павильон». Он интересен не только своим причудливым видом, но и немалыми погребами. Когда-то они использовались как «холодильник». Зимой здесь составляли ледяные глыбы и использовали его в качестве гигантского холодильника.

Украшенный львами вход, который сегодня используется как главный, изначально использовался как второстепенный. Парадный был с противоположной стороны. Его фронтон украшают барельефы Афродиты-Венеры и Деметры-Цереры, между которыми находится увенчанный дворянской короной овальный геральдический щит с тремя перекрещенными рыцарскими копьями. Это — «Елита», фамильный герб семьи Чечелев.

За какую-то сотню метров от дворцового парка стоит очень интересная церковь Святой Параскевы, построенная еще в середине XVIII века. В церкви сохранились первоначальные росписи, очень красивое резное убранство и немало древних икон. Колокольня рядом тоже непростая. Раньше ее подземная часть использовалась как фамильный склеп семьи Хоецких, которые владели Самчики в XVIII веке.

Еще одной туристической изюминкой Самчиков является очень симпатичная водяная мельница. Это одна из последних уцелевших водяных мельниц на Хмельнитчине. В последнее время он не действует, хотя говорят, что мельница исправен и может быть запущен в любой момент.

Сатанов — гордый герб

Поселок Сатанов лежит на самом западе Хмельницкой области. Сегодня это село-селом, а когда-то оно было одним из крупнейших городов Украины, а на Подолье уступал лишь Каменцу. Городские укрепления Сатанова тоже были нивроку, но от них остался лишь замок и башня «Каменцецкой» («Южной») врата. Брама-одно из старейших сооружений Сатанова. Ее возвели еще в XV веке. В конце XVII века, когда янычары турецкого султана Мехмеда IV (того самого, которому запорожцы письмо писали) захватили город, ворота изрядно разбили.

В начале XVIII века Сатановский Дидыч Адам Николай Сенявский капитально отремонтировал разбитые турками городские укрепления, в том числе и ворота. Тогда же ее фронтон украсили » Леливой — — фамильным гербом Сенявских. Под гербом втулили большую памятную доску с фундационной надписью на латыни:

«Адам Николай из Гранова Сенявский, владелец Шклова и Миши, каштелян Краковский, высший предводитель государственного войска, для общественной безопасности эту твердыню восстановил года Христова 1722, намереваясь стенами защищать Родину, что ее столько раз защищал грудью. Поэтому вещая мысль основателя позаботилась построить эту браму, чтобы Атаманской Порту загородить дорогу к Польше, а чтобы пользоваться равной силой против нападений варваров, феврале татарове противопоставил Сатанов, против чего даже и врата адовы не одолеют, особенно когда [эту крепость], закрыто перед врагами; одному только Богу, Королеве и Родине будет отдавать свои ключи. — Божьего 1724»

С изюма Сатанова также рекомендуем осмотреть руины местного замка, оборонную синагогу XVII века, уникальный еврейское кладбище XVI—XX веков и водяная мельница середины XIX века, что является последним до сих пор действующим (!) водяной мельницей в Хмельницкой области. Подробнее о Сатанов и Сутковцы читайте в материале «Текстов» Едем на Подолье смотреть замки

Сутковцы — герб-ловушка

О церковь Святой Покровы (1476), что в Сутковцах, много рассказывать не будем — это самый знаменитый из оборонных храмов Украины (его фото даже в школьные учебники попало), поэтому о нем написано более чем достаточно. Кому интересны подробности — жмите на линк выше. В рамках нашей темы отметим лишь, что здесь мы имеем редкий случай, когда шляхетского герба можно увидеть в православном храме.

Церковь в Сутковцах, скорее всего, возвели за счет семьи Сутковских, которые владели селом на протяжении XV-XVI веков. Последним мужским потомком этого рода был Иван Сутковский (Иван Дахнович), надгробие которого до сих пор можно увидеть в церкви. Как показывает выполненный прихотливой славянской вязью надпись, он умер года Христова 1593-го. По центру надгробие украшает герб «Корчак». Он попал к Речи Посполитой из Венгрии, и впоследствии им пользовались почти три сотни родов Польши, Украины, Литвы и Беларуси.

Хорошо видно, что нижняя часть плиты повреждена. Как рассказал настоятель храма в. Владимир Степанишин, плиту разбили во время последних реставрационных работ. Мол, какой-то местный дядя воспользовался тем, что реставраторы не закрыли дверь, и решил поиграть в искателя сокровищ. Подольский «Индиана Джонс» почему-то решил, что за гербовой плитой его ждет сокровище.

— Пробил тот дядя в надгробии отверстие и просунул в него голову — посмотреть, что там, — рассказывает о. Владимир. — Да и застрял! Так и стоял всю ночь на карачках под гербом, пока строители к работе не вышли. Едва его потом выковыряли. А за плитой, как оказалось, пустая ниша была. Батюшка, однако, замечает, что о случившемся он знает только из рассказов крестьян. Не исключено, что это — местная легенда, потому что такие же повреждения зафиксированы на фотографиях, датированных еще концом XIX века.

Ягельница — самый большой герб

Впервые Ягельница, село Чертковского района Тернопольской области, упоминается под 1448 годом. Во многих популярных источниках эту память связывают с посещением местного замка польским королем Казимиром Ягеллончиком. Даже название поселения выводят от фамилии коронованного гостя. На самом же деле король посетил Ягилницу чуть позже — 1454 года.

Ягельница прежде всего заменита благодаря замку, что является одним из «найцелейших» на Тернопольщине, и по степени сохранности может вполне конкурировать со Збаражским. Но как туристический объект он почти неизвестен — за абсолютно непонятную приватизацию туристы могут им любоваться разве что извне. Здесь поставим точку, ибо в свете нашего исследования замок нам неинтересен. Перенесемся на противоположный берег реки Черкаски, где в самом центре села напротив друг друга высятся два храма — каменная церковь Вознесения Иисуса Христа (УГКЦ), возведенная в византийском стиле в 1855 году, и очень симпатичный барочный римско-католический костел Внебовзятия Пресвятой Девы Марии.

Костел освятили в 1842 году, но есть версия, что сооружение древнее и принадлежит едва ли не до XVIII века. Нам он интересен огромным графским гербом основателей костела, семьи Лянцкоронских, которым украшен фасад. По размерам это самый «архитектурный герб» в Украине. К тому же, он вполне может претендовать на звание самого красивого.

При советах этот костел (как и большинство других) закрыли и обустроили там… спортзал. В 1992 году полуразвалившийся костел вернули верующим. А уже через 10 лет благодаря стараниям Каролины Лянцкоронской храм отреставрировали. Сейчас им занимаются отцы-доминиканцы из Чорткова.

Греко-католическая церковь Вознесение Иисуса Христа интересна как архитектурой, так и историей — в 1912-1927 годах здесь служил священником в. Владимир Антонович, шваґро Андрея Бандеры, отца Проводника.

Если повезет — стоит осмотреть местный музей. Говорят, довольно интересный. К сожалению, автор посетил городок в воскресенье, и еще во второй половине дня, поэтому пришлось «целовать ручку».

Музей делит с сельсоветом большой одноэтажный дом, стоящий сразу напротив церкви Вознесения Иисуса Христа. Это бывшая школа. Она интересна тем, что в 1920-х годах здесь училась Владимира Бандера, младшая сестра знаменитого Степана. Некоторое время в Ягильнице жил и он сам — на то время просто 10-летний мальчик Степа. Во время украинско-польской войны в мае 1919 года сюда эвакуировалась из захваченного поляками Стрыя вся семья а. Андрея Бандеры, военного капеллана Галицкой Армии. Отец Андрей оставил семью под опеку шурин, а. Владимира Антоновича, а сам отбыл на фронт, в свой 5-й полк 3-й бригады 2-го корпуса УГА.

Отметим, что, как уже сообщали «Тексты», крупнейшим «архитектурным гербом» все же стоит считать костел Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии (1730), что в селе Сидоров Гусятинского района Тернопольской обл. Это едва ли не единственный в своем роде христианский храм на планете. По прихоти Каменецкого каштеляна Марцина Калиновского, в своем плане он воспроизводит его семейный герб — «Калиновую». То есть, в этом случае весь храм и является гербом!

Жванец-геральдическое общежитие

Несмотря на многочисленные исторические и природные достопримечательности, местечко Жванец — настоящая туристическая terra incognita. А все потому, что ему крайне не повезло с географией. Последнее вовсе не означает, что сюда можно добраться только вездеходом или на собачьих упряжках. Наоборот — просто через Жванец проходит довольно оживленная трасса, по которой ежедневно проезжают сотни, а летом — тысячи туристов. Проезжают, однако, не останавливаясь, потому что эта дорога ведет из Каменца-Подольского в Хотинской крепости. На фоне этих туристических бриллиантов жемчуг Жванца действительно выглядят как-то блекло.

Единственное, на что путешественники обращают внимание (если, конечно, смотрят в окно автобуса) — необычной формы храм, что возвышается прямо у дороги — Армянский костел Непорочного Зачатия Богоматери. В глаза бросается несомненное оборонительное назначение сооружения. Окна маленькие, да еще и расположены чуть ли не под самой крышей. Да и стены немалой толщины.

Возведен в 1699 году храм (как, скорее всего, и его предшественник) был центром локального городского укрепления, которое известная исследовательница подольской архитектуры Евгения Пламеницкая назвала «маленькой древней армянской крепостью». Остатки этой фортификации (или чего-то подобного) до сих пор видны возле костела. В ключе заявленной темы нас интересуют исключительно многочисленные гербы, украшающие его фасад.

Просто над дверью видим ягненок с хоругвью — сюжет, понятный каждому христианину. В нашем случае Агнец Божий — символ армянской общины Жванца, которой изначально принадлежал храм. В некотором роде это изображение тоже можно считать гербом.

Над Агнцем в овальном картуше вырезан герб «Задора» — лев, пасть которого вырывается пламя (хоть в Жванце он больше подобен бешеной собаки). Этот герб принадлежал Лянцкоронским (Вавжинец [Лаврентий] Лянцкоронский был основателем этого храма). Герб шляхтичей Лянцкоронских, как видим, значительно отличается от герба графской ветви этой семьи. Правда, в основе графской версии тоже лежит «Задора».

Еще выше видим сразу два герба под общей Графской короной — «Корчак», принадлежавший последнему владельцу Жванца Александру Комару, и» Доленга » (герб его жены Пелагии Комаровой из мостовских). Подобное «брачное» сочетание гербов мы уже встречали в Язловце и Вишневка. Из «изюминок» Жванца стоит осмотреть руины местного замка и многочисленные советские доты «Линии Сталина». А к упомянутой Хотинской крепости отсюда всего каких-то 4 км.

Здесь поставим точку, ибо тема бесконечная, и при полном освещении потянет на книжечку, что по объему вполне составит конкуренцию «Войне и миру» Льва Толстого.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*