Реформ не заметили: маразм в работе участковых и следователей не уменьшился

«Мы стараемся меняться, а система, блин, не меняется,- на эмоциях рассказывает старший участковый из Деснянского района — Я вот прошел детектор лжи (а мог же и отказаться!). Признался, что брал взятки. Ну а кто же не брал?! Но это в прошлом осталось. Больше мы травку подкидывать не будем, нет».
Полиция

Создание и работа новой патрульной полиции однозначный успех. Но, что за «фасадом», то есть в тех структурах Полиции/милиции с которыми граждане сталкиваются ежедневно? Мы пошли к участковым и следователям, чтобы посмотреть, что изменилось в их работе.

Участковые инспекторы: убивают время на мероприятиях, на расследование времени не хватает

На одного участкового инспектора полиции/милиции в среднем приходится 3 тысячи жителей города или 2,2 тысячи жителей сельской местности. Часто участковый выполняет не только свою главную задачу – ведение профилактической работы для предотвращения преступлений, но и вынужден заступать на дежурство, и проводит расследования по уголовным делам.

Для решения проблемы перегрузки в МВД планируют сократить штат участковых в городах, передав часть нагрузки патрульным полицейским, а в селах участковым хотят добавить новых прав и функций.

— Участковому мы хотим передать дополнительные функции, предварительно приняв закон об уголовных проступках. После этого он частично превратится в детектива. То есть если украдут, например, курицу, он не должен вызывать оперативную группу. Спецгруппы привлекут только в случае серьезного преступления, — анонсировал Аваков в июле 2015 года.

Министр обещал, что реформированные участковые милиционеры с новыми функциями начнут работать до конца того же года. Впрочем, дальше заявлений дело не пошло. И участковые этому очень рады, потому что задач им и так достаточно для того, чтобы жаловаться на адский график работы. Вместе с тем, они жалеют о том, что остались несбыточными мечты о новую форму, экипировку, рации и планшеты. И про высокую зарплату, само собой.

Вместо обещанных высоких зарплат, в силовом ведомстве не жалеют бумаги на почетные грамоты и знаки отличия. И даже такой образцовый участковый получает от силы три тысячи гривен в месяц

— Планшет? Где я вам возьму планшет? У меня вон рабочий компьютер на ладан дышит. Еще и свет периодически отключают. Вот и сидим в своем подвальчике, как крысы. А об нас еще и ноги вытирают,- говорит Андрей, который уже 15 лет работает участковым в Святошинском районе столицы.

И действительно, в каком бы городе вы не жили, помещения, в которых работают участковые инспекторы, переносят вас на несколько десятков лет назад. Такая себе машина времени: старая техника (если она вообще есть), убиты мебель, облезлые обои и зраї тараканов. А ремонт – за счет самих правоохранителей. Ну, или за счет соседей – если скинутся деньгами.

Когда министр прошлого года рассказывал о новое оборудование и зарплату, участковые не очень в это верили. И правильно делали: иллюзии министра очень скоро развеяла суровая реальность – по официальной версии для реформирования института участковых инспекторов не хватило каких-то 350 миллионов долларов.

— Мы стараемся меняться, а система, блин, не меняется,- на эмоциях рассказывает мне на условиях анонимности старший участковый из Деснянского района, кабинет которого пестрит от почетных грамот.- Я вот прошел детектор лжи. Честно прошел (а мог же и отказаться!). Признался, что брал взятки. Ну а кто же не брал?! Но это в прошлом осталось. Больше мы травку подкидывать не будем, нет.

Участковый объясняет, что его рабочий день, как и раньше, так и сейчас продолжается более 12 часов в сутки, а работа в выходные дни остается скорее правилом, чем исключением.

Задач хватает: это и обход неблагополучных семей и наркоманских притонов, прием заявлений о правонарушениях в своем районе, проверка документов у подозрительных лиц, общение с людьми, которые отбывают условный срок или недавно вышли из мест лишения свободы… И обещанная оптимизация рабочего графика существует разве только на бумаге. То есть, в отчетах для начальства и журналистов.

Еще одно зло, которое не дает участковым выполнять свои прямые обязанности – это стояние в форме на различных мероприятиях. Казенным языком это почему-то называется «охрана общественного порядка».

— Я прихожу на работу в 9 утра, а домой возвращаюсь не раньше полдесятого. Выходной – воскресенье. И то не факт. Ибо в любой момент – и днем и ночью – мне может позвонить начальник и поставить перед фактом – что я иду на мероприятия,- рассказывает о своих рабочих буднях участковый инспектор Голосеевского района Дмитрий Н.

— Мероприятия отнимают кучу времени. На футбол или под Раду – бывает по 5 раз в неделю вызывают. То есть, вместо того, чтобы расследовать дела, я на Крещатике сижу,- жалуется его коллега из Деснянского района Олег.- Вопрос на засыпку: после шести часов пребывания под адским солнцем или на морозе или под дождем буду я полон сил и энтузиазма заниматься расследованиями?!

Новые подходы к форм и методов работы и объемы рабочей нагрузки участковые инспекторы лишь мечтают. Потому что уже не раз убедились в том, что реформирование правоохранительной системы происходит только в воображении министра. И по телевизору.

— Вот мода у нас есть – политиков сажать под домашний арест в электронных браслетах. Раздута эта тема. Потому что мы, рядовые участковые и следователи – даже не знаем, как эти браслеты выглядят, и как ими пользоваться. Но ведь многие преступники получают наказание в виде домашнего ареста! Мы должны как-то контролировать, человек выходит за пределы квартиры, не получается. Но действенного механизма контроля нет. Ну не буду же я круглосуточно торчать под дверью! У меня, в конце-концов, меры…,- объясняет участковый Сергей О..

В целом же, после аттестации участковые стали более осторожными. Но из-за того, что система работы не изменилась, зарплата существенно не выросла, а требования только увеличились, стимула лезть из кожи у них нет. Вот и работают по старым схемам.

Работа следователей: маразмы остались

Правоохранителей в целом огромное количество. И из-за дублирования функций многих подразделений и раздутый адмінстративний аппарат, офицеров, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений, недостаточно для того, чтобы работа велась оперативно и эффективно.

— Я постоянно нахожусь под колпаком у десяти «надзирателей», которые только то и делают, что проверяют, как я работаю. Парадокс в том, что это так называемое начальство еще и награды получает за свои «наблюдения». А мы – рабочие лошадки – все время в униженном состоянии. Сколько не делай – все мало, мало, — говорит следователь Александр из Днепровского района столицы.

Следователи констатируют – за устаревшую советскую модель работы, они ежедневно теряют время на глупости. Например, зачем проводить совещания дважды в день – утром и вечером – они не понимают.

Несмотря на заявленную отличие морально устаревшей системы количественных показателей борьбы с преступностью, и следователи, и участковые инспекторы утверждают, что их начальство и до сих пор задает на этих совещаниях вопросы, начинающиеся со слова «сколько».

— Показатели не отменились. На совещании только и разговоров, что о том, сколько подозрений мы в суд отправили, сколько дел закрыли, какие следственные действия провели… Если количество не устраивает начальника – значит, ты ги*но. После совещания неприятный осадок на душе всегда остается.

Дежурство, грабежи, убийства, самоубийства – это будни следователей.

Правоохранители уверены, что расследования будут проводиться быстрее и более качественно лишь при условии, если кроме реформы МВД будет усовершенствованное профильное законодательство.

— Количество маразмов в нашей работе поражает. Вот стандартная ситуация – у вас украли телефон.

Я имею напечатать целую пачку документов (а бумагу надо покупать за свой счет), потом эти документы подаю в прокуратуру, а после этого прокуратура согласовывает это представление, и позволяет мне искать ваш телефон.

Затем следователь прокурор идет в суд, и через 10 дней суд выносит решение на три оператора: Киевстар, Лайф и МТС. Офисы этих компаний, кстати, находятся в разных частях города.

Далее за свой счет езжу в метро (спасибо Кличку!). Захожу в офис мобильного оператора, а там еще на тебя пасть открывают – то не так в определении, то дата не совпадает. Словом, сплошные нервы, — делится опытом следователь Деснянского райотдела города Киева Наталья.

— Каждый, кто умирает, попадает в морг по статье 115 УК. Вот к примеру, в больнице на день 20 человек умирает. И ты сидишь в морге, как дурак, и описываешь «труп мужского пола, находится в положении лежа, руки согнуты». И еще двух понятых надо найти. А деду 92 года, между прочим. Ему, блин, пора уже,- добавляет другой пример следователь Яна.

Недовольство женщины не безосновательное. По ее словам, график следственного настолько напряженный, что ему некогда голову вверх поднять. Каждый день следователь вносит в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) 3-5 внедрений. То есть, за 21 рабочий день накапливается от 63-х до 110-ти дел! Кроме того, что надо заниматься огромным количеством расследований, они по 7-10 раз в месяц заступают на суточные дежурства, после которых без дня отдыха снова выходят на работу.

Устаревшие методы работы могли хоть как-то упростить анонсированы новейшие информационные технологии для полицейских. Но в то время когда в министерстве внутренних дел рассказывают о анализ криминогенной ситуации на основе информационной платформы Crime mapping и внедрение открытого интерактивного ресурса для автоматизированного учета обращений граждан, следователи продолжают работать на ноутбуках, купленных за собственный счет и мечтают о лицензионный Windows.

— Даже антивирусы нам не покупают за счет государства. А вот в генпрокуратуре прогресс – там флешки защищены,- с ироничной улыбкой говорит Яна. — Электронный документооборот с современными механизмами защиты и унифицированные базы данных? Об этом пока что только по телевизору мы можем послушать.
Достойная зарплата: «подождите еще немножко»

Полицейские все как один утверждают — реформа невозможна при нынешнем уровне финансирования. Сейчас денег, что выделяются из госбюджета, хватает только на 40% существующих потребностей. А дефицит бюджета работники полиции часто вынуждены покрывать из собственного кармана.

Арсен Аваков уверяет, что должностные оклады полицейских выросли в среднем в 2-3 раза, а оклады за специальные звания — в 12-18 раз. И ссылается на постановление Кабмина №988 «О денежном обеспечении полицейских Национальной полиции» от 11 ноября 2015 года.

Новичок и самый младший по званию полицейский, не имеющий выслуги — сразу, со старта, будет получать 6 163 гривны, оперуполномоченный, следователь, инспектор (майор, выслуга от 7 до 10 лет) — 10 012 грн., оперуполномоченный, следователь, участковый инспектор (ст.лейтенант, выслуга от 7 до 10 лет) 7 839 грн.,- говорит министр, и добавляет – новые зарплаты сотрудники НПУ будут получать только тогда, когда пройдут переаттестацию.

В то же время, в МВД констатируют: «в течение 2015-2016-х годов нормативная база и механизмы изменения структуры оплаты с трьохскладової (оклад, выслуга, надбавки/премии) на двохскладову (оклад+выслуга) для ликвидации субъективных компонентов при установке платные и повышения независимости персонала от руководства и коррупционных схем не разрабатывалась».

— Нам зарплату обещали поднять еще в январе. А сейчас что у нас? Май. И как было две тысячи, так и осталось. И каждый месяц говорят – подождите еще немножко. И самое обидное, что к кому не приду, мне тычут «Давай работай, у тебя зарплата десять тысяч!».

А я говорю – какая зарплата? Хватит уже телевизор смотреть. То на экране все так классно – все меняется. А реально реформа бьет ключом только по голове!,- жалуется 37-летний полицейский Сергей, который десять лет служил в Голосеевском райотделе, а потом по собственному желанию перевелся до Ирпеня – потому что чем меньше населенный пункт, тем меньше в нем работы. А зарплата и здесь и там одинаковая – 2400 грн.

— Следователь, который работал 20 лет 5700 грн. получает, а после института – 3700-4000 грн. В рамках реформы оклад участковых вырос на 300-1000 грн. в зависимости от должности. Но инфляция это «улучшение» съедает беспощадно,- добавляют полицейские.

Так и не получив обещанных высоких зарплат, участковые инспекторы и следователи ежемесячно покупают картридж, бумагу, другую канцелярию, тратя каждый раз около 500-т гривен. А чтобы денег на жизнь все-таки хватало, продолжают брать взятки.

— У нас зарплата 8-11 тысяч, а в следственных в два-три раза меньше. Вот они и компенсируют эту несправедливость тем, что отпускают пойманных нами преступников. Такса зависит от вида нарушения – и 2000 грн. (хулиганство), и 10 тысяч долларов (убийство) может быть, — рассказывает патрульный полицейский из Днепровского района Андрей.

— При задержании подозреваемого следователь может очень просто и быстро заработать даже без взяток. В документах элементарно не указываются ценные вещи, которые были при нем. Пишу «на мужчине был серый пиджак, белая рубашка, серые джинсы, обут в черные туфли». А вот про золотую цепочку и айфон не пишу. Будут претензии – скажу, что сам потерял, — делится схемами незаконного заработка следователь из Одессы Борис С.
Что изменилось

10 ноября 2014 года на официальном сайте Национальной полиции Украины появился/a документ под громким названием «Стратегия развития органов внутренних дел Украины», в котором подробно расписано как и когда должны произойти изменения в МВД.

Мы проанализировали документ и на его основе направили в МВД запрос с 28 пунктов в котором просили подробно объяснить, что же изменилось кроме патрульной полиции. Но ответ пришел аж через полтора месяца. При этом, на большую половину вопросов в МВД не нашли, что сказать. «Начальство молчит, потому что хвастаться нечем», — в разговорах с ТЕКСТАМИ объясняют полицейские.

Что успели сделать за полтора года?

Начальник департамента документального обеспечения МВД Украины Роман Ковалев рассказал, что за полтора года министерство потрудилось над тем, чтобы сократить численность работников и оптимизировать структуру полиции.

Как и планировалось, количество работающих в органах внутренних дел в рамках реформы значительно сократилось – с 261 тысячи человек (как это было в 2013-м году) к 152-х тысяч по состоянию на сейчас. Таким образом, в пересчете на количество полицейских на каждые 100 тысяч населения, украинский показатель теперь такой же, как и в странах Евросоюза.

«В составе полиции образовано криминальную полицию, патрульную полицию, органы досудебного расследования, полицию охраны, специальную полицию и полицию особого назначения», — констатируют в МВД, объясняя, как именно изменилась структура Национальной полиции в ходе реформы.

Анонсированная в октябре 2015-го года новая структура Национальной полиции, которая призвана приблизить полицию к гражданам, оптимизировать расходы министерства и улучшить материально-техническое оснащение, пока на повестке дня не стоит.

«Сейчас процесс создания полиции вошел в активную фазу практического этапа. Изменения происходят каждый день. Очень высокая динамика. И дальше будет больше…. ВСЕ ОЧЕНЬ СКОРО! Шаг за шагом, но быстро. Поддерживайте — и пойдем еще быстрее!», — писал тогда Аваков на Фейсбуке.

Сейчас концепция изменилась и по словам чиновников МВД полностью новая полиция заработает только после окончания реформы. То есть, по прогнозам заместителя министра Ности Згуладзе, через 5-10 лет.

По состоянию на сейчас, если опустить формальные переименования департаментов на подразделения, то получается, что из нового:

1) создана патрульная полиция, которая выполняет функции ликвидированного ГАИ и уличных патрулей милиции;

2) государство на законодательном уровне закрепило создание подразделения полиции особого назначения КОРД. Он будет задерживать особо опасных преступников. В апреле этого года только начали набирать бойцов;

3) все бесплатные и платные услуги (как то выдача водительских прав и изготовления номерных знаков) передали новому органу – Главному сервисному центру.

При этом, среди важных нововведений закрепленных новым законом о полиции, который приняли год назад — назначения на должности в полиции через конкурс, который проводят Полицейские комиссии с использованием полиграфа; назначение руководителей полиции на контрактной основе на 5 лет; появление права сессий местных советов двумя третями голосов снять любого работника полиции общественной безопасности (патруль, участковый) и дорожной полиции.

В свое время Аваков громко пиарил аттестацию всех сотрудников старой милиции. И процесс пошел, аттестационные комиссии, в которых работали и общественные активисты и журналисты и полицейские отсеивали наиболее одиозных ментов. Это вселяло надежду в серьезность намерений. И не долго музыка играла. Через «дыру» в законодательстве міліціо-полицейские, которые не пришли аттестацию, начали восстанавливаться на работе через суды.

А впоследствии общественные активисты вышли из состава аттестационных комиссий заявив: «Если раньше организацией процесса полностью занималась независимая рекрутинговое агентство, то сейчас ездить по регионам и отбирать общественные организации начали советники министра внутренних дел Арсена Авакова и его кадровый департамент. То есть, представители МВД сами выбирают «общественность», которая будет их аттестовать.»

Также в МВД к достижениям относят то, что за полтора года внедрили Автоматизированную систему управления нарядами полиции, которые привлекаются к охране общественного порядка. Правда, когда в МВД анонсировали создание этой суперсовременной системы, то кроме центра управления нарядами милиции и центра мониторинга систем видеонаблюдения должна начать работать система видеонаблюдения.

В рамках реформы камеры видеонаблюдения должны были появиться на блокпостах и объектах критической инфраструктуры и на автодорогах. К видеофиксации нарушений правил дорожного движения привязывалась и новая система штрафов. По словам сотрудников МВД, кто должен устанавливать видеокамеры на дорогах решать Кабмина, но ему не до ПДД и камер так и нет.

Более того, патрульные автомобили должны быть оборудованы GPS-навигаторами и мобильным коммуникационным оборудованием и использовать для своей работы летательные аппараты. Где эти технические инновации можно увидеть – в МВД не уточнили. Вряд ли из-за скромности.

Собственно, с точки зрения практического применения (пустые декларации и инструкции мы во внимание не берем), из нововведений – это все.

На фоне медленного продвижения реформ кажется наивным то, что в МВД планируют разработать систему профессиональных стандартов поведения, направленную на развитие у персонала инициативы, самостоятельности в принятии решений, готовности нести ответственность за собственные поступки… Потому что вряд ли новый номинальный бумажку приведет к кардинальным изменениям в сознании правоохранителей. При нынешних темпах реформирования органов внутренних дел будет длиться не одно и не два десятилетия.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*