Украсть триллион: сколько мы теряем ежегодно через коррумпированную власть

Коррумпированная власть Коррумпированная власть

Поговорив о борьбе с коррупцией и создав множество неэффективных антикоррупционных органов, власти решили, что там уже все хорошо, а чтобы отвлечь внимание от реальных проблем, у Порошенко взялись популяризировать Томос и придумывать «законы о сексе».

В правительстве Гройсмана также уже «забыли» о «наведении порядка на таможне», борьбе с «янтарной мафией», а вместо рынка газа украинцам просто подняли тарифы, сделав их для большинства недоступными. В то же время, авторитетные эксперты утверждают, что сейчас на контрабанде Украина теряет 12500000000 долларов в год, на схемах в налоговой — 2500000000 долларов в год, на янтаре — 1 млрд долл. в год, на схемах с «евробляхами» —160 млн долл. в год. Кроме того, 40% всего украинского газа добывается незаконно. А это — астрономические как для Украины потери.

Почему за пять лет Порошенко и его команда, которые пришли во власть на волне Майдана, так и не решили этих главных проблем? Сколько за «черные дыры» непреодолимым украинской коррупции теряет бюджет? Об этом наш корреспондент спрашивал у экс-министра экономики Украины Владимира Ланового, председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака и экономиста Александра Охрименко.

Почему коррупционные схемы, с которыми власти обещали бороться не только действуют, но и процветают?

Андрей Новак:
Власть, которая пришла на волне революции достоинства, вместо борьбы с коррупционными схемами возглавила их. Сейчас, по сравнению с чиновниками Януковиче, эта власть существенно увеличила маржу заработка на всех нелегальных потоках. У нас, кроме газовых схем, коррупции на таможне, незаконной вырубки лесов, незаконного пользования украинскими недрами (добыча янтаря, песка и т.п.), появились еще и схемы по предоставлению субсидий для ЖКХ, электроэнергии. Власть все эти схемы банально подмяла под себя.

Владимир Лановой
В Украине есть множество коррупционных схем, за счет чего обогащается власть, потому что не делает ничего, чтобы это прекратилось. В основе всех коррупционных схем является установка сверху. Те, кто на местах заправляют то незаконной добычей янтаря, то контрабандой на таможне, укрытием от уплаты налогов или газовыми схемами, знают, что ни прокуроры, ни полиция их не тронет, потому что есть «благословение сверху». За это те, кто занимается преступлением, просто ежемесячно платят кому-то сверху дань.

Александр Охрименко:
То, что Порошенко и его команда не будут заниматься экономикой, было понятно, как только они пришли к власти. Конечно, имитация реформ, разговоры о борьбе с коррупцией — это они умеют. Но эти ребята сразу показали, что пришли не бороться, а воровать. Потому что вместо того, чтобы делать то же газовый рынок, поднимаются тарифы и все понимают, что эти деньги власть ворует, потому что у нас тарифы завышены. Вместо того, чтобы бороться с коррупцией на таможне, ставленники Порошенко возглавили незаконные потоки. Чтобы навести порядок с янтарем, депутаты от власти возглавили его добыча. Все как всегда.

Что и сколько теряет Украина из-за деятельности этой власти?

Андрей Новак:
По самым скромным оценкам мировых экспертов, размер теневой экономики Украины колеблется от 35 до 60%. То есть наш бюджет теряет почти половину того, что могли бы получить украинцы. Если бы хотя бы самые коррупционные схемы прикрыли, то государственный и местные бюджеты уже в начале можно было бы увеличить вдвое: если сейчас он составляет 1000000000000 112000000000 130000000 гривен, то было бы вдвое больше.

Александр Охрименко:
Так, если бы ликвидировать все незаконные схемы, а это газ, янтарь, таможня и другие, то поступления в бюджет уже в первый год можно было увеличить, как минимум, удваичи. То есть на триллион ежегодно. Газ, контрабанда, фальсификат на рынке — на этом зарабатывает, прежде власть, так как позволяет это делать другим. В Украине огромное теневая экономика. И то, что Минэкономики, заявляют, что они выводят бизнес из тени, это они так шутят.

Владимир Лановой:
Наше законодательство не соответствует Конституции Украины, если речь идет о природных богатствах. Вот для разрешения на добычу газа придумали лицензии. При этом всем это то недоступно и их получают компании, приближенные к Петру Порошенко, или других одиозных украинских и даже российских олигархов. Но согласно Конституции владельцем всех природных богатств является народ Украины. Но здесь о украинском, традиционно, никто не думает.

Хотя все страны мира, добывающих нефть и газ на внутреннем рынке, продают их для своих граждан по низким ценам, там действуют специальные скидки для местных потребителей. Поэтому в США стоимость бензина и газа для населения иногда может быть ниже, чем в России. В Объединенных Арабских Эмиратах тарифы для местных уже десятки лет не растут. В Китае разрешили своим гражданам получать 150 литров бензина бесплатно. У нас же цены международных рынков протянули, чтобы выставлять требования потребителям с внутреннего рынка. То есть те, кто добывает газ, считают украинский иностранцами в своей же стране. Чем вам не коррупционная и вполне легальная схема?

Так, по данным самого «Укргаздобыча» стоимость полного цикла добычи газа может колебаться от 180 до 250 долларов за тысячу кубометров, а это 5000 … 7000 грн за 1 тыс. Куб м. Из открытых источников известно, что без инвестиционного взноса стоимость добычи газа составляет от тысячи до 3000 гривен за 1 тыс. кубометров. Населению наш газ уже продают по 8500 грн за кубометр. 2018 года в Украине было добыто ориентировочно 20 млрд куб. м газа, чего вполне достаточно для Украинской. Вопрос, почему так дорого нам его продают и кто на этом зарабатывает?

Но это мы говорим только о легальном добыча, потому что есть еще и нелегальный. Вот и имеем коррупционные схемы, причем узаконены, когда на украинцах зарабатывают огромные суммы и твердят о какой-то «рынок», которого на самом деле нет. На добыче газа зарабатывают где-то от 500 000 000 000 гривен в год. Точную сумму трудно назвать, поскольку мы не знаем реальной стоимости газодобычи и масштабов «черного» рынка.

Кроме того, только от поступлений на таможне доходы бюджета за год можно было бы увеличить на 300 … 400 000 000 000 гривен. По незаконной добычи янтаря и других полезных ископаемых, то потери даже трудно посчитать, потому что наши нардепы даже не разработали закон о этот рынок. Очевидно, кому-то выгодно, чтобы «янтарная мафия» активно действовала в Украине.

Если бы схемы не действовали, что бы это значило?

Владимир Лановой:
Если бы все эти деньги от коррупционных схем шли не в карманы олигархам, а в государственный бюджет, то он у нас был бы как минимум вдвое больше — около трех триллионов гривен в год. А это все гораздо лучшие условия для жизни в Украине: высокие пенсии, большие зарплаты, достойное соцобеспечения.

Андрей Новак:
Займов у МВФ или других структур мы бы уже не нуждались. От этого бы выиграли и рядовые украинцы, ведь отсутствие коррупционных схем, на чем наживаются олигархи и продажные политики, означает для нас повышение зарплат, пенсий и уровня жизни в целом. Зато эти деньги и дальше оседают в карманах олигархов, которые имеют отношение к власти. Это печальный итог правления Порошенко.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*