Искусство кино: о съемках исторического экшена «Захар Беркут»

На премьере фильма «Захар Беркут» журнал «Бродкаст» записал блиц- интервью с оператором-постановщиком картины Юрием Королем. Украинский зритель уже знаком с работами Юрия по таким кинофильмам, как «Киборги», «Незламна», «Сторожова застава». Тем не менее, это первая работа оператора в таком масштабном проекте в коллаборации с международной командой.

— Чем для вас стала съемка «Захара Беркута»? Как попали на проект?

Так получилось, что с продюсером Егором Олесовым мы работаем достаточно давно, вместе делали «Незламну», «Сторожову заставу», а с режиссером Ахтемом Сеитаблаевым – «Киборгов». Можно сказать, что у нас сложившаяся команда, которая, собственно, и воплотила на экране этот проект.

Мы сработались, чувствовали друг друга, тем более проект был сложный, нужно было доверять друг другу, что самое важное. Без этого доверия и понимания, что каждый может подставить плечо, наверно, было бы сложно его закончить.

— Какой сценой вы больше всего гордитесь и почему?

У меня нет любимых сцен – они все по-своему сложные, интересные. Выделить одну, любимую, не смогу. Вся картина мне дорога.

Хотя отдельного внимания заслуживают съемки в Карпатах – это настоящая красота и сила природы, которую видно в кадре.

— Давайте поговорим о деталях: сколько получилось съемочных дней? Сколько человек было в команде?

Команда была очень большая, в некоторые дни доходило до 200 и больше человек. Съемочных дней около 50-ти, но самое сложное, что из них 24 были ночные. И это было очень тяжело.

Иногда 3-4 ночные съемки шли подряд. Плюс эти 50 смен мы сняли меньше, чем за 3 месяца. Чрезвычайно плотный график, с учетом того, что основные локации были под Киевом в Васильковском районе, и на дорогу ежедневно уходило по 2 часа.

— Сколько было снято под Киевом, сколько в Карпатах?

Само поселение мы построили под Киевом, в Карпатах снимали большие заявочные кадры и основные красоты местности.

Ущелье мы тоже построили здесь на студии Film.ua, когда поняли, что в Украине такого ущелья, как нам надо, нет, либо есть, но в недоступных местах. В результате команда нашего художника-постановщика Влада Одуденко проделала грандиозную работу, построив красивейшую декорацию горного ущелья.

— Какие камеры и объективы использовали и почему?

Мы снимали камерами Arri Alexa, которые, на мой взгляд, сейчас являются наиболее удачными устройствами для кинопроизводства. Оптика Master Prime, по-моему, хорошо передает тот самый дух свободы. Весь материал снимали в RAW, 24 кадра.

— Как вы готовились к проекту?

Подготовительный период занял почти год. Мы начали ездить, искать локации. Необходимо было передать дух свободы героев, и для этого хотелось найти в Карпатах такие места, которые бы соответствовали главной теме фильма. В результате мы столкнулись с проблемой, что те самые красивые места, где не ступала нога человека, очень труднодоступны просто для человека, не говоря уже о съемочной группе. Поэтому пришлось искать компромисс между потрясающими пейзажами и возможностью до них добраться.

— Какие основные визуальные решения в этой картине?

Хотели создать легкость камеры, передать тем самым свободу и единство людей в тех условиях, в которых они жили. Для этого в определенных сценах снимали с рук, также были большие коптерные съемки. Получилось или нет, уже будут судить зрители.

— В чем сложность съемки исторических картин?

Сложность в том, чтобы зритель поверил, что это не декорации, не костюмированная массовка, и увлекся историей. Передать время, эпоху. Наверное, в этом основная сложность, чтобы зритель начал верить в происходящее в кадре.

Знаете, ведь цивилизация сейчас везде, даже в Карпатах: машины, дома, краны, линии электропередач и другие детали, которые могут попасть в кадр. Все это тоже стало вызовом во время съемок, кое-что пришлось убирать на этапе постпродакшена.

— Какие уроки вынесли для себя из этих съемок? Чем стала работа с международной командой?

В международной команде в кино это моя первая работа. Стоит отметить, съемочный процесс, терминология – все очень схоже и многое пришло именно оттуда, с Запада, поэтому сложностей особых не было. Лично мой урок – что к съемкам нужно очень хорошо готовиться: чем лучше мы подготовимся в предпродакшене, тем легче будет в самом продакшене и постпродакшене. Ведь самое важное, чего всегда не хватает – это времени.

Татьяна Шепель, главный редактор Broadcast.net.ua, и Юрий Король, оператор-постановщик исторического фильма «Захар Беркут»

— В картине в основном использовалось естественное освещение, но были и съемки в темноте. Расскажите о работе со светом в картине.

Было много ночных сцен. Например, в сценах празднования в большом поселении хотелось, чтобы это смотрелось честно, и было разведено много костров. Была также сцена – проход в скале, который для реалистичности подсвечивали только одним факелом. Хорошо, что современные камеры позволяют это сделать.

Если говорить об естественном освещении, то иногда нужно очень постараться – поставить много приборов и затенить в нужных местах, чтобы это было естественно. И это самое тяжелое. Всегда хочется, чтобы зритель верил в происходящее, погрузился в атмосферу, а это работа большой команды, всей съемочной группы, и если кто-то выпадает, то рушится все, к сожалению.

— Можно ли преуспеть в отечественном кинопроизводстве? Есть ли у вас предложения поработать за рубежом?

Пока только из Ближнего зарубежья. На самом деле, я верю, что работать и снимать можно в Украине. За последние 5 лет, когда государство стало финансировать проекты, выросло много профессионалов, мы сделали нереальный прыжок в качестве, и с каждым проектом оно растет.

— У вас есть любимый вид работы: художественные фильмы, документальные, рекламные ролики или музыкальные клипы?

Мне нравится все, в чем есть смысл. Это может быть клип, реклама, кино. Стараюсь браться за те проекты, в которых можно почерпнуть что-то для себя. Бывают предложения для кино – когда думаешь, зачем это, для чего? И интересные клипы со смыслом, глубиной. И наоборот.

Всю жизнь я хотел снимать кино, я к этому пришел. Необходимо двигаться дальше, повышать планку и мастерство с каждым проектом.

— Какой вы бы дали совет начинающим операторам?

Снимать, снимать и снимать. 

— Что дальше?

Сейчас в работе проект «Пульс», продюсер Егор Олесов. Недавно закончили интересный проект с Романом Гургеновичем Балаяном. И на этапе подготовки съемки короткометражной работы моей жены Кати Царик.

 

Заглавное фото: Тарас Шаповал, Юрий Король, Дмитрий Плюта

Источник: broadcast.net.ua

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*