Так кто же «меньшее зло»?

Вопрос Вопрос

Через 5 лет после Революции достоинства, украинцы на выборах вынуждены выбирать «меньшее зло».

Коррупция и патриотизм

Выбор среди кандидатов во втором туре президентских выборов стал одним из самых сложных в политической истории Украины, поскольку ни один из кандидатов не оправдывает народных чаяний и не является тем идеалом политика, способного на ожидаемые реформы. С одной стороны, украинцы устали от коррумпированного правления действующего президента, который не оправдал идеалов Майдана, а коррупция за этот период не уменьшилась, а даже увеличилась. Пресловутые схемы грабежа населения, такие как «Роттердам +», панамские офшоры или мальдивские круизы, и особенно скандал, связанный с хищением армии «Свинарчукгейт», вообще вызывают возмущение.

Большинство украинцев за последние 5 лет не стали жить лучше, но многие живут хуже и беднее. Многие украинский в селах перешли на отопление дровами — ведь все ничтожнее субсидии не хватает на обогрев жилья, а цены на газ растут чуть ли не ежеквартально. Поэтому результат Порошенко в первом туре — 16%, стал народной оценкой его работы, правление и менеджерских способностей. Если в 2014-м Украина отдала Порошенко 54,7% голосов, то в первом туре он не дотягивает до 20%. И это несмотря на развитие армии и томос.

Но даже армия, которая стала одним из лозунгов на президентских билборах, и которая достаточно неплохо финансировалась по сравнению с другими сферами, не дала Порошенко ожидаемой электоральной поддержки. Около 60% военных в зоне ООС проголосовали против Порошенко. Фактически это стало оценкой работы Порошенко же военными, изнутри, а не из лозунгов видят состояние реформирования армии. Порошенко утверждал, что развивал армию, но выяснилось, что избиратели в армии знают другую сторону медали. Избирателям понятно, что победа Порошенко во втором туре не сулит ничего лучшего, кроме продолжения существующей политики и новые коррупционные скандалы.

Однако трагизм ситуации заключается в том, что многие украинский рассматривают избирательную поражение Петра Порошенко как поражение украинского государства и победой пророссийского кандидата, которым считают Зеленского. Поэтому значительная часть патриотического электората интенсивно мобилизует все силы на недопущение актера комика в президентское кресло и вновь отдает голоса Порошенко. Фактически для Порошенко ситуация складывается даже успешно: после 5 лет обогащения и развития коррумпированной системы, патриотический электорат на выборах закрывает на это глаза и снова решительно голосует за действующего президента, чтобы сохранить государство, которому грозит еще хуже «пророссийский Зеленский».

Главным аргументом этого сегмента избирателей является то, что Порошенко действительно виноват в многочисленных злоупотреблениях, но этот политик «правильную» гуманитарную составляющую. Для таких избирателей что Порошенко, что Коломойский одинаковы коррупционерами, но Порошенко крайней мере не имеет симпатий к компромиссам с русскоязычным и пророссийским электоратом, к чему выглядит более склонным Зеленский и Коломойский. Поддержка Порошенко украинского языка, автокефалии православной церкви, декоммунизации, принципиальная позиция по посягательств Венгрии в Закарпатье — все это для патриотически-государственного электората весит больше, чем коррупция в судах и личное обогащение президента. Переизбрания Порошенко будет означать продолжение существующей политики в отношении РФ и отказ от уступок донбасским сепаратистам и Кремлю. Эта часть избирателей готова терпеть экономические трудности и поднятия цен, консервацию борьбы с коррупцией, в обмен на сохранение существующего курса гуманитарной и внешней политики, изменение которого будет считаться ими поражением украинской государственности.

Комическая политтехнология

Результат Порошенко на уровне 16% показывает, что украинские избиратели настолько разочаровались, что готовы проголосовать за любого, лишь бы не за Порошенко. Среди избирателей Зеленского действительно немало безответственной молодежи, которая голосовала «по-приколу», но часть избирателей решилась на отчаянный эксперимент: отдадим страну в руки кому-, даже актеру из сериала — ведь это, наверное, не будет хуже, чем правления коррумпированных политиков . При том, что рядовой избиратель ничего не знает о реальном Зеленского: ни его политических взглядов, ни его программы, которую для него написали сами избиратели. Зеленский осмотрительно не дает интервью — ведь после недавней провальной разговора с журналистами общественность раскритиковала его низкий уровень политических знаний и неспособность грамотно выражать мысли.

История политического пути Зеленского будет записана в учебники по политтехнологий и, наверное, будет повторно использованной в африканских и латиноамериканских странах третьего мира. Потому что в других такая технология не сработает. Политический феномен Зеленского — это абсолютно новая страница в избирательных технологиях: снимаем сериал о честного, простого учителя из народа, который становится президентом, борется с олигархами, а потом актер из этого сериала баллотируется в президенты, убеждая избирателей, что он будет таким же, как главный герой с телеэкрана. Успешность реализации этой технологии в Украине на уровне 30% населения уже вызвала удивление ведущих западных изданий. Мировая пресса, словно веселый факт сообщает, что в Украине комедийный актер, без политического опыта, который сыграл роль президента в фильме, выиграл первый тур президентских выборов в реальной жизни.

В то же время, с Зеленским устойчиво ассоциируется образ пророссийского кандидата, который сформировался не столько информационными атаками конкурентов, прежде всего команды президента, сколько его собственными, опрометчиво высказанными пророссийскими фразами ..

Поэтому неудивительно, что сторонники Порошенко готовы простить ему коррупцию и отсутствие реформ, поскольку президентство Зеленского воспринимается как готовность к компромиссам перед Кремлем. Конечно, это не означает, что президент Зеленский после победы присоединит Украину в состав РФ, но значительная часть Украинской боятся, что в рамках таких компромиссов может произойти вхождения Донбасса в Украину на правах широкой автономии, с амнистией боевиков и политическим представительством региона в украинских органах власти. Избиратели боятся расширения статуса русского языка. Неизвестно, на какие компромиссы может пойти президент Зеленский учитывая его предыдущие шутки в пророссийском стиле в сериале и на сцене, которые дают представление о его политическое мировоззрение. Какой тогда могла бы быть реакция на такие компромиссы жителей западных областей или участников АТО? И не привели такие шаги к расколу страны, как, впрочем, и произошло в сериале «Слуга народа»?

Достоинством Зеленского многие избиратели видят его непричастности к старой коррумпированной политики, однако здесь следует отвергать влияния олигарха Игоря Коломойского, которого многие эксперты называют «кукловодом» актера политика. Если Зеленский действительно является «проектом» Коломойского (сам кандидат утверждает обратное), тогда есть опасность, что под вывеской «нового лица», страну грабить другой, не менее жадный олигарх. При таких условиях Зеленского-политика воспринимают как месть Коломойского Порошенко и вхождения олигарха в орбиту перворазрядных украинской политики, в которой ему будет принадлежать центральная роль.

Поэтому для украинских граждан во втором туре стоит непростой выбор: между существующим коррумпированным курсом без явных ожидаемых изменений или спонтанным социально-политическим экспериментом вручения президентской булавы шоумену за хорошую роль в сериале. 21 апреля страна узнает кого больше: готовых терпеть неэффективную власть, или готовых на рискованный эксперимент?

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*