Выборы 2019: Facebook всему голова?

Фейсбук Фейсбук

«За кого мне голосовать?» — один из самых популярных вопросов, который задает себе человек накануне выборов. Мало кто из нас перечитывает программы кандидатов, интересуется их прошлым или, хотя бы задумывается, кто в ​​должности Президента сможет что-то изменить. Одним людям легче послушать, что по этому поводу думают их друзья, соседи или коллеги и на основе такого своеобразного «аналитического исследования» сделать выбор.

Но и технологии не стоят на месте, и штурмом на волеизъявление Украинцев сегодня идут «Фейсбук», проплаченные статьи, написанные по сценарию политические ток-шоу и даже запрещены в Украине социальные сети. Первый стал отличной ареной для продвижения всех перечисленных ресурсов. Проголосовать за того, кто лидирует в придуманном рейтинге, стало для нас спасательным кругом, который помогает освободиться от ответственности.

По разным исследованиям, топ-политики страны проплачивают четвертую часть материалов о себе, а количество «джинсы» в отдельных украинских изданиях превышает отметку в 70%. Так почему же украинцы доверяют всему, что читают в Интернете и видят с экранов? Удастся ли нам противостоять «подсказкам» во время выборов, и как не стать марионеткой социальных сетей? Об этом наш корреспондент спрашивал у экспертов.

Сергей Таран, медиа-эксперт, соучредитель Института массовой информации:

СМИ, как и политические шоу, в выборах используют во всех странах демократии. Единственное, что отличает Украину это то, что у нас эмоция играет гораздо большую роль в волеизъявлении избирателей, чем рациональное размышление. Лучше донести эмоцию — это как раз шоу, которые становятся средством, с помощью которого политики соревнуются. С одной стороны это хорошо, потому что означает, что каждая мысль может быть сказана, а с другой качество выборов не лучшая, потому что мы выбираем тех людей, которые могут хорошо говорить, то хорошо обещать, оправдываться или винить, но не обязательно хорошо делать. Поэтому это демократический выбор, но некачественный.

По рейтингам, которые часто появляются в Сети, не все они являются лживыми, но и не все являются правдивыми. На самом деле избиратель должен понять, что он сейчас выбирает менеджера страны, который будет отвечать за безопасность и международные отношения, и именно это нами управлять. Поэтому просматривая рейтинги, надо принимать во внимание репутацию компаний, которые их делают, опыт их предыдущих исследований и просто здравый смысл. Надо интересоваться партийными кампаниями партий, их структурами. Нельзя слепо «перепощуваты», надо думать, кому выгодно то или другое. Это общие правила информационной гигиены.

Елена Голуб, медиа-эксперт, руководитель аналитического отдела Института массовой информации:

Противодействовать социальным сетям никто не имеет возможности, кроме как выйти из них. Бесспорно, там есть много всего. Мы повлиять на это не можем. Сейчас есть немало людей, которые находятся в социальных сетях. Если манипуляции проводят на профессиональном уровне, то довольно большой процент пользователей способен им поддаться. «Джинса» у нас тоже не различают, поскольку медиаграмотность пользователей на невысоком уровне, и проплаченные материалы, не маркированные как реклама, воспринимаются как журналистские, поэтому доверие к ним высока.

Не все понимают, что это не журналистика, а проявление манипуляции, без которого наши политики почему-то избирательной кампании уже не представляют. Чем больше людей будут пользоваться социальными сетями, тем более отдельные представители будут совершать на них влияние. Со временем будут появляться и другие методы коммуникации, и рассказывать нам за кого голосовать будут уже там. Это эволюция, которую никто не может остановить.

Юрий Луканов, общественный деятель, бывший председатель Независимого медиа-профсоюза Украины:

«Фейсбук» — это политический скальпель, которым можно как сделать операцию, так и зарезать. Все зависит от того, кто и как его использует. Если те или иные политики, политические силы, или даже бизнесмены используют «Фейсбук» с пометкой реклама, то это нормально. Но если его пользователи пытаются влиять каким-то незаконным образом, то это уже плохо. Сегодня существуют целые армии «троллей», которые ходят по Сети, комментируют посты сторонников тех или иных политиков. Можно ли назвать это нарушением закона, не знаю, но явление однозначно отрицательное.

Ближе к выборам в сети начнется весьма заметна манипуляция. Наше общество воспринимает все сердцем, а не разумом. Таких пользователей полно, они ведутся на фейки. Стоит обратить внимание и на Москву, которая влияла на выборы за рубежом, поэтому не откажется воспользоваться этим оружием и в Украине, а это значит, что в Интернете появится много лжи.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*