Чтобы повысить качество высшего образования, нужно набирать меньше студентов «на бюджет»

Высшее образование Высшее образование

В этом году студентами, учащимися на технических и производственных специальностях, стали абитуриенты с минимальным баллом ЕГЭ, немного выше 100. А у будущих учителей физики, информатики и географии проходной балл примерно на 40 баллов ниже, чем у будущих физруков. На специальности, которые правительство считает приоритетными, не наблюдается ажиотажа, поэтому туда берут всех без разбора. При этом есть абитуриенты с более высокими баллами ЕГЭ, которые не стали студентами.

Во время вступительной кампании 2018 абитуриенты поступали по уже привычному принципу «деньги следуют за студентом», когда бюджетные места получают непосредственно лучшие абитуриенты, а не образовательные программы в университетах. Это также называется «широкий конкурс / вступление». В этом году так оплатили 58875 из 84610 мест государственного заказа.

При большом поступлении, сколько мест госзаказа получит специальность в определенном вузе, зависит от абитуриентов. Хотя при этом правительство заранее определяет минимальное и максимальное количество возможных бюджетных мест для каждой специальности в каждом вузе.

При поступлении абитуриент мог подать 7 заявлений на 4 специальности. Для каждого из заявлений абитуриенты выбирали приоритеты. Впоследствии специальный алгоритм причислял абитуриентов на бюджетные места, учитывая конкурсный балл и их приоритеты. Если абитуриент по конкурсному баллу проходил на бюджет сразу в нескольких местах, его причисляли по заявке с наивысшим приоритетом.

Основная идея нынешней системы распределения государственного заказа — бюджетные места должны «уходить» по лучшим поступающими, то есть теми, кто получил высокие баллы ВНО. Однако всегда действует принцип «бюджетное место — лучшим студентам»? На практике же даже среди абитуриентов с очень высокими результатами ВНО (180 и выше) являются поступающие, которые не получили бюджетного места. В основном это те, кто выбирал престижный специальность и университет.

Например, для того, чтобы учиться на бюджете на международном праве или стоматологии в вузах Киева, Харькова и Львова, нужен был конкурсный балл, выше 190 (198 и 193 соответственно). В то же время места государственного заказа получили и абитуриенты с очень низкими баллами. Многие из них выбрали специальности, которым государство предоставляет особую поддержку: естественные, педагогические, производственные, аграрные.

Проблема недоборам, когда университет не хватает студентов и низких проходных баллов — не нова. Причина в демографии: из-за спада рождаемости в начале 2000-х годов количество абитуриентов в этом году является наименьшей за годы независимости (примерно 200 000 человек). На непопулярных специальностях, особенно естественных и точных, проблему недобора почувствовали даже самые популярные университеты.

Так на 10 мест государственного заказа на физический факультет «Киево-Могилянской академии» подали оригиналы лишь 9 абитуриентов. Поэтому вступить могли практически все, кто принес документы. Для того, чтобы поощрить поступать на определенные специальности, правительство вводит дополнительные стимулы. Один из них — отраслевой коэффициент. Это означает, что конкурсный балл поступающих на специальности с особой поддержкой размножался на 1,02. Но только при условии, что абитуриенты подали заявки с высоким приоритетом (первым или вторым). К тому же, поступающих на эти специальности могли перевести на вакантные места государственного заказа уже после «волны» зачисления.

Кабмин планирует и в дальнейшем дополнительно стимулировать поступающих, чтобы они выбирали определенные специальности. Так, правительство поддержало инициативу первого вице-премьер-министра Украины Степана Кубива по повышению стипендий для для студентов по инженерным, математическим и аграрными специальностями. Кроме того, чтобы стимулировать школьников уделять больше внимания точным дисциплинам, в МОН планируют добавить больше математики и физики в перечень ВНО для ряда специальностей на вступительную кампанию-2019. А уже с 2020 года ВНО по математике должен стать обязательным для всех поступающих.

Подытоживая же результаты вступительной кампании 2018, Министр образования и науки Лилия Гриневич отметила, что количество абитуриентов, которые воспользовались отраслевым коэффициентом, выросла на 63,5% по сравнению с предыдущим годом. Соглашаемся, что правительственные меры помогли набрать больше студентов, и остается ключевая проблема: на важные и сложные специальности идут хуже, а не лучше.

Специальности, которые поддерживает государство, преимущественно сосредоточились в левом нижнем углу графика. На них попыталась вступить сравнительно небольшое количество абитуриентов с низкими баллами ВНО. Как свидетельствуют данные Минобразования, среди «аутсайдеров» вступительной кампании по показателю проходного балла оказались: строительство и гражданская инженерия — 105 баллов, прикладная механика — 106, отраслевое машиностроение — 107. По старой терминологией, это троечники.

Не намного лучше ситуация и с естественными и точными науками. Если прикладные специальности демонстрируют более высокие проходные баллы, — как, например, стоматология — 190 баллов, компьютерные науки где нужна математика — не ниже 180, химические технологии и инженерия — 137, то на «чистые» естественные и точные специальности могли поступить на бюджет абитуриенты с очень низкими баллами: физика — 110, математика — 109, химия — 120.

В то же время среди поступающих на естественные специальности — например, физику, — есть абитуриенты, которые очень хорошо составили ВНО и даже получили максимальный балл по профильным предметам. Одним из них является Андрей Яковенко, первый в списке зачисленных на специальность «Физика» в Киево-Могилянке. Теперь уже первокурсник рассказывает, что выбрал специальность сознательно и планирует сделать карьеру ученого.

Физика заинтересовала Андрея еще в школе, однако выбор учебного заведения он совершил скорее вопреки школьном образовании: «В школе уровень преподавания довольно низкий: у меня, например, физику читали учительница по» Основам безопасности жизнедеятельности «и учительница младших классов. Мне повезло с объективным и профессиональным репетитором, а кому-то — нет. Кроме того, ВНО по физике выбирает небольшое количество абитуриентов, этот тест достаточно специфический, почти каждый год абитуриенты жалуются на некорректные задачи».

Будущие учителя

Проблему низкого качества преподавания в школах должен решить реформа «Новой украинской школы», которую в МОН начали внедрять в этом году. Ключевое значение для этого имеет подготовка новых педагогов, ведь реформа предусматривает повышенные требования к квалификации учителей. Поэтому правительство закономерно поддерживает педагогические специальности, их 14 и на них получили более 5000 бюджетных мест. В отличие от вступительной кампании 2017, в этом году педагогические специальности также получили бюджетные места по широкому конкурса.

Проходные баллы для «среднего образования» различаются в зависимости от специализации. Условно, для того, «на бюджете» получить профессию учителя физики, математики, естественных наук, поступающим надо было преодолеть порог в 108, 116 и 120 баллов соответственно. Однако и на таких специализациях порой не удалось заполнить все оплаченные правительством места. Лучшая ситуация на гуманитарных специализациям. Проходной балл для украинского языка — 142, истории — 163.

Как Минобразования оценивает результаты поддержки определенных специальностей? Об этом мы спросили руководителя директората высшего образования и образования взрослых Минобразования Олега Шарова. По его словам, четких критериев для оценки эффективности нет. «Нас часто спрашивают, что делаем, чтобы украинские выпускники не ехали в Польшу. Даем возможность учиться на бюджете на вожделенных специальностям, подтверждающий количество абитуриентов, которые получили места по первому приоритетом. А это 60% », — говорит чиновник.

По словам господина Олега, образование — очень инертная отрасль, а потому результаты можно будет увидеть минимум за 5-10 лет. Шаров в целом понимает нежелание учиться на учителя физики или химии, ведь в большинстве университетов оборудования безнадежно устарело. И добавляет, что Министерство планирует его обновить. Однако на это также нужно время.

Порог в 150 баллов

Во время вступительной кампании правительство пыталось решить проблему низких проходных баллов для медицинских специальностей. И по инициативе Министерства здравоохранения установил проходной порог в 150 баллов для специальностей «Стоматология», «Медицина», «Педиатрия». В следующем году такой проходной порог будет действовать и для других специальностей «с особо высоким уровнем общественной»: «Право», «Публичное управление и администрирование», «Международные отношения», «Фармация, промышленная фармация».

Мы спросили участника Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования Владимира Бахрушина, могло бы установление проходного балла решить проблему и для педагогических специальностей. Господин Владимир считает, что нет, зато бюджета следует оплачивать обучение меньшего количества студентов. При высоком конкурса на специальность поступающие с низкими результатами ВНО преимущественно проигрывают конкуренцию за бюджетные места лучше подготовленным абитуриентам.

Как объясняет эксперт, ограничение проходного балла имеет смысл для медицинских специальностей, где через достаточно высокий конкурс с низкими баллами вступали в основном контрактники. По мнению Бахрушина, административное повышение баллов на педагогические специальности, где конкурса практически нет, приведет к большим недоборам: «Проблема не замечали последние 30 лет, а потому сейчас ее быстро не решишь. Качественно изменить ситуацию могут только средне- и долгосрочные программы по привлечению абитуриентов на педагогические специальности, но положительных результатов от таких мероприятий можно ожидать не ранее, чем через 5-10 лет ».

Финансировать качество, а не количество

Одна из вероятных решений, которое обсуждается экспертами, — уменьшить количество бюджетных мест и перераспределить сэкономленные средства, чтобы улучшить качество обучения и его условия. Увеличение расходов на подготовку студента особенно актуален для естественных и точных специальностей, где качественное обучение невозможно без инвестиций в специальное оборудование, лаборатории, финансирование исследований. По словам Олега Шарова, можно говорить и о таких вариантах, однако идею существенно увеличить финансирование подготовки одного студента не поддерживает Министерство финансов.

В Минфине считают, что действующая система распределения государственного заказа имеет свои недостатки: расходы на подготовку кадров сначала определяются в Государственном бюджете, а уже потом формируются объемы государственного заказа. Должно быть наоборот. Кроме того, нет четких критериев распределения расходов на высшее образование между университетами. Изменить ситуацию должен специальная формула для распределения финансирования между вузами. Здесь Минфин кивает на МОП, который сейчас разрабатывает эту формулу. Согласно ей, университеты будут получать бюджетные места в зависимости от количества студентов, себестоимости обучения, уровня баллов ВНО абитуриентов, качества образовательной и научной деятельности.

Как сделать непопулярные специальности приоритетными не только для государства, но и для лучших абитуриентов?

Изменить ситуацию может долгосрочная политика повышения качества школьного образования. А также инвестиции в кадровое и ресурсное обеспечение соответствующих факультетов в вузах. Подытоживая, можно выделить две рекомендации для правительства:
— уменьшить количество государственного заказа для ресурсозатратной естественных и точных специальностей, чтобы за счет этого увеличить расходы на подготовку одного студента;
— внедрить краткосрочные программы повышения качества подготовки магистров на педагогических специальностях.
От университетов, предлагающих обучение на непопулярных специальностях, в свою очередь, необходимы меры по информированию и коммуникации с потенциальными абитуриентами, а также шаги для повышения качества образования и условий обучения студентов.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*