Янтарная республика попала в художественную литературу

Янтарная республика Янтарная республика

В издательстве «Фабула» появился роман писателя из Ровенской области Василия Тибеля «Янтарь» (текст получил премию на прошлогоднем конкурсе «Коронация слова»). Этот приключенческое, романтическое произведение — один из первых случаев появления темы «янтарной лихорадки» на Полесье в украинской прозе.

Что характерно и важно: если из статей и репортажей мы обычно узнаем об этой действительно серьезной проблеме с перспективы всеукраинской, с перспективы закона, с «киевской перспективы», то в книге Тибеля «клондайк» предстает совсем иначе — так, как его можно увидеть только на месте, в органическом культурном и социальном контексте. Писатель даже моделирует или изображает восприятия самих «старателей». Конечно, здесь не надо забывать, что перед нами совершенно не исследование и не расследование, а художественная литература со своими законами, с непременным вымыслом, субъективизмом и т.д. и т.п.

Сюжет «Янтаря» состоит из двух планов — современного и древнего. Современный раскручивается вокруг приезда в полесскую глубинку майора СБУ Гайворона. Он прибыл в заповедные края якобы в рамках наведения порядка на беспокойных территориях и борьбы с незаконным промыслом. На самом деле порядок приводится в систему разделения янтарных доходов.

Нужно следить, чтобы деньги и камни «заходили» в правильные карманы и в правильных количествах, а еще — чтобы местное население при этом содержалось от резких движений. Только вот исполнительский уровень «специалистов», которые работают над балансами, оказался невысоким, поэтому обе поставленные «сверху» задачи было завалено: по янтарь немедленно началась криминальная война со стрельбой и трупами, а местное население вообще восстало против жестокости и вымогательства как местной власти, так и столичных эмиссаров.

Конечно, в этом конфликте несложно увидеть отблески реальных столкновений в янтароносном провинциях. Глухие новости о них порой слегка занавески наше информационное пространство. Повторюсь: роман написан с подчеркнуто местной перспективы. А потому и события изображены значительно сложнее, чем в коротких новостях.

Четко видно причины «янтарной лихорадки» (ее здесь в шутку называют «калондайк»): глубокая бедность и замкнутость жизни населения плюс безумный уровень криминализации общества. Тибель описывает различные типы «старателей», от настоящих бандитов в рабов обстоятельств, а также к людям развитых и сравнительно честных, которые хотят «намыть» в болотах возможность уехать куда подальше или «стартовый капитал» для собственного дела.

Есть между героев книги те, кто задумываются над опасностями, которые несет варварский промысел для природы и человека. А другие просто зарабатывают деньги, чтобы их более или менее эффектно прогулять-прогудеть. То есть, «местные» не в Тибеля невнятной обезличенной враждебной массой. Что касается концепции «янтарного сепаратизма» — писатель из него явно иронизирует.

«Социально-критический» блок книги, несмотря на всю темноту и положение «лихорадки», в определенной мере оптимистичным. Восстание полещуков оказывается в Тибеля по духу немного близким к Майдану (им и управляют майдановцы), и заканчивается оно же не только перераспределением потоков, но также попыткой навести справедливый порядок, активизацией общества и наказанием антигероев-злодеев (по крайней мере надеждой на такие тенденции) .

Критический оптимизм и просвещение будто придают роману функций, присущих литературе девятнадцатого века. Эстетически это может вызвать сомнения, однако, несомненно, таким образом происходит выход литературы на широкую аудиторию, на более непосредственное влияние на социальную действительность.

Параллельно с общественными перипетиями разворачиваются в «Янтарном» и мистически-романтические. «Старатели» не только бегают по лесам и болотам с автоматами и насосами. В глухих закоулках они останавливают загадочную и лютую потустороннюю силу в лице огненного коня. А у одного из главных героев даже начинается роман с дочерью ведуна, который давно с этим конем воюет. Именно здесь и происходит выход на второй сюжетный план. Оказывается, болотный злой дух воевал с людьми и в языческие времена, и ориентировочно в семнадцатом-восемнадцатом веке. Разжигаемый человеческой жаждой, он регулярно устраивал головокружительные приключения.

Романтика и мистика чисто с формальной, эстетической точки зрения в «Янтарном», видимо, прописана слабее социально-критический сторону. Войны с потусторонним врагом довольно однообразны, как, впрочем, и события на любовном фронте — так, почему каждая или почти каждая сексуальная сцена здесь неизбежно сопровождается метафорой меда.

Но несмотря на это, потусторонние и любовные приключения добавляют книге напряжения, интриги. В комплекте с неожиданным хэппи-эндом они делают роман Василия Тибеля потенциально благодарным материалом для экранизации в массовых жанрах. В конце концов, сюжетные перипетии в «Янтаре» оборудованы хоть и условно, часто мелодраматично, то есть не всегда реалистично, но весьма органично.

Книгу «Янтарь» не назовешь супер-изысканным произведением, иногда здесь не помешало бы еще поработать с языком, с персонажами. Однако, это интересный и динамичный образец приключенческой литературы, да еще и связан с сиюминутными болевыми точками современной Украины.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*