Новости как оружие. Почему российская дезинформация попадает в британские СМИ

Британская пресса Британская пресса

Публикуем наиболее интересные фрагменты исследования «Новости в качестве оружия», проведенного Центром исследований медиа, коммуникаций и власти лондонского Kings College. В исследовании говорится о распространении российских месседжей в прессе Великобритании. С помощью специального инструмента Sten проверяли, как российские месседжи попадают в британскую прессу. Мы помогали адаптировать Sten к русскому языку и проверять, которые русские темы распространяются в украинских СМИ. В общем проанализированы 151809 статей, опубликованных онлайн британскими общенациональными новостными СМИ, а также 11 819 статей на англоязычных сайтах RT и «Cпутника», в пределах двух четырехнедельных выборок в период с мая-июня 2017 года и марта 2018. Украинские период исследования продолжался 1 неделю в августе 2018 года.

«Пресс-релиз» вместо журналистики

Этот проект возник как ответ на два события. Первая — это публикация интересной статьи Нила Мак-Фаркхара (Neil MacFarquhar) и Эндрю Росбека (Andrew Rossback) в «Нью-Йорк Таймс» 7 июня 2017 — которая, однако, не получила широкой огласки. Поскольку Великобритания тогда была на расстоянии одного дня от развязки незаурядной парламентской избирательной кампании, то, пожалуй, неудивительно, что статья тогда получила мало внимания.

Но история, которую рассказали журналисты, имеет глубокие последствия для западной журналистики в то время, когда рушатся бизнес-модели, уменьшаются ньюзрумы, взрывается конкуренция за аудиторию, а мотивированы политические деятели имеют средства и ресурсы, чтобы превратить журналистику в инструмент информационной войны.

Статья «Нью-Йорк Таймс» обобщила результаты расследования, которое за месяц до того провела «Лаборатория цифровой судебной экспертизы» (Digital Forensic Research Lab (DFRLab)) Атлантического Совета о том, как фейковый публикация о военной способность России распространилась в ведущие западные СМИ .

Детальное расследование показывает, как русский сатирическая статья неопределенного происхождения, опубликованная 2014 (после инцидента между американским военно-морским эсминцем и российским истребителем в Черном море) была переделана три года назад и показана на одном из ведущих российских государственных телеканалов «Вести».

Сюжет на «Вести» сохранил фейковых центральную тему начальной сатирической статьи — якобы российский пилот использовал новую технологию, с помощью которой обездвижил американский боевой корабль, заглушив его электронные системы — но добавил фальшивые цитаты высокопоставленного американского военного чиновника. Через два дня сайт телеканала «Вести» опубликовал английский перевод включенного в оригинальный телесюжет видео с субтитрами, а еще через два дня сюжет (и видео) перепубликовали веб-сайты трех британских общенациональных газет Sun, Daily Express и Daily Star, а также Fox News в США.

Все это произошло достаточно просто: российский государственный канал нашел контент, который бросается в глаза (в данном случае — абсолютно ложное утверждение о российской военной мощность), перепаковав его с помощью видео и (также фальшивых) цитат из элитных источников и опубликовал на английском языке.

Через несколько дней новостные медиа в англоязычном мире должны были дать этот материал, в общем без критической оценки, распространяя его среди англоязычных аудиторий и в социальных сетях, где его распространили десятки тысяч раз.

Нельзя обвинять британские газеты или Fox News в том, что им не хватает патриотизма все они позиционируют себя как ярых защитников национальных интересов. Однако — сами того не осознавая — они подхватили и распространили фальшивую информацию о российской военной технологии и — в более широком смысле — о слабости обороны Запада.

Элементы этой истории дают подсказки, почему так произошло: футуристическая оружие, угроза для Запада, (сфабриковано) цитата из высокопоставленного источника, видео-контент с компьютерной графикой, изображала «оружие» в действии. Все это вполне привлекательно, особенно учитывая ценности цифровой эпохи, и материал кажется слишком хорошим, чтобы его могли пропустить журналисты, на которых давит необходимость заполнить отведенные «квоты». Чтобы выявить все фальшивки в этом сюжете, понадобилось целое расследование, которое провела DFRLab. Журналисты редко имеют такое время.

Это — не новый феномен. Вторым событием, которое повлияло на создание этого отчета, стало открытие объемов «churnalism-в» / «Пресс-релизы» в британских СМИ десять лет назад. В 2008 году исследователи Кардиффского университета обнаружили, что половина всех статей в выбранных британских газетах содержали материалы с пиар пресс-релизов. 19% статей полностью или в значительной степени состояли из материалов, предоставленных отделами по связям с общественностью.

Такая практика стала известна как «churnalism» — переупаковка корпоративного или пиарного контента под видом новостей — и побудила к появлению ряда дальнейших исследований, в частности, создание инструмента Churnalism.com (который уже не используется) британским аналитическим центром Media Standards Trust. Этот инструмент позволял общественности сопоставлять опубликованы онлайн материалы с постоянно обновляемой базой данных пресс-релизов — чтобы выявить возможное дублирование контента.

Кардиффский исследование было проведено в то время, когда новостные организации боролись в условиях роста финансового давления, вызванного влиянием развития Интернета на столетнюю бизнес-модель журналистики. Тогда как доходы от рекламы перемещались онлайн и как сегментироваться аудитории, их внимание сосредоточено на почти безграничном многообразии альтернативных сайтов и активностей, большинство новостных организаций уменьшали свои расходы путем сокращения редакционного персонала и пытались максимизировать онлайн-доходы путем увеличения количества публикаций.

Арифметика проста: меньше журналистов выпускают больше материалов в условиях постоянных дедлайнов. Тогда к загнанных журналистов, жаждущих контента, который бы привлекал взгляд, пришли пиарщики. Четкое понимание уязвимости необеспеченных ресурсами журналистов перед доступным материалом, стоящим того, чтобы стать новостью (а многие уволенных с работы журналистов перешли прямо в пиар) привело к тому, что пиарщики начали бомбить журналистам пресс-релизами, часто сконструированными в виде новостного контента и готовыми к вставок в статье.

Как показывает кардиффский исследования, метод сработал: новости в солидных общенациональных СМИ часто были «посеяны» организациями, имели свой интерес в воздействии на публику. По мере того, как этот подход становился все более привычным, журналисты часто оказывались несостоятельными увидеть откровенную ложь в фейковых пресс-релизах. С 2008 года финансовое давление на журналистику только вырос, и с ним выросла уязвимость новостных СМИ к прицельной информации.

Существуют определенные очевидные параллели между российской историей о супероружие и построенном на пиаре «пресс-релизами».

В обоих случаях хорошо обеспечен ресурсами и мотивирован актер — российский государственный новостной канал или корпоративные пиар-команды — создал контент, который отвечал определенным ценностям новостей, и предоставил его журналистам на целевом рынке. Хотя механизм передачи был разным ( «пресс-релизм» традиционно возлагается на прямые электронные письма журналистам, а материал «Вестей» был переведен на английский язык и размещен онлайн), аудитории не знают о происхождении такого контента.

В последние годы российское государство значительно увеличила производство новостей, предназначенных для потребления за пределами России. Канал Russia Today начал работать в 2005 году, поставляя связан с Россией новостной контент на английском языке. В 2007 и 2009 годах, соответственно, появились арабский и испанский редакции.

Позже канал изменил бренд на RT, который позиционировался как источник «альтернативных» новостей для иностранных аудиторий и имел широкий международный порядок дня. В 2010 году возник канал RT America, в 2013 году появилась основана в Германии ассоциированная видео-платформа Ruptly.tv, а в 2014 в эфир вышли RT UK и RT Deutsch. Франкоязычный канал запустился в декабре 2017 года.

«Спутник» стартовал в 2014 году как мультимедийная новостная платформа на основе российской правительственной радио-службы Voice of Russia. Владельцем «Спутник» стала «Россия сегодня» — компания, созданная президентским указом в 2013 году с задачей «освещать за рубежом государственную политику и общественную жизнь Российской Федерации».

Производство российских новостей росло одновременно с развалом отношений с Западом через аннексии Россией Крыма в феврале 2014 и вооруженным конфликтом на востоке Украины. Ребрендинг RT как «альтернативного» источника новостей для иностранных аудиторий точнее было бы описать как «вражеского» — его комментаторы и гости критиковали европейские и североамериканские правительства, а сами RT и «Спутник» часто транслировали теории заговора якобы о преступных действиях западных правительств и организаций, которые невозможно было проверить.

Британский медиа-регулятор Ofcom издал ряд предписаний по освещению RT конфликтов в Украине и Сирии с 2014 года; в мая 2018 года регулятор вел 11 расследований о нарушении беспристрастности в новостях и программах RT. В ноябре 2017 американское правительство заставил канал RT зарегистрироваться как иностранный агент.

Поэтому в течение последних пяти лет российские власти создала и усилила свою способность постоянно использовать многоязычный новостной контент как «информационно-психологическое оружие» против населения целевых стран. У нее также есть для этого мотив: менять или искажать информацию об отдельных вопросах, события или сюжеты в пользу российских интересов.

Механизм действия «Пресс-релизы» дает полезную концептуальную модель для исследования, как мотивированы и хорошо обеспечены актеры могут использовать новостной контент с целью достижения и воздействия на аудитории и новостные медиа в целевых странах и как государства и контролируемые новостные медиа могут вести «информационно-психологическую войну «. Он построен на понимании, как все работает, и на эксплуатации уязвимостей.

«Пресс-релиз» лучше работает, когда практики знают, как и когда запаковать информацию, которую подхватят зажаты во временные рамки и бедные ресурсами журналисты. Он действует стратегически, опираясь на предсказуемость и знания типа, стиля и формата информации, которая привлечет внимание журналистов, ищущих горячий контент.

Чтобы донести (дез) информации к своей цели, он использует доверие аудитории к СМИ. Так же, как аудитории склонны менее доверять пиар-информации прямо из пресс-релиза, так и, например, они менее склонны верить заявлениям о российской военной мощи из российских СМИ. Направление информации через новостные каналы в целевых странах использует их авторитет и доверие их аудиторий.

RT и «Спутник» работают одновременно как источник и как исходный материал. Когда журналисты цифровых СМИ ищут контент, который бы подтвердил имеющийся материал или источник нового новостного сюжета, они одновременно стремятся заполучить контент и готовы принять «подан» контент, который соответствует ценностям новостей тех СМИ, в которых они работают.

Как показывают исследования, проведенные DFRLab и New York Times, западные новостные медиа могут не устоять перед опубликованным на английском языке сюжетами, бросаются в глаза, даже если те сюжеты содержат утверждения, которые невозможно проверить, или откровенную ложь, которая служит российским интересам.

Итак, хорошо обеспечены ресурсами и связанные с государством СМИ вроде RT и «Спутник» имеют возможность и мотив формировать новостные повестки дня и паковать контент так, чтобы он бросался в глаза и завоевывал репутацию надежных источников специфического контента (например, военной информации или цитат из российских официальных и неофициальных источников). Этот механизм особенно эффективен, когда речь идет о новостях в сфере национальной безопасности, где журналистика выполняет жизненно необходимую публичную роль обеспечения осведомленности граждан.

Основные приемы

Зафлуджение пространства: RT, «Cпутник» и создание информационного фона российскими СМИ в деле скрипачей. Этот анализ показывает, как российские новостные каналы ввели более 130 конкурирующих и часто противоречивых нарративов к широкомасштабному освещение дела об отравлении в Солсбери в марте 2018 года. Исследование показывает, как связаны с государством новостные СМИ работают в ситуации «урегулирования кризиса», мобилизуя «параллельных комментаторов», чтобы транслировать десятки нарративов, которые объясняют события и мотивацию западных субъектов, а также усиливают провокационные заявления высших российских чиновников.

«Орел — я выиграю, решка — ты проигрываешь»: демонстрация российской силы. Этот анализ показывает, как российские новостные источники изображают для англоязычных аудиторий российскую военную мощь и слабость западных военных, как RT и «Спутник» генерируют большой объем материалов, критикующих НАТО и пространно восхваляют могущество прототипов русского оружия. Западные информационные медиа чувствительны к подробностям российской военной силы, бросаются в глаза — и подтверждением этого является прямое и косвенное тиражирование такой информации о российское оружие новостными СМИ Великобритании.

Раскол и импотенция Как RT и «Cпутник» изображают Запад и конструируют новостные повестки дня. Последний из этих трех отчетов показывает, как российские англоязычные новостные медиа публикуют постоянный поток статей о внутренней политике и события в США и Европе, подчеркивая политической дисфункции, институциональных провалах, расколе в обществе и негативных последствиях иммиграции.

В этом отчете также показано, что RT и «Cпутник» выступают агрегаторами негативных новостей, которые собирают, перепаковывают и транслируют сюжеты из местных новостных медиа со всей Европы, а затем публикуют их для англоязычных аудиторий. Анализ контента с помощью специального программного обеспечения показывает, насколько часто британские новостные медиа (прежде всего — новостные сайты таблоидов) собирают и перепечатывают контент RT и «Cпутника», а также — как российские СМИ, в свою очередь, тиражируют контент британских новостных СМИ.

RT, «Спутник» и российская интерпретация отравления Скрипалей

RT и «Cпутник» широко освещали отравления скрипачей. В течение четырех недель после того, как информация об отравлении стала известной на обоих сайтах появилось 735 статей об этом деле. Всего за этот период RT и «Cпутник» опубликовали 138 отдельных — и зачастую противоречивых — нарративов, которые разъясняли инцидент и его последствия — от интерпретаций мотивов Запада для объяснения происхождения ядовитого вещества нервно-паралитического действия и полномасштабных теорий заговора.

Нарративы часто появлялись после публичных выступлений представителей западных правительств. Только Тереза ​​Мэй, выступая в британском парламенте 12 марта, обвинила Россию и назвала нервно-паралитическое вещество «Новичок», на RT и «Cпутник» появился шквал сюжетов, которые отрицали происхождения и само существование «новичкам» и позиционировали инцидент как таковой, связанный с геополитикой и внутриполитичными проблемами Запада.

Чаще всего тиражируемых нарративы на поддержку российской позиции, которые утверждали, что Запад отвергает готовность России к сотрудничеству по этому вопросу, что нет доказательств вины России и реакция Запада обусловлена ​​»русофобией» и истерией. Многочисленные цитируемые обвинения в адрес России, выдвинутые Терезой Мэй, часто сразу отрицались в редакционных заявлениях каналов RT и «Cпутника».

Одну или несколько версий отравления Скрипач и его последствий подавали 215 отдельных источников. Многие из них — это негосударственные российские СМИ, «экспертные» нерусские медиа, обозреватели, радикальные и правые политики, сформировали «параллельный коментариат», снабжавший пророссийские и антизападные интерпретации событий.

Российские правительственные источники на высшем уровне — как представители правительства, так и организации — постоянно присутствовали в эфирах RT и «Cпутника», предоставляя целый ряд нарративов — от примирительной к теориям заговора. Высокий статус этих источников и использования ими нападающих и воинственных высказываний в адрес западных чиновников привели к значительному распространению их комментариев в ведущих британских СМИ. Это был самый успешный средство внедрения пророссийских нарративов в западный новостной контент.

Демонстрация российской силы

RT и «Cпутник» много и преимущественно негативно говорили о НАТО. В течение восьми недель, попавших в выборку 2017 и 2018, о НАТО говорилось в 617 статьях, составляет примерно 5% общего объема контента этих русских сайтов. 80% этих публикаций содержали критику Альянса.

RT и «Cпутник» изображали НАТО как агрессивный, угрожающий, но одновременно слаб и недееспособен блок: в 280 статьях содержалась критика НАТО как экспансионистской и агрессивной организации, такой, что лишена законных полномочий или нелегитимной, такой, что не заслуживает доверия ее членов и оппонентов, или же речь шла о неудачах, ошибках или некомпетентность персонала НАТО.

181 статья была посвящена различиям и конфликтам внутри НАТО, а также международном трению между государствами-членами. 80 статей содержали утверждения или подтекст, согласно которым членство в НАТО оказывает негативное влияние на ее членов (особенно новых или меньших по размеру), а в 168 статьях обосновывалось наращивания вооружений Россией или оправдывалась наступательная политика должное и необходимое ответ на действия НАТО.

RT и «Cпутник» широко освещают российские военные вопросы, многие статьи фактически могут служить «справочниками» по спецификаций и функциональных возможностей российского оружия, в них включены видео и цитаты с высказываниями российских правительственных и военных чиновников, а также военных аналитиков.

Некоторые британские СМИ в значительной степени полагаются на такой контент, публикуя статьи о российских вооружения. Было выявлено 83 статьи, содержащие 120 различных упоминаний о российских прототипы или современное оружие. Почти девять десятых этих упоминаний содержались в четырех изданиях: Express, Daily Mail, Sun и Daily Star.

Эти четыре британские издания часто использовали информацию из российских источников о спецификации и функциональные возможности русского оружия. В них подчеркивалась разрушительная способность и эффективность многих видов российских вооружений. Многие из этих утверждений опирались на российские источники и содержали видео с высказываниями представителей российского правительства, иногда взяты из RT и «Cпутника».

Анализ совпадений в текстах обнаружил небольшое количество примеров «Пресс-релизы» (то есть почти полного перепечатка пресс-релизов) в статьях о российских вооружения в британских СМИ. Было найдено десять статей, содержащих значительные фрагменты текста, взяты из материалов RT и «Cпутника». В шести из этих статей была ссылка на российский источник новостей. В остальных статей не было данных, которые могли бы проинформировать аудиторию о источник происхождения контента. Одна статья в Express почти полностью дублировала статью с RT, опубликованную за день до того, помимо нескольких идентифицирующих фраз.

Политическая импотенция Как RT и «Cпутник» изображают Запад

Политическая импотенция — это основной всеобьемлемый нарратив в освещении политики и общества в западных странах. С 2641 статей о внутренних вопросах в Великобритании, США, Франции, Германии, Швеции, Италии и в Восточной Европе — в Украине, 2157 публикаций (81,7%) содержали одну или более упоминаний о «политической импотенции».

В освещении вопросов внутренней политики Великобритании 90% из 956 статей RT и «Cпутника» поднимали тему политической дисфункции один или несколько раз. Наиболее распространенными эпизодами, связанными с внутренней политикой Великобритании (кроме связанных с террористическими атаками, которые произошли в тот период, за который сформирована выборка 2017 года), были такие: «неудачи правительства» (166 статей) «Неудачи политических партий» (157 статей) и «общественный конфликт» (в частности, иммиграция и религиозная напряженность), который освещался в 141 статье.

Освещая события в США, RT и «Cпутник» сосредоточивали наибольшее внимание на «насилии / преступности» (243 статьи), «институциональном конфликте» (224 статьи) и на «неудачах правительства» (195 статей).

Освещая события за пределами англоязычных стран, RT и «Cпутник» публиковали материалы на английском языке, где подчеркивается общественный конфликт, в частности, иммиграция и преступность в Германии, иммиграционная и культурная напряжение в Швеции, политические неудачи правительств, институтов и партий в Италии и Франции, а также недемократические практики и неудачи правительства в Украине.

Новостные повестки дня RT и «Cпутника» оказывали вопросом иммиграции и ислама больше внимания, чем британские новостные СМИ. Они также были значительно больше склонны освещать терроризм (13,8% от общего объема информационных материалов, по сравнению с 7,1% от общего объема новостей, опубликованных в британских СМИ за тот же период).

Около 13% статей об иммиграции, опубликованных RT и «Cпутником», опирались на материалы ведущих международных агентств новостей, тогда как использование обеими каналами местных немецких и шведских новостных СМИ как источников статей об иммиграции в этих странах свидетельствует о том, что RT и «Cпутник «полагаются на другие новостные СМИ в создании собственных нарративов об аспектах политической дисфункции в западных демократиях.

Используя программное обеспечение для сопоставления текстов с целью сравнения наборов данных, которые лежали в основе создания российских и британских публикаций, удалось обнаружить 21 статью в британских национальных СМИ, большая часть контента которых была скопирована из публикаций на канале RT (11 статей) или «Спутник» (5 статей). Все эти статьи (21 статья) были опубликованы на веб-сайтах британских таблоидов.

Несмотря на то, что некоторые из тиражируемых публикаций касались различных странностей или сенсаций, например наблюдения НЛО и апокалиптических пророчеств, больше половины статей были посвящены политическим или военным вопросам, в частности, дружественным к России нарратив о российской армии и Европейский Союз.

При сопоставлении текстов было также выявлено 32 статьи, сначала появились в британских СМИ, а впоследствии были опубликованы на RT и «Cпутнику». 22 из этих статей касались политических вопросов в Великобритании и ЕС, при этом многие из них были посвящены темам, которые поддерживают нарратив о политической дисфункцию на Западе, культивируемый изданиями RT и «Cпутник», в частности, статьи об иммиграции, сексуальное насилие над детьми и терроризм . Издание The Guardian (10 статей) — это источник, публикации из которого чаще всего распространялись российскими СМИ.

Анализ русскоязычных новостей с помощью инструмента сопоставления текста Steno:
Парад в День независимости Украины

После фильтрования собранных публикаций и отбора только тех, которые касаются этого события, было определено 74 статьи из российских новостных сайтов (RT, РИА и ТАСС) и 288 статей из заранее выбранных украинских медиа. Было проведено сравнение этих двух наборов данных с использованием стандартных параметров сопоставления (n-gram размер 3, фактор совпадения 40%). Тест не выявил случаев дублирования контента с RT, РИА или ТАСС Украинский сайтами, зато обнаружил много случаев использования российскими сайтами украинского контента, который касался освещения парада на День Независимости.

Освещая парад, исследованы российские сайты фокусировались на ошибках и негативных событиях. Например, раздувался случай, когда танк въехал в здание бизнес-центра после репетиции парада, вырывалась из контекста и распространялась цитата радикального политика, преуменьшала военную мощь Украины, внимание фокусировалось на солдате, который потерял сознание во время выступления Президента Украины Петра Порошенко.

Некоторые дублирования были обнаружены через цитирование подобных источников, и было зафиксировано, что российские СМИ имеют тенденцию ссылаться на пророссийские украинские медиа, которые уже перевели негативный контент освещения события на русском языке.

Автокефалия Украинской православной церкви

Имеющаяся база публикаций, собранных из около 200 российских и украинских новостных медиа, была проанализирована на помощью Steno, чтобы отфильтровать публикации, посвященные признанию независимости Украинской православной церкви Константинопольским Патриархатом — процесса, которому сопротивлялась Русская православная церковь. Анализ показал один случай, когда украинский ресурс (Strana.ua) прямо цитировал русский агентство ТАСС, приводя позицию официальных представителей РПЦ, которые сравнивали предоставлении независимости Украинской православной церкви с расколом ХИ века между Восточной и Западной церквями.

Другие случаи совпадения текстов были связаны с длинными цитатами из одного и того же источника. Откровенная пропаганда с позамейнстримних и альтернативных российских новостных источников была зафиксирована в российских связанных с государством СМИ, но не в украинских новостных медиа. Освещая предоставлении независимости Украинской православной церкви и проведения парада на День Независимости Украины, российские медиа часто «перепаковывали» публикации из украинских сайтов, манипулировали через выборочное использование контента или добавления эмоциональных или предвзятых комментариев.

Вывод: использование инструмента Steno для межнационального и многоязычного анализа
Это исследование было во многом успешным и доказало, что Steno может быть полезным инструментом контент-анализа в других языковых и политических кругах, даже в таких сложных, как Россия и Украина. Однако было также определено определенные усовершенствования, которые могли бы сделать этот инструмент еще более эффективным.

Анализ, совершил аналитический центр «Тексты», несмотря на ограниченное количество материалов в выборке, установил, что инструмент работал так, как и ожидалось, и каждая из его основных аналитических функций должным работала с русскоязычными новостями.

Инструмент позволял осуществлять поиск, пометка и фильтрации публикаций, составленных кириллицей, а также использовать функцию сопоставления текста с целью определения направления дублирования контента. Возможно, наиболее интересным и важным открытием был размах, с которым российские государственные новостные медиа использовали украинские источники для построения нарративов для местной аудитории.

Этот вывод соответствует результатам, полученным в ходе этого исследования в других странах. Неожиданным позитивным результатом исследования была совместимость собственных баз данных публикаций, с функциями поиска и сопоставления инструмента Steno, что свидетельствует о возможности его использования для анализа ранее созданных SQL-баз данных новостного контента. В целом, результаты исследования обнадеживают и предполагают, что цель разработки Steno для международного анализа новостей и дублирования контента в национальных медиа-системах является реальной.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*