Андрей Магера: Новый состав ЦИК с самого начала подрывает доверие к себе

«Победитель получает все» – видимо, такой логикой руководствуются на Банковой, продолжая победоносное наступление на кадровых фронтах. Еще четыре месяца назад казалось, что политический кризис разбивает управленческую систему Петра Порошенко в щепки, и досрочные выборы по крайней мере в Верховную Раду неизбежны. Но после скандала 16 февраля президент умудрился сварить кашу из топора, организовал парламентское большинство фактически на пустом месте и доказал, что не существует альтернатив его креатурам на должности премьер-министра и генпрокурора.

Теперь на очереди – Центральная избирательная комиссия. По ней точно нелишней будет определение: такого не было даже при Януковиче. Да и при Кучме – тоже.

На замену 12 разномастным членам ЦИК, которые пересидели свой срок еще два года назад, Петр Порошенко внес 11 кандидатов лишь от четырех фракций – БПП (по некоторым данным – 5 человек), «Народный фронт» (ориентировочно – 4), «Самопомощь» (1), «Возрождение» (1). Другие четыре парламентские формации остаются без своего представительства.

Для коллегиального органа, который регулирует избирательный процесс, это нетипично, но в администрации президента имеют свое видение обновления Центризбиркома. Снова – по квотному принципу, вновь – только среди своих, плюс те фракции, кто поможет добрать голоса до 226.

В конце концов, с руководящими органами ГПУ было так же (когда заместителем Луценко стал «фронтовик» Сторожук, а в ГСУ взяли сына экс-«регионала» по «Возрождение»). Плохой пример – заразителен.

Одна должность «люфта» между постановлениями о 12 уволенных членов ЦИК и 11 новых кандидатур, представленных президентом на утверждение Верховной Радой, официально отложена про запас для последующих политических торгов.

Также стоит напомнить, что в составе Центризбиркома остаются три члены, которые еще не отбыли семилетнюю каденцию: это Александр Осадчук еще от Блока Литвина, Екатерина Махницькая от «Свободы» и Игорь Диденко от «Удара», ныне является частью БПП.

По данным «Новостные», на должность председателя Центризбиркома вместо экс-«регионала» Михаила Охендовского Банковая теперь рассматривает не кого-то из «старожилов», а Светлану Кустов – адвоката со времен «Нашей Украины», юрисконсульта ООО «Моор и партнеры».

Конечно, это юрист Петра Алексеевича. В 2007 году она баллотировалась в Верховную Раду от «Нашей Украины – Народной самообороны» (№145), была помощником нардепов Николая Катеринчука (ВР IV-V созывов), Романа Зварыча (VI), самого Петра Порошенко (VI созыва). В нынешней Раде Кустова помогает депутату Ирине Фриз, которая ранее сама была помощницей нардепа Порошенко. На выборах в 2014 году Светлана выступала как уполномоченное лицо партии Блок Петра Порошенко.

Но вопрос – хватит ли в парламенте голосов для заведения в дом на Леси Украинки такого количества президентских ставленников.

Поговаривают, что для уверенности коалиция в следующий вторник попытается проголосовать 11 новых кандидатур пакетом, хотя это и запрещено Регламентом ВР. И что за формирование ЦИК-2016 отвечает член Центризбиркома 2004-2006 годов Руслан Князевич. Теперь он является одним из «удлинителей рук» президента Порошенко, монополізовуючи экспертное поле с избирательных вопросов.
Именно юрист Князевич (представитель президента Порошенко в ВР в 2014-2015 годах) ведет процесс наработки базы для возможных выборов в оккупированных районах Донбасса, а попутно – и текущие моменты, связанные с Центральной избирательной комиссией Украины. И говорят, что именно «благодаря» стараниям Князевича в Порошенков «игнор» попали признанный специалист в избирательных делах Юрий Ключковский и многолетний заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.

В отношении Магеры – отдельная история. Его невнесение в список 11 номинантов в новый Центризбирком удивило многих. Как и Руслан Князевич, в ноябре 2004 года Андрей не подписал протокол «підрахуйської» ЦИК с признанием избрания Виктора Януковича президентом Украины. И в дальнейшем Магера также преимущественно был в ЦИК выразителем позиции, так сказать, патриотических, демократических кругов и гражданского общества.

Журналисты w-n.com.ua расспросили Андрея Магеру о его отношении к последних движений вокруг ЦИК.

Президент, согласно проектам постановлений ВР, отозвал из Центризбиркома 12 членов, взамен предложил 11 кандидатур. Андрей, и одна кандидатура, которая еще не внесена, – это случайно не вас рассматривают?

– Сомневаюсь. Имею большое сомнение, учитывая то, что представитель президента в ВР объявил: будут внесены лишь новые кандидатуры членов ЦИК. Это объясняют якобы «требованием общества от президента».

В интервью, которые вы давали накануне вторника, вы заявляли, что имеете желание работать в Центризбиркоме в дальнейшем и что фракция «Народный фронт» не отозвала вашу кандидатуру. Как так случилось, что «Народный фронт» входит в парламентскую коалицию, сотрудничает с Банковой, но вы в конце концов не попали в число поданных в состав новой ЦИК?

– Трудно сказать, насколько это принципиально для «Народного фронта». Я на эту тему после объявления кандидатур с ними не общался. Точно так же мне никто из них не звонил.

Но «Народный фронт» вас выдвигал в состав ЦИК официально, так?

– Да, я был на заседании фракции, где присутствовало все руководство «НФ» во главе с Максимом Бурбаком.

Для вас было неожиданностью попадание в список кандидатов в новую ЦИК?

– Не могу так сказать. Были комментарии членов президентской команды, и президент где-то раз говорил, что должно быть «полное обновление» ЦИК. Очевидно, они для себя приняли такое решение, и вопрос лишь в том, есть ли в Верховной Раде достаточное количество голосов для поддержки соответствующего постановления. Будет в зале 226 голосов.

А от фракции Блока Порошенко, выходит, пятеро выдвиженцев из 11?

– Это то что формально видно. Хотя могут быть вопросы, чьи предложения учтены, которые до сих пор не фигурировали в списках кандидатов.

Теперь вы в своих комментариях возлагаете ответственность за формирование ЦИК исключительно на президента. С чем вы связываете желание Банковой провести полное перегрузки Центральной избирательной комиссии, без участия опытных членов ЦИК, деятельность которых до сих пор не вызвала существенных нареканий? В частности вас, конечно.

– Честно говоря, я сам это до конца не понимаю. Можно понимать вещи, которые делаются логично. А тут – неясно, для чего это: внесено 11 кандидатур, а не 12, представители трех парламентских фракций из шести существующих… Несмотря на то, что есть определенные рекомендации, в частности это Кодекс надлежащей практики в избирательных делах Венецианской комиссии, который требует формирования ЦИК из представителей разных политических сил, что обеспечивает сбалансированность Центральной избирательной комиссии. Я не понимаю, почему «Батькивщина», «Оппозиционный блок» и Радикальная партия в этом проекте постановления не представлены никем. Это подрывает авторитет того органа, который начнет работать в будущем.

Нельзя говорить, что, после принятия этого постановления, в ЦИК соберутся плохие люди. Но от того будет страдать много нормальных людей. Такой состав Центризбиркома может подорвать доверие к себе со стороны представителей многих политических сил. Так нельзя делать в самом начале новой каденции ЦИК.

Подтверждаете ли вы, что даже во времена президентов Кучмы и Януковича оппозиционные фракции имели своих представителей в ЦИК?

– Во времена Януковича существенных изменений в составе ЦИК не было, тогда только один [председатель комиссии Владимир] Шаповал досрочно прекратил полномочия, но у него была безусловная причина для увольнения – достижение 65-летнего возраста.
А во времена Кучмы – так. Я вспоминаю 2004 год, февраль месяц, когда формировался состав ЦИК, который проводил те президентские выборы, и каждая фракция, даже маленькая депутатская группа, получала свое представительство в Центральной избирательной комиссии. И, кстати, тогда тоже 12 членов ЦИК предназначалось. От оппозиции тогда зашло двое человек – я от «Нашей Украины» и Чупахин от Социалистической партии.

И до последнего времени вы оставались в ЦИК по квоте «Нашей Украины»?

– Так, впоследствии, в 2007 году «Наша Украина» с Блоком Тимошенко имели общую квоту – семь человек.

Имеете ли вы предложения по работе после ЦИК?

– Есть, но я не хотел бы их называть. Надо дождаться окончательного решения относительно кадрового состава комиссии на уровне парламента, чтобы не выглядело так, что я от чего-то убегаю.

С чем эти предложения примерно связаны?

– Это и государственный, и негосударственный сектор.

Не планируете ли вы со временем баллотироваться в народные депутаты, как некоторые другие бывшие члены ЦИК, председателя Комитета избирателей?..

– Нет, нет. Надо понимать, что многие специалисты, идя в парламент, уничтожают себя как юристы, как профессионалы во многих других отраслях. Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом. По крайней мере на этом этапе я такой вариант точно не рассматриваю.
Каков ваш прогноз относительно утверждения в ВР 11 лиц, представленных президентом, пакетом или отдельно?

– На самом деле Регламент Верховной Рады, который по статусу является законом, требует, чтобы голосование по кадровым вопросам происходило отдельно по каждой кандидатуре. Это прямое требование. Но никто не может гарантировать, что подобная норма Регламента не будет проигнорировано и принято пакетом одно решение. Это тоже может быть. Разве имеет значение – нарушать регламент сотый или сто первый раз?

То есть вы считаете, что шансы на проведение 11 кандидатур в ЦИК высокие?

– Честно говоря, не хочу гадать на кофейной гуще. Потому что ситуации бывают самые неожиданные. За неделю до голосования все может случиться. Кто же думал, что внесут такой несбалансированный состав комиссии? Уже и «Опора» высказалась относительно несбалансированного состава, и Комитет избирателей заявил о низкий профессиональный уровень части кандидатов. Что будут говорить по этому поводу дипломаты, международные партнеры – тоже трудно сказать. Поживем – увидим.

Как вы оцениваете попытку назначения нового состава ЦИК с двухлетним опозданием, но за месяц до дня внеочередных выборов в Верховную Раду в семи округах? Как это может повлиять на их ход?

– Формально, конечно, не существует запретов на назначение новых членов ЦИК во время избирательного процесса. Но здесь встает вопрос качественного формирования состава комиссии, и чтобы этот состав мог обеспечить избирательный процесс, который уже идет, происходит выдвижение и регистрация кандидатов.

Как на меня, эта идея не выдерживает критики. Ведь сколько у нас было міжвиборчих периодов за последние два года. Но почему-то до этого руки не доходили. Почему – лучше пусть комментируют те, от кого это зависело.

Думаю, сейчас не лучший период, чтобы вносить изменения в состав Центральной избирательной комиссии. Но… Я уже слышал из двух источников, приближенных к одной правящей партии, что это несущественно, что в такое время зайдут [ЦИК] полностью новые люди – мол, есть опытный секретариат, который там уже сидит годами и который может провести выборы. Знаете, мне таких слов не смешно, а уже просто горько. Если секретариат ЦИК будет организовывать выборы, а члены комиссии только поднимать руки, не понимая, за что именно… Интересная логика…

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*