Красота, которая объединяет берега. Едем смотреть исторические мосты

Турецкий мост в Каменец Подольском Турецкий мост в Каменец Подольском

Сегодня мы представляем обзор старинных мостов Украины. которые являются чрезвычайно интересными туристическими объектами, которые объединяют величие, инженерную мысль и красоту. Традиционно мы расскажем и о расположенных вблизи природных и исторических достопримечательностях, поэтому этот рассказ будет полезен всем, кто планирует путешествие на майские.

Самый уникальный мост

Рейтинг возглавляет Замковый мост в Каменец-Подольском. Он удивительный и единственный в своем роде. Мосты всегда соединяют противоположные берега — левый с правым, остров с другим островом или с материком, разные берега протоков и тому подобное. А вот Замковый соединяет правый берег реки Смотрич с … правым. Такого парадоксального моста нет больше нигде!

Также это древнейший в Украине действующий мост. Первое упоминание о нем датируется еще 1494 годом. Существует экзотическая гипотеза, выдвинутая Евгенией и Ольгой Пламеницкими, что его построили еще древние римляне во II-III веках н.э. Эту гипотезу очень любят журналисты, а вот профессиональные историки считают ее фантастической — никаких археологических подтверждений римского присутствия на Подолье нет.

До турецкого нашествия мост выглядел как виадук. Его полотно опиралось на соединеные стрельчатыми арками высокие каменные пилоны. Но в 1672 году, во время осады Каменца янычарами султана Мехмеда IV, он сильно пострадал от обстрела из тяжелых орудий. Османы подошли к ремонту довольно своеобразно. С обеих сторон окружили здание толстыми стенами, а промежутки между пилонами засыпали камнями и землей. Тогда город приобрел почти современный вид и получил дополнительное название — «Турецкий».

Ремонт «по-турецки» вскоре обнаружил все недостатки — под весом засыпки началось распирания боковых стен. Кроме того, мост находится ниже уровня как Старого города, так и крепости. Во время ливней его сильно заливало потоками, которые струились по дороге с обеих сторон, и вода в большом количестве попадала в межпилонное пространство. За несколько десятилетий после горе-ремонта под воздействием осадков из-под моста выпал большой фрагмент скалы. В следующем, XIX века, дважды зафиксированы масштабные обвалы боковых стен. Однажды даже обнажились арки с пилонами, о существовании которых в то время все успешно забыли.

Окончательный вид мост получил за годы Второй мировой войны, когда оккупанты за счет подсыпки поверх старого полотна подняли его высоту на добрых три метра. Еще с 1980-х годов здание официально признано аварийным. Несмотря на то, мост активно эксплуатируется, а про его реставрацию остается только мечтать.

На противоположном конце Старого города находится довольно интересный Новоплановский мост (в девичестве просто «Новый»), возведенный в течение 1864 — 1874 годов по проекту академика архитектуры Александра Песке. Он опирается на 6 пилонов и имеет высоту 38 метров. Из него открывается великолепный обзор Смотрицкого каньона. Хотя слева глазей, хоть справа — все хорошо. Здесь стоит обратить внимание на небольшой водопадик, что срывается с высоты 27 метров, и на старую синагогу с Гончарной башней у нее, висящие над пропастью не хуже раскрученного «Ласточкиного гнезда» в Крыму. Другие изюменки Каменец-Подольского даже вспоминать не будем — только их простое перечисление займет несколько страниц.

Самый долгостроящийся мост

Ниже по течению реки Смотрич, за какие 4 км от Каменца, находится еще одна интересная достопримечательность — недостроенный железнодорожный мост через Смотрицкий каньон (48.630156, 26.600690). Этот грандиозный недострой находится на территории села Зубровка, но обычно в путеводителях и в краеведческих публикациях его относят к соседним Пановцы. Никакой ошибки в этой географической путанице нет, — маленькая Зубровка, которая имеет менее полусотни жителей, относится к Панивецкий сельсовета.

История недостроя довольно интересная и драматическая. В начале ХХ века Российская империя совместно с Румынией и Австро-Венгрией начали амбициозный инфраструктурный проект по патетической названием «Славянский путь». Планировалось связать железной дорогой порты Адриатического моря с Петербургом. «Славянский путь» должен переходить в не менее внушительный «Индийский путь».

15 декабря 1910 газета «Подолия», в частности, писал: «Строительство этого пути, который, кроме того, пересечет у Староконстантинов запроектирован« Индийский путь »(о нем так много сейчас разговоров: Варшава — Дубно — Староконстантинов — Умань — Джанкой — Керчь — Батум — Тегеран), для нашего края будет иметь огромное значение. Все товары, которые раньше шли в Центральную Россию из Средиземного моря через Черное и Одессу, пойдут напрямую через Румынию и далее по России: Каменец — Проскуров — Шепетовка — Новоград-Волынский — Жлобин — Петербург »… В рамках проекта запланировали также ветку от Каменца-Подольского в Ивано-Пустое (ныне село Борщевского района Тернопольской области), которая должна соединить столицу Подолья со Львовом.

Первая мировая война не только не остановил строительство, а наоборот — форсировала. Поставка российских войск на захваченной Галиции требовало больших транспортных потоков. В частности, 15 апреля 1916 года на своем заседании Совет министров Российской империи рассмотрела вопрос о строительстве железнодорожных линий Ямполь — Збараж и Каменец-Подольский — Иван-Пустое. Не помешала строительству и Февральская революция. Временное правительство, напомним, выступал за войну до победного конца, а значительная часть Галиции еще оставалась под контролем россиян. К началу лета 1917 ветку на Иван-Пустое возвели почти полностью — по всему участку успели соорудить насыпь и поставить большую часть мостов.

В Пановцах успели выполнить самую сложную часть проекта — возвели виадук и высокие, почти в 30 метров, пилоны-опоры. Оставалось только установить стальные прогоны. Этот этап, скорее всего, завершили уже 1916 года — это свидетельствует соответствующая дата, выложенная из камней на вершине виадуку. В сентябре 1917 году строительство остановил масштабное наступление союзных императорскому кайзеровских войск, в результате которого российские войска были отброшены за Збруч. Конечно, во времена войны с армиями Красной и Белой России было не до строительства, а при Советах проект вообще признали нецелесообразным.

В Пановцах стоит осмотреть еще и замок, когда превращен Яном Потоцким в главный центр кальвинизма на территории Речи Посполитой. В частности, в 1590 году здесь открылся кальвинистский Коллегиум (высшая школа) с тремя факультетами — философским, теософским и гуманистическим. Ректором вуза стал Бальтазар Фелльгибель. Для Коллегиума, а также начальной школы при нем средства Яна Потоцкого возвели двухэтажное здание, сохранившееся до сих пор. Одновременно в здании Коллегиума открывается первая на Подолье типография.

Печатником в Панивецкий типографии был Лаврентий Малахович. Он успел напечатать 8 наименований книг: один панегирик учению Кальвина и 7 антикатолических памфлетов — довольно много, как в то время. В апреля 1611 года года Иэн Потоцкий погиб под стенами Смоленска. Что вдова, брать покойника идей Кальвина не разделяли. Вскоре в сопровождении вооруженных до зубов солдат в Пановцы пришли иезуиты и наголову разгромили Коллегиум и типографию. Погромного энтузиазма добавила обстоятельство, что именно тогда в Пановцах печатали антипапские произведение Яна Зигровиуса «Papopompe» ( «Папский помпезность»), где автор обвинял современных ему Пап не только в сребролюбии, но и в разврате, кровосмешении и содомии.

Вплотную к Замчиска возвышается довольно симпатичная каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Храм возвели 1758. Современный вид он приобрел в 1860-м, когда к нему пристроили колокольню с шатровой крышей в «московском» стиле.

Самый рскрученный виадук и его скромный брат

Про девятиарковый Плебановский виадук слышали все. В последние годы он стал одной из видео-визиток нашей страны, и без кадров с этим сооружением (49.288973, 25.712703) не обходится ни один презентационный ролик об Украине. Находится он в Тернопольской области на территории села Плебановка, которое фактически пригородом Теребовле. Виадук стоит на железнодорожной линии Тернополь-Копычинцы, что 1896 соединила Галицкое Подолье с Буковиной и имела когда-то важное экономическое значение. Арочную конструкцию для этого моста выбрали неслучайно — это увеличивает надежность и долговечность всего сооружения (давно доказано римский акведук). На той же железнодорожной ветке возле села Кровинка стоит еще один очень красивый семиарковий мост-виадук (49.336116, 25.678733). Находится не менее чем в 5 км от Теребовле. Искать его не надо, потому что тянется он вдоль автомобильной трассы, ведущей к Струсова и Микулинец (о которых — ниже) и сразу бросается в глаза.

Если туристические заблуждение вас забросили на Теребовлянщине, не посмотреть на славное княжеский город — грех. На субъективный взгляд автора, основная часть главных достопримечательностей Теребовле искажена «советами» или активными верующими и священниками-невеждами. Если Петропавловский костел, возведенный 1924 по проекту архитектора Адольфа Жишке-Богуша в стиле старых римских базилик, потерял свои колокольни благодаря коммунистам-безбожники, то оборонная церковь святого Николая (первое упоминание — 1614) превращена в сверкающее разноцветной железом невесть что уже руками активных прихожан. Еще больше не повезло оборонном монастырю кармелитов (первая половина XVII века). Эта крайне искажена достопримечательность вполне заслуживает звания эталонного образца того, как НЕ НУЖНО относиться к историческому наследию.

Если вам нравится аутентика, то советуем просто прогуляться по старинным улочкам, где сохранилось немало симпатичных домов и вилл времен Австро-Венгрии и Польши. Главная же изюминка Теребовле — замок. Он нависает над городом с высокой горы, там, где в древние времена находилось древнерусское городище. Теребовлянский замок — один из старейших в Украине и ведет свою историю от XI века. Первое укрепление на этом месте построил еще князь Василько Ростиславович (1066-1124).

В Теребовле сохранился еще один очень интересный город, о котором сегодня почти не вспоминают в путеводителях, хотя когда-то это была красота и гордость города. Его поставили над рекой Гнизной в начале ХХ века. Он очень хороший, опирается на ажурные арки из тесаного камня (нет, не бетона). Но сегодня вся эта красота закрыта пучками разнокалиберных ржавых труб и малоэстетичными гроздьями кабелей.

Совет: если вы попали в эти края, обязательно посетите соседние Сотрясений и Микулинци. Сотрясений по праву считается одним из наймалоьвничиших сел Украины. Здесь гармонично сочетаются многочисленные памятники архитектуры, ландшафт и природа. В Микулинцях стоит посмотреть грандиозный костел Св. Троицы (XVIII в.), Построенный по мотивам королевского собора в Дрездене, замок (XVI в.) И дворец с парком (XVIII-ХIХ вв.). О фирменный магазин местной пивоварни даже и вспоминать не будем. От Микулинец едем в Буцнев. Это минут 20 на авто.

Виадук в Буцне

Про железнодорожный виадук (49.482108, 25.578460) на границе Буцнев и Острова широкой общественности практически неизвестно. А зря. Размерами он ненамного уступает плебановскому, зато красотой — превосходит. Впрочем, что касается последнего, — мнение субъективное.

Буцневський виадук

Как и недострой в Пановцах, это памятник так и нереализованной проекта «Славянский путь». Буцневсько-Островский виадук на линии Тернополь-Ходоров всего за два года (1895-1897) свела фирма «Г. Грегенсен и сыновья »по проекту итальянского архитектора Цидулини. Смешной факт — рядом с железнодорожным виадуком находится невзрачный автомобильный мост. За «советов» его строили более двадцати (!) Лет.

Местные рассказывают, что виадук сводили едва не методом общенародной строения — камни ведь для такой циклопической постройки нужно было немало, поэтому для его доставки от каменоломни (возили лошадьми и волами) нанимали всех желающих. Говорят, что в фундамент одной из опор или для прочности, то в качестве оберега строители вмуровали старинного меча. Другая байка рассказывает, что при строительстве во всех окрестных селах массово скупали яйца, которые подмешивали в известняковый раствор.

В июле 1917 года российские войска, отступавшие из Галичины под ударами союзных императору кайзеровских солдат, взорвали самую (центральную) арку. Почти сразу на ее месте австрийцы установили временную конструкцию из дерева. Виадук отстроили только в 1928-1930 годах. Легенды утверждают, что строители дали гарантию на 80 лет (то есть до 2010 года включительно), но и сегодня городов как новенький, только немалые сосульки сталактитов свидетельствуют о его почтенном возрасте.

В Острове только одна стоящая достопримечательность — очень хорошая ворота перед невзрачным костелик, возведенным в межвоенный период. На самом деле это фрагмент роскошного дворца (XVIII в.) Графской семьи Баворовских. В 1914 году во время наступления его уничтожили русские воины. Выяснить обстоятельств этого события автору не удалось. Сооружение могли повредить или случайно, во время боев, или целенаправленно, чтобы скрыть мародерство.

В послевоенное время руины дворца разобрали, и на его месте возвели костелик, а уцелевший фасад древнего сооружения превратили в ворота. В Буцни настоятельно рекомендуем осмотреть Церковь святых апостолов Петра и Павла (ПЦУ) — в девичестве римо-католический костел в честь св. Адальберта и Рождества Пресвятой Девы Мари.

Храм построен в 1887-1888 годах по проекту львовского архитектора Юлиана Захаревича счет инженера Теодора Серватовського — тогдашнего помещика (владельца) Буцнев. Костел планировался не только как Божий, но и как склеп семьи Серватовських. Здесь успели похоронить, а вернее перезахоронить, только жену основателя — Генрих Скарбек-Крушевского герба Абданк. Об этом этом говорится в надписи на каменной таблице: «Здесь покоится Генрика с Крушевского (Серватовська), умерла на 36 году жизни, дня 20 декабря 1880. Пусть упокоится его душа ».

Во время боев Первой Мировой российские снаряды разбили высокую колокольню. Следы же от снарядов, пуль и осколков до сих пор просматриваются на стенах костела. В 1922-1923 годах храм отремонтировали, но колокольню так и не восстановили. Интересный факт — храм возведен из того же камня, что и упомянутый выше виадук. После Второй мировой войны костел использовали под зернохранилище, а по тому как склад минеральных удобрений. 1993 здание передали общине УПЦ КП.

Главная сакральная достопримечательность села — храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Его возвели в 1744 году на средства Буцновского старосты Андрея Шумлянского как храм местного монастыря василиан. Когда 1751 василиане перешли с Буцнев в Креховский монастырь, церковь стала приходской.

Почти четверть тысячелетия уважаемым святыней храма является очень уважаемый в Галичине чудотворная икона Богородицы — копия Белзькой (теперь Ченстоховской) Божьей Матери. Ее 1729 подарил отцам василианам староста Матвей Цивинський. Согласно записям летописи Буцновской василианской обители, по ее покровительством с 1731 до 1751 произошло более 60 чудотворных действ и чудесных исцелений. Есть, в частности, запись, именно благодаря молитвам перед этой иконой войска христианских государств (России и союзных ей Речи Посполитой и Австрии) под командованием фельдмаршала Миниха одержали победу над турками под Хотином в 1739 году.

Замаскированный виадук

Городенка, что в Ивано-Франковской области, прежде знаменитая монастырской резиденцией Конгрегации клириков Божественного Провидения. Возведение комплекса монастырских сооружений и храма помещик города Николай Василий Потоцкий поручил звездном тандема архитектора Бернарда Меретина и скульптора Иоганна Пинзеля (это было дебютом их совместной работы). Пинзель также стал автором иконостаса, амвона, главного и двух боковых алтарей.

Работы по сооружению монастырского комплекса продолжались с 1745-го по 1769 годы. В ходе строения костел немного изменил статус. Закладывался он как монастырский, но 1763 стал приходским. Храм во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 2 июля 1769 освятил епископ Станислав Раймунд Езерский. Этот удивительной красоты костел по праву входит в число самых красивых пизньобарокових храмов, возведенных на территории Речи Посполитой. К сожалению, ни Меретин, ни Пинзель так и не увидели свой шедевр во всей красе. Архитектор умер 1759, а скульптор — за два года спустя.

Иоганн Пинзель для Городенковского костела создал 33 скульптуры (из них 18 фигур — только для главного алтаря). Последние, кстати, были самыми по размерам произведениями Мастера — их высота достигала более трех метров … Кроме того, костел украшали еще и около 200 резных из дерева головок ангелов и путти. Путти (от итальянского «putti» — дети) — изображение голых пухленьких пуцьвиринкив. Сюжет довольно популярный в барокко эпоху. Сомнительно, что это мелочь вырезал сам Мастер. Разве что только путти для главного алтаря.

После войны в монастырском корпусе дислоцировалась воинская часть, а храм превратили в зернохранилище. Совковые воины относились к деревянному отделки костела исключительно как к источнику топлива. Как рассказывают старожилы, солдаты ободрали и пустили на дрова все, что было под рукой. Скульптуры, расположенные чуть выше, такой участи избежали. Затем монастырский комплекс отдали под «бурсу» — профтехучилище по подготовке механизаторов для окружающих колхозов.

Ценные фигуры из главного алтаря все же пережили сталинские времена. Пережили даже атеистическую вакханалию времен Хрущева. Шедевры Пинзеля уничтожили уже за «перестройки». Причем, не по каким-то идеологическим соображениям, а в силу дикости и невежества. ПТУшного завхоз пуститив никому не нужен «хлам» на дрова для разжигания «бурсацкой» котельной.

Когда в середине 1980-х экспедиция Львовской галереи искусств попала в костел, то застала только большую кучу деревянных фрагментов алтаря и обломки фигур. В самом низу лежала отломана голова Св. Елизаветы с главного алтаря. Рядом валялась уже обезглавлена ​​фигура Св. Анны. Из всего найденного удалось более или менее сложить вместе только пять фигур … Если бы экспедиция приехала хоть на месяц позже — даже этого уже не застала бы.

На сегодня в Городенци, до недавнего времени едва ли не самой богатой на работы Пинзеля местности Украины, осталась только одна скульптура работы Великого Мастера — фигура Девы Марии, установленная перед костелом на высокой колонне. Все, что уцелело, экспонируется в Музее Пинзеля — филиала Львовской галереи искусств, в Национальном музее народного искусства Гуцульщины и Покутья (Коломыя) и в Олесском замке.

С именем Николая Василия Потоцкого связана еще одна уникальная достопримечательность Городенки, о существовании которой догадывается редкий турист. Речь о триарковий мост над потоком Ямгорив (народное название — «Три Мосты»). Точная дата возведения этого моста неизвестна и определяется промежутком 1745-1769 годов. Сейчас это древнейший действующий городов Галичины и второй по возрасту в Украине (древнейший — в Каменце-Подольском).

В конце XIX века городов реконструировал барон Яков Ромашкан. В отличие от Потоцкого, который беспокоился основном об общественном благе, барон это сделал преимущественно из сугубо эгоистических соображений. Ромашкан имел резиденцию в соседнем селе Серафинцы, и во время каждой поездки в Городенки должен ехать аварийным в то время мостом. Поэтому от греха подальше барон и отремонтировал этот объект.

Найти городов без местных проблематично. Сверху — это обычный фрагмент дороги. Летом даже не поймешь: это мост или просто высокая насыпь? Чтобы увидеть древнюю достопримечательность, нужно спуститься вниз. Что автор этого текста (сдуру) когда и сделал. Это был самый неприятный и опасный для здоровья эпизод путешествия в славный город Городенки. Потому что оказалось, что у моста проходит какая-то часть местной канализации. Или она была забита в то время, то поломанная — неизвестно. Но чтобы получить хоть какую-то фотографию, автору приходилось выбирать между возможностью вгрузнуты в потоки дерьма и «счастьем» втрафиты в заросли ядовитого борщевика. Имея печальный опыт контакта с этой отвратительной растением, выбор пришлось сделать в пользу первого варианта. Отмывать тапочки все же лучше, чем неделями лечить ожоги. Все описанное произошло 2016 года, поэтому не исключено, что сегодня ситуация изменилась к лучшему.

«Три Моста» является одним из символов города и даже украшают эмблему местной команды с копаного мяча «Пробой», созданной еще в 1924 году. Кроме монастыря с костелом, советуем осмотреть каменную армянскую церковь (костел), возведенный 1706 (армяне в Галиции и на Подолье приняли унию 1668). Он является древнейшей постройкой в ​​городе. Его возвели не только для молитвы, но и для обороны. Об этом свидетельствуют массивные контрфорсы, небольшие окошки (к тому же, расположены достаточно высоко над землей) и толстые стены.

Очень интересна церковь Успения Пресвятой Девы Марии. Ее возведение тоже приписывают «дуэта» Меретин-Пинзель. Так оно? Ведь храм возвели в 1763-1764 годах, после смерти обоих Мастеров. Хотя и нельзя исключать, что последние могли принять участие в создании этого Божьего дома еще на стадии проекта. Заметим, что в то время интерьеры храма планировали одновременно с его архитектурой. Поэтому все возможно. По крайней мере в очертаниях здешнего иконостаса хорошо просматривается рука Мастера. А возможно и такое, что работы выполнил кто-то из учеников Пинзеля.

Что касается проектантов самой церкви, то скорее всего это был другой надворный архитектор Потоцкого — Мартин Урбаник. Об когда важную еврейскую общину напоминает чудом уцелела Большая синагога, построенная в 1743-1744 годах. За «советов» ее тогда перестроили в спортзал (он действует до сих пор), а к фасаду еще и прилепили несуразный торговый центр. Из современных достопримечательностей стоит посмотреть на монумент Степану Бандере, построенном в 2009 году в рамках празднования его 100-летнего юбилея. По мнению автора, это ли не самый оригинальный памятник проводнику в Украине.

Ворохта — столица виадуков

Ворохта прежде знаменита как горнолыжный курорт и центр подготовки украинских спортсменов по прыжкам с трамплина, биатлону и лыжным гонкам. А еще она славная своими железнодорожный виадук. Их здесь аж четыре! Они сведены во времена Австро-Венгрии, в 1894-1895 годах. «Нижний» мост находится сразу при въезде в поселок со стороны Яремча. В годы Второй мировой войны он несколько пострадал, поэтому позже его подлатали бетоном. В 2017 году в рамках фестиваля «Виадук» художники из Ивано-Франковска, семья Юрий и Марта Питчук, на этих бетонных заплатах создали два муралы, нарисовав мужчину и женщину в гуцульских костюмах.

Самым интересным из Ворохтянский виадуков является «Верхний», или «Старый австрийский мост» (хотя они все там старые и австрийские). Он соединяет два берега Прута. Благодаря специфике ландшафта городов получился довольно длинным — 130 метров, наибольшая его арка имеет ширину 65 метров. Это один из самых длинных каменных из камня мостов в Европе (все фото из Ворохты — Александр Мальон).

На сегодня этот виадук не действует. Поезда ходят построенным рядом современным мостом. Учитывая, что старый виадук стоит без перил, прогулка ним — еще тот экстрим. Поэтому если у кого проблемы с вестибулярным аппаратом, ни в коем случае этого не рекомендуем. Кроме того, в Ворохте стоит посмотреть на очень симпатичные «императорские» и «польские» виллы. Главной «невиадучною» изюминкой поселка есть деревянная церковь Рождества Богородицы (1615 г.), перевезена из села Яблуница 1780.

Мостики с водопадами

На фоне всех вышеупомянутых великанов, мостики из этого раздела выглядит несолидно, как «горбатый запорожец» на фоне карьерного самосвала. Но они не менее интересны. Главным образом потому, что находятся у начала водопадов. В первую очередь вспомним мостик через речушку Дежурная, что стоит за десяток метров от начала знаменитого Джуринского водопада (48.805520, 25.587679) — крупнейшего равнинного водопада Украины. Мостик этот довольно простенький, одноарочный, построенный из красного песчаника скорее всего где-то в начале XIX, а может даже и в конце XVIII века.

Через несколько сотен метров от водопада находится пропавший город Червоногород, от которого остались только руины замка и пустота заброшенного храма Успения Богородицы, 1615. Когда петля Джурина окутывала еще и замковый холм. С тех пор сохранился довольно симпатичный двоарковий мост. Правда, воды под ним давно уже нет.

Второй «Водопадный мостик» стоит на Смотриче в селе Купино Городокского района Хмельницкой области. Его тоже построили где-то в конце XVIII в (по преданию, еще в XVII веке, но это вряд ли). К сожалению, он не такой живописный — где-то в 1980-х его поштукатурили цементом, от чего он потерял значительную часть шарма. За несколько десятков метров от него находится водопад «Шум», — крупнейший в Хмельницкой области. К сожалению, из-за стоящей рядом мини-ГЭС, которая забирает основную часть воды, теперь вместо бурного водопада довольно часто можно увидеть лишь жалкие ручейки.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*