Единственный, любимый, козел. Как женщины пишут о мужчинах в современной украинской литературе

Мужчина и женщина Мужчина и женщина

Существует мнение, что современных украинских женщин испортили феминистки. Это они приучили их думать, будто все мужчины — козлы, более того — писать об этом в художественной литературе! Действительно, от текстов, выданных отечественными авторами за последние несколько лет, может сложиться впечатление, что мужчина для них — не самое совершенное существо. Вместе с тем без Него, единственного, любимого, женская жизнь теряет смысл!

Добродетель, трусы и кольцо, или все стереотипы в кучу

Особенно отчетливо такой подход заметен в массовом сегменте литературы: здесь героини практически не выходят за пределы патриархальных представлений о настоящем женском счастье, получение которого непосредственно связано с образом «того самого», идеального по всем пунктам (красивого, умного, богатого, нежного и далее по списку).

Его надо искать, на Него надо ждать, Ему надо беречь себя — гласит золота писательница Украины и обладательница мыслей миллионов украинских читательниц Люко Дашвар. Героиня ее свежего романа «Инициация» нотариус (цитирую по тексту) Тася еще со школы любит Павла Перегуду, сохраняя девственность и вынашивая мечты о первой интимной близости:

«… Среди роскошной спальне на белых простынях Не менее пафосного кровати она прикрывает голое тело вышитыми подушками, и не абсолютно, а так, чтобы из-под подушек выглядела аппетитная целлюлитная гола ляжки. И тут заходит Он. … Он заходил, видел постели голую Тасю и … останавливался, чтобы набрать воздуха в легкие, потому что от вожделения и неземной Тасиной красоты забывал дышать. Он набирал воздуха в легкие только для того, чтобы выдохнуть его вместе с увлекательным шепотом: «Ты непостижимо прекрасна!»

Падал на колени перед кроватью, целовал Тасины ноги и плакал от осознания того, что видит воочию ту непревзойденную красоту. И это были не жалкие слезы лузера или какого погубленного неудачники. Нет! Это были слезы сильного мужественного человека, его на понт не возьмешь, с ног не собьешь … ». Можно было бы предположить, что Люко Дашвар стебется, но не думаю, что миллионы читательниц любят ее именно за это.

Итак, настоящий Он должен быть сильным и мужественным, хотя преимущественно является козлом: «Если бы человечество додумалось завести на каждого мужчину персональную карточку фиксации его половых отношений, то в карточке Перегуды значилось бы: приоритет — животная потребность овладеть женщиной, чтобы избавиться накопленного запаса сперматозоидов. И точка ». Только любовь, говорит автор, может сделать чудо. Или чувство вины, ведь главный персонаж меняется под впечатлением от «подвига» нотариусихи:

«… потому что для женщины за сорок добродетель — это уже не добродетель, а знак беды, а я не хочу, чтобы ты нуждалась». Долгие ухаживания итоге завершаются бурным сексом, но только после того, как Перегуда сгонял в ближайший магазин … по чистым трусами и обручальным кольцом. Нет-нет, без обручального кольца нельзя!

Козлы и лузеры vs хорошие ребята: вторые проигрывают

Итак, и в реальной действительности, и в литературе высокие ожидания часто не оправдываются. «Тот самый единственный» обычно оказывается соблазнителем и предателем, а еще (опционально) пьяницей, лентяем, насильником или давно и прочно женат без желания наконец «что-то решить».

С одной стороны, курсором писательниц руководит сама правда жизни, где случаи агрессии или нетолерантного поведения со стороны мужчин является распространенным явлением; с другой — в литературных произведениях ситуация заходит в тупик: фигура любимого козла служит лишь декорацией для страданий безупречной героини, руководствуется правилом «хоть плохой, чтобы мой» и терпит все, что выпадает ей на долю.

Как следствие, мужские образы в написанных женщинами текстах являются типичными и не имеют ярких индивидуальных черт. Все идет по наработанной схеме: вот в романе Дары Корней «Созвездие Девы» Наденька любит Тараса, который клянется, что любит женщину больше жизни и смерти, но вскоре изменяет ей с ловкой мажорка; пройдет какое-то десятилетие, и дочь супругов Василиса влюбится в Кирилла, потому что он «тот самый», но там тоже все будет не так просто … Думаю, что в продолжении романа у Василисы родится дочь, которая однажды встретит его, того самого …

Апофеозом мужского козлизму можно считать роман Дарьи Гнатко «Мазуревичи», в котором главный персонаж, проходя через все Лиховия первой половины ХХ века, только и делает, что насилует, ворует, убивает, подставляет, терроризирует семью, однако при этом он по крайней мере запомнить » незапоминающаяся!

Положительные же персонажи — любящие и добрые мужчины, у которых отдыхают сердцем измученные жертвы-женщины, не имеют более или менее внятных художественных физиономий и обычно погибают, потому что слишком порядочные, чтобы вовремя распознать подлый подвох конкурента.

То же касается жанра художественной биографии, которые все чаще появляются в свет: роман «Забвение» Тани Малярчук о Вячеслава Липинского, «Аккуратные прописи эрцгерцога Вильгельма» Натальи Сняданко о Василии Вышиваного или Ирен Роздобудько «Прилетела ласточка» о Николае Леонтовича. Всех этих персонажей объединяет то, что они потерпели поражение в своей общественной и политической деятельности, но вошли в перечень знаковых личностей суток.

В каждом из названных романов есть и современная сюжетная линия, однако лишены ярких индивидуальных черт нынешние мужчины безнадежно проигрывают харизматичным выдающимся лузерам и не запоминаются на их фоне, если не является козлами!

Горе от ума

Можно возразить, мол, чего я хочу от масслита: для него вполне естественны гипертрофированные страсти и схематические характеры … На самом деле проза, которую можно отнести к интеллектуальному сегмента, не слишком отличается общим настроением. Ярким примером стало «Любовное жизни» Оксаны Луцишиной — роман, написанный автором, которая принципиально подчеркивает своих феминистских взглядах и рекомендует «ключ» к прочтению текста через толкование символики карт Таро.

Писательница рассказывает о встрече Йорий и Себастьяна: молодая украинка-эмигрантка в Америке знакомится с фантастическим человеком и почти сразу попадает в его кровати. Еще бы, ведь это точно Он: «Целая глава его сияла … Можно было подумать, что это дрожащим контуром светится нимб его волос … Он же был очень хорош. Хорошие были даже его ступни, перевитые потертыми ремешками кожаных сандалий »и другие. Причудливая девушка наделяет человека сверхъестественным знанием — ну а дальше уже неизбежно любви и разочарования, когда оказывается, что объект его чувств позволяет себе … спать с другими женщинами!

Это досадное открытие вызывает психическое расстройство Йорий, до соматических заболеваний и мистических ночных кошмаров, «вылечиться» от которых она пытается с помощью … секса со случайно встреченным водителем эвакуатора. Руководство конце книги подсказывает нам, что таким образом Йора ( «дурак») спасается от Себастьяна ( «дьявола») и его пагубного любовного воздействия, но все-таки все это больше напоминает именно случайный секс, в котором использован оказывается как раз человек (до Кстати, Себастьян самом деле и забросить ничего, он-то, в отличие от украинских козлов, в любви к могила не клялся!).

Случаются исключения? Да. К примеру, в новеллах, составляющих книгу Екатерины Калитко «Земля потерянных или маленькие страшные сказки». В вымышленной автором мифопоэтической реальности девушка, которую приемные родители воспитывали как мальчика, «сдает» враждебном полководцу целый город, стало для нее тюрьмой чужой идентичности; человек просит замуровать его в стену крепости, чтобы «удержать» ее во время боя; безнадежно влюблен в собрата солдат совершает необдуманное убийство.

Эти образы не являются одномерными, их оценишь как сугубо положительные или отрицательные. Калитко предлагает читателю делать собственные выводы относительно тех гендерных или социальных проблем, стоящих в связи с линиями персонажей. В рассказах на относительно современные темы мы увидим и образ садиста-партноменклатурщика, который калечит жизни своей любовницы, и юноши, которого фатально подставляет обожаемая им девушка, и везде стилистическая качество текстов дает основания говорить о переходе на более качественный уровень проработки образов.

Иногда автора интеллектуального сегмента перебарщивают. Это касается, скажем, жутких новелл Христе Венгринюк из сборника «Рождаться и умирать обутыми», где мужчины окутаны флером загадочности и стремятся найти истину, но на деле им не позавидуешь: «Марьян заметил, как из его полуподнятого члена начала струмить сперма на окно, в котором он впервые увидел осень и свои руки. Сперма не заканчивалась так долго, что он почувствовал, как какая-то страшная невидимая рука извлекает из его зада все кишки, накручивая их беспощадно на пальце».

После смерти Марьяна «его хотели похоронить в двух гробах, вложив один гроб в другую, потому что под его кожей нашли еще одну кожу. Еще одни глаза. Еще одно сердце. Единственное лоно. … Зато все это отнесли к реке, положили на старое гнилое полено и привели петухов, которые сначала, как сумасшедшие, поклевали глаза и десны, а затем медленно, уже сыты и уставшие, доедали трухлявые рубцы с ребрами, наклоняя головы и перебирая лапами … » . Вообще мужчины в украинской женской прозе часто умирают.

Что дальше?

Как видим, украинские автора вплотную подошли к необходимости создать актуальный и яркий образ современного мужчины-никак козла и этим подтвердить возможность позитивного сценария в жизни и литературе.

До этого они двигаются медленно и разными путями, затрагивая острые социальные проблемы: скажем, более сдержанная Ольга Деркачева в «Доме Весы» говорит о домашнем насилии или посттравматический синдром участника АТО, а верная последовательница мадам Люко Светлана Талан буквально рвет сердце на мелкие кусочки мелодраматическими историями о простых украинских ребят, которые время пристают и к армии Новороссии (как в романе «Ракурс»).

Одной из наиболее адекватных попыток говорить о современной жизни и роль мужчин в нем мне кажется роман ГАСК Шиян «За спиной», только весной выйдет. Ближний по мощности к «Полевых исследований украинского секса» Оксаны Забужко, этот текст констатирует и жизненную поражение представителей старшего поколения, и неуверенность младшего в ситуации войны, продолжается на Востоке.

Отец главной героини, сейчас довольно успешной молодой женщины, был ее единственным утешением в тяжелых 90-х, когда мама отправилась на заработки в Италию, но постепенно сошел из всех дистанций, не способен реализоваться в новых условиях ( «Еще совсем молодой человек, он, как старик, пересказывал одно и то же, пытаясь подчеркнуть трудности, которые пришлось переждать на диване»).

Зато нынешние мужчины, эффективны в различных сферах деятельности, решительно порывают с привычной — возможно, чтобы покончить с теми запущенными комплексами, которые унаследовали от родителей: «Среди первой волны добровольцев были единицы топ-менеджеров крупных компаний и меня, честно говоря, поражала пассионарность , с которой они бросились примерять на себя роль спасителя-воина, и очень было страшно представлять, какими их ждать обратно. Насколько изменятся эти успешные, уравновешенные мужчины с острым умом в погоне за нереализованной маскулинность ».

Именно так объясняет героиня Шиян выбор своего бойфренда, который идет в армию и собственного голоса которого мы почти не слышим, глядя на происходящее глазами рассказчицы. Возможно, мужчина объяснил бы свой мотив патриотическим подъемом 2014 года и желанием защитить Родину. И ему слова не дают.

Когда роман выйдет, предвижу бурное обсуждение.

С одной стороны, это не победа: мужчина в женской прозе еще не начинает говорить самостоятельно. Однако это и не измена: он уже теряет функции декорации и одновременно перестает быть только лузером и козлом. Не рискнет назвать эти тенденции феминистическими, ведь в феминизме женщина борется за равные права с мужчиной для того, чтобы иметь возможность реализоваться во всех сферах жизни, а в современной украинской литературе она едва начинает представлять себя существом, способным дышать без Него. Впрочем, это уже тема для другого разговора — о женских образах в женской литературе.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*