Восстановление одной бельгийской остановки в Одессе стоит 700 тысяч гривен

По оценкам специалистов, стоимость восстановления одной бельгийской остановки, коих у нас насчитывается двадцать одна, составляет около 700 тыс. грн.

Но городские власти сегодня имеют доступ только к 11-ти из 21-й сохранившейся в Одессе этих достопримечательностей. Об этом сообщает народный депутат Артем Дмитрук в своей авторской статье «Остановки».

25 июля 2019 года исполком горсовета принял постановление № 259 «Про назначение управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета заказчиком проектирования и выполнения ремонтно-реставрационных работ на павильонах трамвайных остановок, расположенных на территории г. Одессы». Речь идет о бельгийских остановках, появившихся на улицах города в период с 1911-го по 1915 год.

В сентябре нынешнего 2021 года горсовет отменил свое же постановление двухлетней давности, мотивируя это тем, что в бюджете нет средств на эти работы. Власти планировали восстанавливать остановки за внебюджетные средства, но спонсоров, увы, не нашлось.

По оценкам специалистов, стоимость восстановления одной бельгийской остановки, коих у нас насчитывается двадцать одна, составляет около 700 тыс. грн.

Деньги немалые, но объекты уникальные, простояли и прослужили одесситам уже больше века и поэтому, безусловно, должны быть приведены в надлежащее состояние. На пафосные псевдоинвестиционные форумы, где чиновники занимаются самолюбованием перед камерами, переливая из пустого в порожнее, и чей экономический эффект невозможно подсчитать, мэрия находит средства, а вот на функциональные достопримечательности денег у власти нет. Считаю эту ситуацию недопустимой халатностью и позорным разгильдяйством. Бельгийские остановки выстояли две войны, но, к превеликому сожалению, могут не выстоять перед нашествием армии рвачей и хапуг.

Город нынче имеет доступ лишь к 11-ти из 21-й бельгийской остановки. Некоторые находятся в частной собственности, а «грибок» на улице Чернышевского вообще не имеет балансодержателя. Различно и нынешнее предназначение бельгийских остановок – административное учреждение в парке Шевченко, ресторан в Аркадии, магазин на Фонтане.

Но самая удивительная история с «бельгийками» случилась сразу после войны. В тридцатые годы существовал шестнадцатый трамвайный маршрут, заканчивавшийся возле гидрометеорологической станции на Французском бульваре. По нечетной стороне там где ныне шлагбаум, преграждающий спуск к Трассе Здоровья, осталось бельгийское одноэтажное строение, первоначально служившее местом отдыха для кондукторов и машинистов. Когда рельсы разобрали, то встал вопрос о судьбе строения и в итоге его отдали под жилье бесквартирной кондукторше. Таким образом бюджетница, представительница малооплачиваемой профессии совершенно бесплатно получила собственный домик на Французском бульваре в трех минутах ходьбы от моря!

Бельгийская остановка. Одесса. Французский бульвар.

Можете себе представить, чтобы нынешний градоначальник решил жилищный вопрос и сделал столь щедрый подарок кондукторше?! Женщина уже умерла, наследников не оставила и сейчас домик стоит бесхозным. Два года назад на сайте мэрии была информация, что проводится работа по изготовлению технической документации и оформлению права собственности за территориальной общиной по павильону, расположенному по адресу «Французский бульвар, 89». Судя по сегодняшнему состоянию павильона, эта информация была очередным очковтирательством. Объект зарастает травой, местами выбиты стекла.

Не все бельгийские остановки используются сейчас по первоначальному предназначению, так как за 110 лет кардинально изменилась карта трамвайных маршрутов. Но наш долг — отреставрировать бельгийские остановки и передать потомкам в надлежащем состоянии. Как говорил покинувший нас весной почетный гражданин города Олег Губарь: «Не мы построили Одессу и не нам ее разрушать!».

А вот новые остановки общественного транспорта, устанавливаемые в последние годы, это просто песня. В 2018 году остановки «Отрада» стоили городскому бюджету 80 тыс. грн за штуку, вскоре их цена выросла до 93 тыс. грн за единицу, а в нынешнем году составляет аж 107 тыс. грн.

Не нужно быть корифеем экономического анализа и большим специалистом по материалоемкости, чтобы понять, что цена «Отрад» завышена в разы. Балки, несущие опоры, пластиковая крыша, деревянная скамья из реек, боковые стекла и заднее – все просто и незамысловато. Только эти элементы в сборе вместе с установкой на улице потянут максимум на 30 тыс. грн, но никак не на сто семь.

Всего за четыре года установлено 280 остановок «Отрада» на общую сумму 29 млн 300 тыс. грн. Можете сами подсчитать, сколько на этой афере украдено из наших с вами карманов, ведь основным источником наполнения местных бюджетов является налог на доходы физических лиц. У «Отрад» куча недостатков – в конструкции не предусмотрена мусорная урна, стекла постоянно разбиваются вандалами, что опять же выливается в расходы для бюджета. Если уж и ставить стеклянные остановки, то непременно с камерами видеонаблюдения для фиксации вандалов. Часто остановки вида «Отрада» выполняют функции ночлежек для бездомных – крыша есть, ветром не продувает. Горожане, добирающиеся утром на работу общественным транспортом, банально брезгуют садиться на загрязненные бездомными скамьи остановок. А значит, чтобы остановки использовались по прямому назначению необходимо задуматься и о возрождении институции городских приютов, существовавшей на средства меценатов еще до революции.

Опять же приходится с горечью констатировать, что Одесса по части остановок общественного транспорта уступает не только Европе, но и другим областным центрам Украины. В Луцке с населением чуть больше двухсот тысяч человек еще пять лет назад было полно остановок с электронным табло, оповещающем о движении троллейбусов. В Житомире, Ровно, Броварах появляются современные остановки с бесплатным wi-fi, USB-зарядками для смартфонов, электронными табло, камерами наблюдения, кнопкой вызова полиции и урнами для раздельного сбора мусора. Стоимость подобных остановок колеблется от ста двадцати до двухста тысяч гривен, что немногим больше чем нынешние сто тринадцать тысяч за одну «Отраду». Только в других городах технически оснащенные сооружения приобретаются за счет владельцев торговых точек, совмещенных с остановками, а не за счет налогоплательщиков.

«Хочешь зарабатывать на горожанах? Будь добр раскошелься на благоустройство транспортной инфраструктуры» — вполне цивилизованная форма сотрудничества между местной властью и мелким бизнесом.

Бельгийские остановки следует срочно спасать от разрушения и последующего исчезновения. «Отрады» позорны на фоне других новых остановок даже по украинским меркам. Словечко «пассажир» в разговорной речи одесситы зачастую используют с негативной коннотацией – им обозначаются пассивные, аморфные и безразличные ко всему вокруг персонажи. Так вот «пассажирам», которые игнорируют эту проблему, в Одессе явно делать нечего!

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*