Как Порошенко стал «украинским националистом»

Порошенко в церкви Порошенко в церкви

Для второго президентского срока Порошенко выстраивает имидж «патриота» и «националиста», а главной целью его избирательной кампании стала Западная Украина.

Политологический набор на второй срок

Если в 2014 предвыборная программа и лозунги Порошенко не содержали выраженной идеологии и обещали быстрое решение всех социально-экономических проблем — от войны, которую Петр Алексеевич обещал закончить за часы, к повышению уровня зарплат и пенсий, то на второй срок действующий Президент идет в образе « консерватора и националиста ». Лозунги в стиле «вера, язык, армия» всегда были неотъемлемым атрибутом националистически-консервативных движений, выражая идеи сильного национального государства и духовных ценностей нации. Об их неотделимость в государственном строительстве и нации вспоминали все выдающиеся украинские классики политической мысли: от Вячеслава Липинского к Степану Бандере. И совершенно неожиданно их идеи поднял на билборды русскоязычный олигарх и, до недавнего времени, — прихожанин Московского патриархата Петр Порошенко.

После пяти лет президентства стало очевидно, что избиратели не поверят в новые социально-популистские лозунги, особенно, после того, как Порошенко их не выполнил в течение пяти лет первого президентского срока. Опять обещать высокие зарплаты и пенсии или, тем более, снижение цен на квартплату, при том, что именно при его президентстве эти цены повышали по несколько раз в год, — слишком явно проигрышный вариант. Тем более, что социально-популистскую риторику уже со значительно большим успехом подхватила Юлия Тимошенко и другие кандидаты, которым значительно легче обещать улучшение жизни, находясь в оппозиции.

Поэтому команда Президента сделала ставку на стандартную для всех претендентов на второй президентский срок риторику, а именно: государственный патриотизм. Когда больше нечем похвастаться и нечего предложить, тогда политики во всех странах обычно предлагают два основных тезиса: патриотизм, безопасность и указывают на угрозы. Дональд Трамп в своей предвыборной кампании на второй срок также уже говорит не столько об экономике, сколько о строительстве стены на мексиканской границе, так как безопасность американцев и защиту от мигрантов — превыше всего. А на первые полосы республиканских СМИ выходят темы очередных мирных переговоров с Северной Кореей, которые демонстрируют «мирные достижения» президента. Безопасность страны, мир, защита простых граждан от угрозы и другие абстрактные идеи, которые невозможно посчитать или почувствовать в кошельке, но которые интуитивно воспринимаются обществом как незаменимы. Такие ключевые лозунги второй избирательной кампании Трампа.

Подобные лозунги уже более полувека используются избирательными штабами всех кандидатов на второй срок, когда результаты работы мизерные, а власть покидать очень не хочется. Ведь безопасность — одна из базовых потребностей человека согласно пирамиды Маслоу. «Зато я сохранил государство», «не допустил развала страны», «на переправе коней не меняют и президентов во время войны не меняют», «сегодня только президент способен защитить страну», а также «патриотизм минимальной зарплаты не измеряют» — это уже классический политологический набор лозунгов для неуспешных президентов, желающих снова выиграть выборы.

Между прочим, это даже старая психологическая бизнес-«отмазка», когда приходится объяснить причины какого-то финансового провала. Если люди не заработали денег, скажите им быть благодарными за то, что они остались живы-здоровы, потому что могло быть хуже, и часть действительно будет благодарна. Так же Кучма, идя на второй срок, построил избирательную кампанию на угрозе — победе коммуниста Симоненко и апеллировал к существующей стабильности. И все патриоты во втором туре были вынуждены голосовать за «меньшее зло».

«Националист» в шоколаде

Поэтому Порошенко построил свою новую предвыборную программу на эксплуатации темы патриотизма, безопасности и имидже последнего оплота государственности — когда всех остальных кандидатов изображают «агентами Кремля». Если не победит Порошенко, Россия сразу захватит всю Украину. Есть достижений, высокие цены? А что могло бы случиться если бы была полномасштабная война, теракты или развал страны? Подумайте о государстве, о безопасности и стабильности, а не о собственных карманные интересы!

При этом, главными реципиентами таких лозунгов должно стать патриотическое, националистическое электорат — люди, которые разделяют и понимают значимость идей государственности, национальных ценностей, единства вертикали власти во время войны. Поэтому новую предвыборную программу Порошенко направил именно на эксплуатацию националистического электорального поля с целью завладеть голосами патриотов, не в последнюю очередь копируя опыт Кучмы 1999 года. Базовыми идеями в речах Порошенко стали эмоциональная патриотическая риторика и крепкие выражения в адрес Москвы. Одной фразой «прощай, немытая Россия», Порошенко заработал миллионы лайков и репост в соцсетях даже от тех украинский, которые были от него не в восторге. А несколько таких антироссийских фраз в условиях правильно подобранной частоты последовательностей — и многие избиратели уже видят в нем реального патриота и непримиримого врага Кремля.

В новом для себя образе государственника и патриота Порошенко больше надеется завладеть доверием избирателей того региона, в котором больше всего государственно-националистического электората, то есть прежде всего Западной Украины. Там проживает наиболее сознательный и чувствительный к национальным лозунгов избиратель, для которого выражение «цена государства» далек от ассоциаций с ценами на рынке. Здесь до сих пор многие помнят многострадальную борьбу за украинскую государственность и слово «патриотизм» не является пустым звуком. И что самое важное — на Западе живет наиболее религиозный электорат, который еженедельно посещает церковь, а слова священника имеют высокий авторитет.

И если одними лозунгами «прочь от Москвы» патриотических избирателей, конечно, не убедить, то в команде президента на пятом году пребывания у власти извлекли недорогой но эффектный козырь — томос. Возможно, эту идею Порошенко подбросил кто-то из советников или политтехнологов, но в новой кампании русскоязычный Порошенко уже предстал в образе строителя украинской церкви, защитника языка и нации, стоя бок о бок с авторитетным для патриотического электората патриархом Филаретом. При этом получение томоса оказалось замечательным способом завоевать голоса патриотов и снова выиграть выборы, не проводя реальных реформ и не неся убытков от нежелательного демонтажа коррупционной системы. Ведь как можно говорить о минимальной пенсии или маленькую зарплату, когда решается эпохальное государственная дело тысячелетнего значения — автокефалия для национальной Церкви?

Нельзя конечно отрицать положительного значения автокефалии для национальной церкви, как и нельзя не замечать нескрываемого электорального выигрыша от томоса политика, которого никто раньше не мог заподозрить в симпатиях к украинскому православию, если не сказать наоборот. Однако церковная автокефалия стала главным аргументом в пользу Порошенко, а томосом президентские сторонники пытаются прикрыть тотальную коррупцию, несправедливость в судах и олигархические схемы грабежа страны, в которых прямо причастна команда президента.

Если в 2014-м Порошенко использовал для победы социально-экономические лозунги, то 2019 планирует использовать патриотически настроенных избирателей-националистов. Именно этих избирателей в штабе Порошенко в этот раз решили считать наиболее доверчивыми: им достаточно сказать «прочь от Москвы» и показать томос, и они занесут Порошенко снова в президентское кресло. При этом можно даже не обещать повышение зарплат и уровня жизни. Народ должен поверить в новоявленного «президента-националиста» с томосом.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*