Готардский тоннель: как швейцарцам удалось покорить Альпы?

Готардский тоннель

При строительстве Готардского тоннеля в швейцарских Альпах удалось соблюсти все сроки и избежать существенного роста затрат. Как получилось сделать то, что не удается в случае с большинством крупных проектов мира?

Готардский тоннель

Готардский базовый тоннель впечатляет: он стал самым длинным и одним из самых глубоких тоннелей в мире- тоннель протянулся под Альпами на 57 километров, иногда он проходит на рекордной глубине 2300 метров. Всего для его строительства в Готардского горном массиве был пробурен 151 километр различных туннельных ходов и переходов, весь процесс длился 17 лет. Но больше всего поражает то, что во время строительства были соблюдены запланированные временные рамки и удалось избежать существенного увеличения расходов, как это часто случается с масштабными строительными проектами по всему миру.

«Сенсационный успех» или Готардский тоннель как чудо

«Это действительно странный успех, говорит в беседе с World News (http://w-n.com.ua/) Бент Флювбьерг, который возглавляет кафедру менеджмента крупных инфраструктурных проектов в Оксфордском университета.- Временные задержки в строительстве подобных проектов составляли около 23 процентов. Здесь же строительство завершили даже несколько раньше, чем ожидалось. Ведь вообще-то открытие тоннеля было запланировано на 2017 год.

Не было кардинальных изменений также и в смете. Расходы, наконец составили около 12000000000 швейцарских франков (около 10,9 миллиарда евро), превысили предварительно запланированные примерно на 20 процентов, рассказывает Флювбьерг. По сравнению с другими похожими проектами, по его словам, это сравнительно немного несмотря на то, что Готардский туннель является длинным и строительство заняло больше времени. В других случаях расходы наконец росли в среднем на 34 процента, говорит эксперт.

Среди более шести тысяч крупных инфраструктурных проектов в более чем ста странах на шести континентах, которые собрали в своей базе данных Флювбьерг и его команда в 90 процентах случаев запланированного сметы и временных рамок соблюсти не удалось.

То есть провалы в случае подобных проектов скорее норма, чем исключение. В основном уже при планировании закладываются слишком оптимистичные цифры, чтобы проект хорошо выглядел на бумаге, говорит ученый. «Закладываются меньшие затраты, чтобы проект производил чувство доступного. Временные рамки рассчитываются плотнее, чтобы выглядело скорее. А пользу от реализации проекта переоценивается, чтобы он выглядел прибуктовишим. Таким образом увеличиваются шансы на то, что его утвердят говорит Флювбьерг и называет это «выживанием менее совершенных »проектов.

Готардский тоннель

Готардский тоннель как высадка человека на Луне

Но даже хорошо спланированные проекты могут становиться дороже, чем планировалось. Так было и в случае с швейцарским тоннелем. «В 2007 году, когда швейцарцы уже гораздо больше знали о технических трудностях реализации проекта, они совершили разумно и приостановили его. После этого они сделали еще одну оценку рисков и наконец увеличили рамки общих расходов. И этого нового сметы в течение следующих девяти лет уже были соблюдены рассказывает Йобст Фидлер из берлинской частной Школы управления Hertie.

Такой подход он называет «умным менеджментом ожиданий» по отношению к общественности, которая, конечно же, не хочет слышать о том, что уплаченные налоги тратятся впустую. Готардский базовый тоннель это часть большого проекта, который включает в себя и другие тоннели. Его общая стоимость оценивается в 24 миллиарда швейцарских франков. Это соответствует 3,6 процента ВВП страны и является большей статьей расходов для небольшой альпийской страны, чем космическая программа «Аполлон» была для США в 1961 1975 годах, когда американцы первыми осуществили свою историческую посадку на Луну.

Школа управления Hertie вместе с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исследовала качество планирования и управления инфраструктурными проектами в 36 странах. По всем категориям Швейцария занимает передовые позиции. «В нашем отчете Швейцария опережает Германию то на 11, а то даже и на 15 позиций», говорит Фидлер в разговоре с World news.

Удар по имиджу

Германию, где срыв планов сразу нескольких крупных инфраструктурных проектов за последние годы не раз всколыхнул широкую общественность, эксперты критикуют прежде всего за отсутствие всеобъемлющего процесса планирования, контроля со стороны независимых надзорных органов, а также проблемы координации выполнения проектов между участниками процесса в центре и регионах.

Особенно четко это проявилось при строительстве печально нового аэропорта Берлин-Бранденбург. Расходы на его строительство выросли уже вдвое, срок сдачи был продлен трижды, а проект не готов до сих пор. В Швейцарии подобного, наверное, никогда бы не произошло, говорит Фидлер.

«Из истории с берлинским аэропортом смеются уже во всем мире», говорит Фливбьерг из Оксфордского университета. К таким проектам относятся и другие в Германии филармония на Эльбе в Гамбурге, центральный вокзал Штутгарта или система взимания платы за пользование автобанами для грузовиков TollCollect. Во всех этих случаях все возможные сроки и планы смет были сорваны. «Когда перечень подобных случаев удлиняется, это вредит имиджу всей страны», говорит Флювбьерг.

Зато успех Готардского туннеля, по его словам, положительно повлиял на имидж Швейцарии. «Весь мир наблюдает за реализацией такого большого проекта. Если он успешно завершается, это плюс для всей страны».

Leave a comment

Your email address will not be published.


*