Верните чеканную монету. Рецензия на сериал «Ведьмак»

Netflix и его бизнес-модель давно обсуждают, как загадочный “мыльный пузырь”, который может лопнуть в любой момент. В первую очередь вспоминают отсутствие открытой статистики, шквалы критики в адрес оригинальных фильмов и сериалов, а также высокую стоимость подписки. Тем не менее, Netflix продолжает инвестировать в проекты, привлекать именитых режиссеров, заманивая их творческой свободой. В конце этого года сервис представил свой новый потенциальный хит — сериал “Ведьмак”, снятый по мотивам произведений польского писателя Анджея Сапковского.

К моменту выхода на Netflix “Ведьмак” уже обладал большой базой поклонников. Серия романов Сапковского давно стала бестселлером, ее популярность усилилась на фоне выхода одноименной игры, которая побила все рекорды популярности. Сериал ждали поклонники, сериал ждали поклонники фентези, сериал ждали поклонники завершившейся “Игры престолов”, т.к. “Ведьмак” промотировали именно как преемника экранизации Дж. Мартина.

Главный герой сериала — Геральт из Ривии, собственно, ведьмак. Работает по найму, убивает чудовищ за деньги. Не стареет, пульс в 4 раза медленнее, чем у нормальных людей. В то время, когда он не убивает монстров, Геральт размышляет, кто хуже люди или монстры, даже иногда при этом разговаривая. Параллельно развиваются сюжетные линии с девочкой Цири, которая должна стать судьбой Геральта, а также с ведьмой Йеннифер, которая становится возлюбленной ведьмака.

Не то, чтобы мне хотелось специально критиковать “Ведьмака”, но это плохо настолько, что даже 8 сезон “Игры престолов” на этом фоне выглядит цельным повествованием. Проблем здесь много, но основная причина, как мне кажется, лежит именно в самом Netflix, но обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза — ужасная игра Генри Кавилла. У меня всегда была мысль, что причина провала DC именно в нем, здесь она подтвердилась еще раз. Бицепсы не могут заменить глубину переживаний, огонь в глазах и просто банальные человеческие реакции. Порой кажется, что Кавилл играет персонажа компьютерной игры. Понятно, что у его персонажа сердце бьется в 4 раза медленнее, но совершенно неуклюжий сарказм Геральта, приправленный фентезийным пафосом, делают просмотр невыносимо болезненным.

Отдельно стоит прокомментировать совершенно неуместную объективацию (или что это было?) Генри Кавилла в роли Геральта. Сцена купания задумывалась в качестве отсылки к игре, но моментально стала мемом — на мачо-Геральта нельзя смотреть без слез. Критик Forbes назвал телосложение Кавилла смехотворным — “ridiculous physique”. Актер играет и выглядит так, будто он попал не в свое тело. Мы живем в 21 веке, не хочется думать, что внешний вид влияет на профессиональные способности актера, но Генри Кавилл действительно выглядит как карикатура на супергероя.

Поклонники, конечно, говорят, что нам и не стоило ожидать очень высокого качества от первого сезона, это же проба для всех, включая сам Netflix. Однако все монстры слишком отдают стилем Эда Вуда[1], да и плохое кино нужно уметь снимать хорошо.

Сценаристы смешали сюжетные линии, поэтому тем, кто не читал книги, смотреть сериал будет сложно. Геральт и его друзья живут сотни лет, между некоторыми событиями проходят десятилетия, но на экране они идут подряд. Временные разрывы становятся очевидными только к концу сериала, до 7-8 серии большая часть происходящего просто напоминает кашу из людей в средневековых платьях.

Сериал еще на этапе съемок получил очень много критики за попытки команды придерживаться принципа diversity в актерском составе. Изначально на роль Цири хотели брать афроамериканку, но поклонники устроили настоящий бунт. Откуда взяться афроамериканке в средневековой Польше? После выхода сериал получил много критики именно за привлечение актеров разных национальностей, но это мелочи на фоне всего остального.

Парадокс в том, что все минусы по отдельности теоретически можно простить, проблема “Ведьмака” в целом в том, что он выглядит как картонная поделка. В нем все нелепо, асинхронно и сыро, будто в плохом сериале из 90-х. Наше восприятие любого из видов искусства зависит от того формируется ли у нас перенос, можем ли мы сопоставить свой жизненный и, самое важное, эмоциональный опыт с происходящим на экране. “Игра престолов” полюбилась благодаря тому, что несмотря на сказочный флер, в центре истории всегда были персонажи и их внутренние конфликты. В “Ведьмаке”, по крайней мере, в сериале, главные совсем не персонажи, там на первых планах мифология, история, эпос. Фентези — один самых простых жанров для восприятия, т.к. он работает со стандартными архетипами, которые близки каждому зрителю, но для того, чтобы зритель в это верил, сериал должен быть очень высокого качества. Он может быть простым, без глубины, но он должен быть понятным зрителю, потому что верить нужно именно в магию, а не во внутренние конфликты Геральта.

Проблемы “Ведьмака” подозрительно напоминают проблемы других проектов Netflix. По словам менеджмента сервиса, их объем данных о просмотрах и поведении пользователей дает очень точные представления о том, что будет популярным, а что нет. В результате получается очень интересная история, которая раскрывает в том числе конфликт человечества и технологий. Например, big data Netflix говорит, что зрителям очень нравятся истории о сильных женщинах, табуированные темы, супергерои и комиксы. Что делает Netflix? Они буквально берут и все это увязывают в одну историю, без учета того, что реальная человеческая история не может быть такой в принципе. Должно быть развитие персонажа, должна быть динамика, это не могут быть просто события. На этом посыпались и “Джессика Джонс”, и “Леденящие душу приключения Сабрины”, в этом же проблема “Ведьмака”, он слишком искусственный.

“Ведьмак” стартовал на Netflix 20 декабря 2019 года, все серии доступны пользователям в рамках подписки. Сериал продлили на второй сезон еще до выхода первого в надежде повторить успех “Игры престолов”. Несмотря на шквал критики, даже это прочтение истории нашло своих поклонников, поэтому будем надеяться, что Netflix проведет работу над ошибками к выходу второго сезона.

___

[1] Эд Вуд (1924-1978) — американский режиссер. Известен как “худший режиссер всех времен и народов”. Со временем фильмы Вуда обрели поклонников и стали классикой жанра “хорошего плохого кино”. В 1994 году Тим Бертон представил биографический фильм “Эд Вуд”, в главной роли снялся Джонни Депп.

 

 

Источник: broadcast.net.ua

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*