Кому будет принадлежать Азовское море?

Катер Катер

После обстрела и захвата трех украинских кораблей в Азовском море и фактической морской блокады Приазовья, вырисовывается несколько сценариев дальнейшего развития событий, которые продемонстрируют, сможет ли Украина сохранить функционирование своих азовских портов.

После постройки Крымского моста, украинское азовское побережье оказалось в фактической блокаде, а все корабли, которые шли до Мариуполя или Бердянска, испытывали постоянные задержания, обыски и длительные простои, что сделало экономическое сотрудничество с этими портами нерентабельной. Де-факто, Россия захватила контроль над целым морем, поставив под угрозу экономику всего украинского Донбасса, металлургическая продукция которого экспортируется через азовские порты. Даже после открытой военной агрессии против украинских моряков возле Керченского пролива, мировое сообщество осудило действия Москвы лишь на словах, фактически не вмешиваясь в азовский конфликт. Германия даже выступила против дополнительных санкций в отношении Москвы, а для Кремля это означает зеленый свет для дальнейшего блокирования Украины.

Учитывая отсутствие активных противодействий Москве со стороны ЕС и США, одним из вероятных вариантов дальнейшего противостояния в Азове может стать победа России. РФ может полностью заблокировать или настолько затруднить морское сообщение с украинскими портами на Азове, что туда перестанут ходить корабли. И хотя украинское руководство заявляет, что не откажется от использования Керченского пролива для своих кораблей, однако очевидно, что РФ не остановится ни перед чем, чтобы этому помешать. Пример с обстрелом и захватом в плен украинских моряков может существенно уменьшить количество желающих курсировать в Азовское море. Москва может организовать настоящий экономический петлю всего украинского левобережья.

После нескольких месяцев полного блокирования украинских азовских портов наши металлургические предприятия начнут переправлять продукцию по железной дороге до Одессы, что увеличит расходы и сделает их продукцию дороже. В условиях жесткой конкуренции со все более дешевыми китайскими и индийскими металлургическими компаниями, в которых нет никаких транспортных проблем, это может существенно уменьшить наполненность украинского бюджета, в котором металлургия занимает значительную долю дохода.

В то же время, будет подорвана экономическая инфраструктура всего украинского Донбасса, а порты Мариуполя и Бердянска будут ржаветь и простаивать в условиях блокады. Безработица, крах бизнеса, ухудшение жизни граждан повлекут за собой деградацию региона и увеличит количество потенциальных сепаратистов и желающих прогнуться под РФ, которая будет содержать ключ от Керченского пролива. Возрастет и количество избирателей «Оппозиционного блока» и пророссийских партий, которые выступят за мир на российских условиях. Блокадой Москва сможет шантажировать Украину требуя, например, открыть воду из Днепра до аннексированного Крыма в обмен на пропуск в азовских портов потребует больших уступок.

Даже если дело опять дойдет до военного столкновения, то украинская армия готова только к защите побережья от наземного вторжения, ведь при отсутствии собственного флота не в состоянии противостоять РФ на море. Пример, как мы потеряли три судна с экипажами, подтверждает слабость украинских ВМС. К тому же, РФ вряд ли планирует наземное вторжение в Приазовье, зато может нанести по украинских войсках ракетно-авиационного удара, уничтожив инфраструктуру украинских портов.

На протяжении нескольких дней интенсивных ракетно-авиационных атак, так, как это было в Грузии 2008 года, РФ выполнит все поставленные стратегические задачи уничтожения украинских баз в Приазовье, пока ВСУ будут готовиться к глухой обороне в окопах. И дополнительные санкции и глубокие беспокойства Россию не испугают. Украина же вряд ли сможет что-то противопоставить Москве, и Киеву останется надеяться на частичное соблюдение Россией международного права и морально-психологическую поддержку ЕС.

«Заграница нам поможет»

Более выгодным для Украины вариантом решения азовской кризиса может стать привлечение Украиной международных посредников, в частности, морской миссии ОБСЕ в Керченском проливе. В частности, министр иностранных дел Германии Гайко Маас уже предложил расширение миссии ОБСЕ на Азовское море. Тогда катера ОБСЕ будут следить за российскими пограничниками и фиксировать все их незаконные действия, сразу транслируя это для международного сообщества. При таких условиях действия Москвы должны стать менее наглыми, а международные представители помешают дальнейшим нападениям на украинские корабли и экипажи.

Однако эффективность такой морской миссии ОБСЕ опять же зависит от желания РФ выполнять международные соглашения, ведь работа мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе совсем не помогла остановить кровопролитие. Там до сих пор еженедельно убивают по несколько украинских военных. И что произойдет, если Москва решит полностью наплевать на международное право, что бы там не фиксировали насколько глубокое беспокойство не высказывали бы международные посредники?

Снова посадив танкер якобы на мель прямо в корабельном переходе под Керченским мостом, россияне могут надолго задержать морское сообщение украинских портов, а миссии ОБСЕ скажут: «Авария, мы не виноваты, ничего не можем сделать». И какие действенные шаги предпримет Европа, кроме политических заявлений? Или же Москва заявит о вероятных намерениях украинцев подложить взрывчатку под Керченский мост, поэтому только ради безопасности, украинские корабли будут проверяться тщательнее, — то есть дольше, конечно же, даже в присутствии международных наблюдателей.

Однако привлечение и эффективная работа международных посредников могут предупредить полную блокаду Азовского моря и сохранить хотя бы частичный транзит через Керченский пролив. Украина сохранит морское сообщение своих азовских портов и притормозит российскую агрессию в регионе.

Нестандартные варианты

Одним из вариантов “прорубить” судоходное окно в Азовское море, в обход заблокированной Россией Керченского пролива было бы создание судоходного Черноморско-Азовского канала через Перекопский перешеек, о котором уже несколько лет говорят в СМИ. Идея канала стала актуальна после начала строительства РФ Крымского моста, так как мост заблокировал проход через Керченский пролив крупногабаритным кораблям.

Черноморско-Азовский канал позволит напрямую соединить порты Черного и Азовского морей, чем значительно упростил бы морские перевозки, что сейчас осложненные русском блокадой Азовского моря. Кое-кто даже предлагает проект Каховсько-Кирилловского судоходного канала, общая длина которого будет около 120…125 км. Или же предлагают даже вариант канала “Днепр-Азовское море”. Это не только упростит переброски боевых кораблей, но и станет водной преградой для атакующих вражеских войск. Сооружение такого канала сейчас оценивают в 1 млрд долларов.

Однако тему канала сейчас обсуждают только журналисты и пользователи соцсетей, а экспертные расчеты относительно возможности построения такого канала, а тем более, реальные работы еще даже не начинались. И украинская власть не выражает намерений построения такого канала. Если бы даже канал начали строить сейчас, то закончили бы раньше через два-три года, а экономика Приазовья в условиях полной блокады за эти годы будет находиться в стагнации.

Еще одним из вариантов было привлечение морских перевозок в Азовском море сторону, которую бы РФ побоялась трогать. Например, какую-то американскую транспортную компанию, корабли которой, вместе с американской вооруженной охраной будут осуществлять перевозки через Керченский пролив. Решатся ли тогда россияне прямо становиться на пути американцев? Хотя такой вариант может быть для Украины не дешевым, а монополия одной компании на перевозки может негативно влиять на деловую привлекательность. В конце концов, Украина пока не озвучила такого предложения ни одной американской компании.

Поэтому вопрос, сможет ли Украина уберечь порты Приазовья в противостоянии с РФ в Азовском море, и сумеет привлечь других игроков для нейтрализации российской агрессии, остается открытым. Но пока Крым остается под российской оккупацией, Украина должна найти решения доступа безопасного выхода из Азовского моря на длительный срок.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*