Илья Солодовский и Георгий Дзекон: мошенники на пять миллиардов

Нужны ли Украине пять миллиардов гривен, украденные при приватизации «Укртелекома» (свыше 250 миллионов евро на то время)? Ответят ли за масштабные финансовые преступления против нашей страны мощные игроки отечественного айти-рынка Солодовский и Дзекон. Они сегодня за рубежом, но продолжают выигрывать тендеры в Украине. Проявит ли твердость Генпрокуратура и СБУ в расследовании, которое длится cвыше двух лет? Сядут ли экс-руководители двух госбанков? Будет ли отменена приватизация «Укртелекома»? Ниже — больше вопросов, чем ответов. Но это не наша недоработка…

Грязная приватизация за полцены. Илья Солодовский и Георгий Дзеконом: предисловие

«Укртелеком» пытались приватизировать не один раз. С годами государственный монополист терял в цене, а все проекты приватизации проваливались. Все потому, что у разных олигархических групп не было единого взгляда на этот процесс. При президенте Януковиче проблема была решена и «Укртелеком» практически без конкурса продали за смешные 10 миллиардов гривен (около 1 миллиарда евро). Положив эти деньги в бюджет, государство тут же извлекло из него свыше пяти миллиардов и выдало покупателю. Денег нет до сих пор, а кредиторы сидят за границей. Вскоре после бегства Януковича историю компании начали писать следователи СБУ, Генеральной прокуратуры и МВД.

Сейчас правоохранительные органы расследуют уголовные дела, в которых фигурирует Илья Солодовский, тесно связанный с экс-главой «Укртелекома» Георгием Дзеконом. Именно при последнем в 2011-м году «Укртелеком» приватизировали. Условия конкурса составили так, что единственным реальным претендентом оказалась компания EPIC Advisors Limited. Последняя перепродала «Укртелеком» компании ESU, которой руководил ближайший бизнес-партнер Дзекона – Илья Солодовский. ESU завершила процедуру приватизационной схемы, перепродав «Укртелеком» компании «СКМ» Рената Ахметова. Уже в начале этой мутной приватизационной многоходовки было очевидно: ESU лишь технический посредник.

После бегства Януковича непрозрачной приватизацией «Укртелекома» заинтересовались правоохранительные органы. На волне постреволюционной эйфории новые власти начали арестовывать счета бывших высокопоставленных чиновников и подавать их в международный розыск. Одним из поводов стала непрозрачная приватизация «Укртелекома». Очень скоро попытки вернуть украденное потерпели фиаско. Тому были две причины: непрофессионализм и коррумпированность новых руководителей правоохранительных органов.

Так, в январе 2015 года в базе розыска Интерпола оказались Янукович, Азаров и экс-министр финансов Юрий Колобов. Также в кампании этих высокопоставленных жуликов оказался экс-глава «Укртелекома» Георгий Дзекон.

дзекон георгий борисович

Оба последних фигурировали в одном уголовном деле о растрате 220 млн. гривен бюджетных средств, выделеных на создание так называемой Спецсвязи, что новый собственник «Укртелекома» должен был сделать за свой счет. Уголовное производство открыто по признакам преступления «Злоупотребление властью или служебным положением» — это ч.2 ст.364 Уголовного кодекса. В марте того же года Колобова даже арестовали в испанской Валенсии, но выдавать украинским властям отказались. Он просидел в испанской темнице свыше года, после чего его выпустили, но выезжать из Испании он не спешит, опасаясь задержания на границе.

Дзекон после ухода из «Укртелекома» окончательно перебрался в Калифорнию, где он давно имеет собственный бизнес. В США зарегистрирована компания Priocom, которой он руководит.

дзекон георгий укртелеком

Главным финансовым директором Priocom Corporation, USA был Илья Солодовский, он же — член наблюдательного совета ООО «ESU», которая стала промежуточным собственником «Укртелекома». Солодовского в розыск Интерпола не подавали, как и его подругу экс-любовницу Левочкина — Марту Гримскую. Публично обвинения в его адрес не звучали. Но это не означает, что следственные органы им не интересуются. Однако юридически обосновать свои подозрения им будет крайне сложно. Опасность для Солодовского и Дзекона скорее могут представлять политические договоренности и подковерные войны, нежели следственные действия детективов Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины. А все дело в том, что для доказательства их вины помимо усердия следователей необходима настойчивая работа всей государственной машины по возврату украденного у державы, а также по наказанию виновных. Пока такого единства нет. Об этом – чуть позже.

Дела и делишки
Сегодня существует как минимум два не прекращенных уголовных производства, касающихся приватизации «Укртелекома». Формально расследованием нарушений в ходе приватизации «Укртелекома» занимаются или занимались три организации: Генеральная прокуратура, МВД и СБУ. Ключевая роль принадлежит Генеральной прокуратуре. Здесь открыто уголовное производство № 22014000000000090 от 25.03.2014 по ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 364 УК Украины.
Отправной точкой стало расследование выделения 220 млн. гривен госбюджета на подготовку и передачу государству так называемой «правительственной спецсвязи», что являлось инвестиционным обязательством приобретателя «Укртелекома». Однако, это условие было выписано не достаточно четко (по мнению следствия, это было сделано сознательно), после чего состоялась череда судебных разбирательств, которые могут длиться еще долгие годы. Любопытно: представитель Фонда госимущества, в свое время составившего обтекаемые условия приватизации, в судах поддержал приватизатора, таким образом, покрывая преступную халатность предыдущих руководителей своего ведомства. Это ставит под большое сомнение судебную перспективу дела. Потенциально следствие в состоянии дотянуться до Дзекона, Солодовского и Колобова. Но главари-организаторы приватизационной смногходовки – Янукович, Азаров скрываются в России. По этой причине следствие выделило из единого дела отдельные производства против конкретных чиновников и приостановило их. Сделано это с единственной целью: уберечься от истечения сроков следствия. После чего дело следует закрыть. Сегодня же команда Януковича остается под угрозой немедленного ареста вплоть до их появления в Украине или выезде за границы России.

Что касается Солодовского с Дзеконом – им сегодня нечего предъявить. Впрочем, есть надежда, что скоро ситуация изменится. Но об этом – ниже.

Также, об участии в расследовании нарушений при приватизации «Укртелекома» косвенно заявлял глава МВД Арсен Аваков.

«Киев. 20 января, 2015 года. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Российская Федерация по-прежнему игнорируетдокументы о розыске бывших высокопоставленных украинских чиновников, вновь заявляет министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
«На сегодняшний день Россией игнорируются документы о розыске 24
человек, ранее занимавших высокие посты в Украине: Янукович В.Ф.,
Азаров Н.Я., Клюев А.П., Пшонка В.П., Якименко А.Г., Захарченко В.Ю.,
Раташнюк В.И., Зинов П.И., Шуляк С.Н., Коряк В.В., Федчук П.Н.,
Янукович А.В., Ставицкий Э..А., Курченко С.В., Арбузов С.Г., Клименко
А.В., Присяжнюк Н.В., Кузьмин Р.Р., Царев О.А., Колобов Ю.В., Игнатов
А.П., Богатырева Р.В., Дзекон Г.Б., Динник А.В», — написал министр на
своей странице в Фейсбук во вторник».

Больше ничего об участии МВД в поисках денег, украденных при приватизации «Укртелекома» не было слышно. Это заявление министра не более чем самореклама, полиция сегодня – лишь технический исполнитель в расследовании.

Первой про расследование дела о растрате 220 млн. гривен госбюджета на создание спецсвязи в 2014 году заявило СБУ. Сегодня спецслужба проводит следствие в криминальном производстве № 22015000000000257 от 02.09.2015 по части 2 ст. 364 Уголовного Кодекса Украины (злоупотребление служебным положением) по факту приватизации 92,791% госпакета акций ОАО «Укртелеком» по заниженной стоимости.

Впрочем, реальных следственных действий спецслужба не ведет. Это подтверждает и отсутствие реального ответа на мой информационный запрос в СБУ по сути уголовного расследования. Все покрыто мраком тайны следствия. Что здорово помогает скрывать собственную бездеятельность. В Едином реестре судебных решений нет ни одного решения по запросу следствия СБУ, касающегося компании ЕСУ. Зато есть около двух десятков решений суда на запросы следователей прокуратуры на проведение оперативно-розыскных мероприятий, доступ к базам данных операторов мобильной связи и к документам государственных банков, выдавших компании ЕСУ миллиардные кредиты без возврата…

В прессе неоднократно упоминались следственные действия ГПУ, касающиеся «Укртелекома»: аресты счетов Януковича, Азарова, Колобова и даже счета матери последнего в разоренном «Фидобанке». Прокуратура допрашивала Геннадия Резникова, председателя Государственной службы спецсвязи при президенте Януковиче, который, кстати, тесно сотрудничает со следствием, а также заместителя министра Колобова – Анатолия Мярковского.
В ходе расследования хищения 220 млн. гривен при создании выделенной телекоммуникационной сети специального назначения (ТССН), следователи прокуратуры вскрыли куда более масштабное хищение 5,5 млрд.гривен. Дальнейшее расследование этого факта может иметь очень громкие последствия: не только предъявление подозрения целому десятку двух госбанков, выдавших кредиты руководителям компании ЕСУ, но и запрос на депортацию в Украину Дзекона с Солодовским. А два этих господина слишком много знают о проделках тогдашней политической верхушки и про механику приватизации «Укртелекома» в частности.
Речь идет о более чем 5,5 млрд. гривен из 10,6 млрд. гривен, в которые был оценен «Укртелеком». Схема проста, как пучок петрушки. Едва купив «Укртелеком», «ЕСУ» выпускает ценные бумаги, которые закладывает в трех банках под кредит на два месяца.
4 миллиарда выдали государственные «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк» — под 16% годовых. Миллиарды не возвращены, проценты не выплачены. А сами банки в 2014 году докапитализировались на 11,6 и 5 млрд. гривен соответственно. Банки денег так и не увидели, они неоднократно пролонгировали заем. Сегодня крупный «Дельтабанк» рухнул, два государственных сменили руководителей. При этом, к «ЕСУ» у НБУ претензий нет. Напомню: речь идет более чем о пяти миллиардах гривен! Ни один чиновник за два года не отетил за свои действия. И новое руководство банков не спешит выявлять нарушения своих предшественников.
Кажется, кроме прокуратуры до этой «мелочи» в стране никому нет дела… Следствие прокуратуры долгое время пыталось добиться от руководства Нацбанка проведения проверки в этих государственных банках и предоставления ее результатов следствию. Сегодня, кажется, дело сдвинулось наконец с мертвой точки.

Дело про пять миллиардов – единственный шанс следствия?

О пяти украденных миллиардах при приватизации «Укртелекома» в Украине заговорили в сентябре 2015 года, когда председатель специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Борис Филатов из команды олигарха Коломойского высказал мнение депутатского корпуса: ответственность за проверку и реагирование на выявленные факты лежит на Президенте, Совете национальной безопасности, прокуратуре и СБУ – то есть, на президентской ветви власти.
Однако, силовики не всесильны. Как уже отмечалось, без установления факта нанесения ущерба бюджету действиями руководства двух госбанков, предъявить обвинения некому. А ущерб должен определить Нацбанк, который не спешит это делать долгие два года после открытия уголовного производства…
Наконец, по словам следователя, буквально на этой неделе начала работу инспекция НБУ. Сроки ее завершения и результаты проверки следователь не берется предсказать. Если руководство НБУ заведомо не станет давить на проверяющих, можно предположить, что будет установлен факт грандиозного ущерба госбюджету. После чего уже уволенные топ-менеджеры и руководители среднего звена госбанков (речь идет примерно о десятке человек) могут стать подозреваемыми. Как минимум им светит халатность при исполнении служебных обязанностей, повлекшая особо крупный ущерб. Таким образом, под угрозой лишения свободы банкиры смогут дать показания на тех, кто руководил их действиями, с кем они находились в сговоре. Только таким образом следствие способно выйти на Дзекона и Солодовского, которым будет грозить обвинение в мошенничестве, совершенном группой лиц (ч.4 ст.190 Уголовного Кодекса). Но для этого следует доказать мотив в их действиях — введение в заблуждение — что сделать крайне сложно…

Пока они недосягаемы для следствия. Представители Генпрокуратуры в рамках международной правовой помощи неоднократно обращались к правоохранительным органам различных стран, в том числе США и Австрии. Офицеры ФБР долго общались с украинскими коллегами в Киеве, обещали полное содействие, но по возвращении в США полностью игнорировали все запросы. Складывается впечатление, что наши американские партнеры просто не хотят беспокоить владельцев бизнеса на территории США, каковыми являются Дзекон и Солодовский.

А без показаний Дзекона и Солодовского у дел по организации преступных схем при приватизации «Укртелекома» Януковичем, Азаровым и Колобовым нет судебной перспективы.

Илья Солодовский: не «Укртелекомом» единым

По свидетельству айти-экспертов и сотрудников ахметовского «Укртелкома», сегодня в компании забыли фамилии Дзекон и Солодовский. Но это не означает, что они не имеют денег с украинской отрасли телекоммуникаций. Сети и системы, в свое время установленные командой Дзекона, исправно используются и от привязки к дзеконовскому «Приокому» у Ахметова не могут уйти – просто не хватает квалификации.

Илья Солодовский

Не бедствует и Илья Солодовский – ключевая фигура в расследовании финансовых нарушений при приватизации «Укртелекома»: он подписывал финансовые документы от имени ООО «ЕСУ» на получение банковских кредитов в 5,5 млрд. грн. и на получение бюджетных денег для создания спецсвязи – тех самых 220 млн.грн., из-за которых сбежал министр Колобов. Вероятно, Дзекон и Солодовский оказались лишь «прокладной» в схеме по хищению бюджетных средств, украденных «семьей» Януковича. Но, ставя свои подписи на финансовых документах, она подвели себя под удар следствия.

Илья Солодовский 30 сентября 2014 года был извещен о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины – завладении госимуществом в особо крупных размерах в сговоре с группой лиц. Санкция статьи: от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. По мнению следствия компания «ЕСУ», директором которой был Солодовский, после покупки «Укртелекома» должна была за свои деньги построить спецсвязь и бесплатно передать государству. Солодовский с 2008 года по сентябрь 2014 года занимал пост директора ООО «ЕСУ», когда эта компания приобретала «Укртелеком».

Кроме Солодовского по делу проходят экс-президент Янукович, экс- премьер–министр Азаров, экс-министр финансов Колобов, экс-глава спецсвязи Резников и экс-глава «Укртелекома» и близкий друг Солодовского Дзекон.

21 октября 2014 года Печерский суд удовлетворил иск следователя Генпрокуратуры и вынес решение об аресте автомобиля Солодовского марки FORD MUSTANGCHELBY. Адвокаты Солодовского подали апелляцию об отмене решения. Апелляционный суд Киева оставил в силе решение первой инстанции.
Позже интерес к Солодовскому у следователей пропал. 15 декабря 2014 года прокурор, который осуществлял надзор за соблюдением законодательства по этому делу во время досудебного расследования, вынес постановление о закрытии уголовного производства в отношении Солодовского из-за отсутствия достаточных доказательств его вины.

Но тот не стал дожидаться этого решения. Еще в сентябре 2014 года он срочно покинул Украину. А в середине ноября вернулся, чтобы 21 ноября провести пресс-конференцию, на которой было объявлено, что компания «ЕСУ» выиграла тендер на развертывание сети GSM в Киевском метрополитене. Было анонсировано, что до конца 2015 года сетью мобильной связи будут покрыты все станции метро. На сегодняшний день связью оборудованы лишь центральные станции.
В парламентских коридорах ходят слухи, что Солодовский решил свои проблемы через земляка-одессита, влиятельного депутата от президентского блока в парламенте Александра Грановского. Якобы именно Грановский дал команду не трогать Солодовского.

Зампредседателя парламентской комиссии по вопросам приватизации Игорь Лапин заявляет, что следствие сконцентрировалось на поисках доказательств вины в первую очередь высокопоставленных чиновников – экс-президента Януковича, экс-премьера Азарова и экс-министра финансов Колобова.

Как уже отмечалось, начавшаяся комплексная инспекционная проверка НБУ действий уволенных руководителей «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» может дать мощный толчок следствию.
А тем временем…

Все продать, чтобы не жалко было вернуть

Сегодня ведется бурная распродажа наиболее привлекательных активов «Укртелекома». Об этом многократно указывала всем ветвям власти общественность. Иван Петухов, вице-президент УСПП, демонстрирует пачку писем с изложением нюансов приватизационного разорения «Укртелекома».

Так, в одном из писем указано, что в 2014 году компания Colliers подготовила консалтинговый отчет, в соответствие с которым «Укртелеком» планирует продать (а сегодня уже активно продает) 650 объектов общей площадью 312000 кв.метров.

Значительную часть из них представляют здания АТС, которые расположены, как правило, в центральных частях населенных пунктов – в так называемой «красной зоне». Для покупателей представляют интерес не сами здания, а земля под ними. Таким образом, по мнению аналитиков, реализуется план, по которому собственник успеет продать наиболее привлекательные активы, после чего «Укртелеком» будет возвращен государству, не представляя никакой финансовой ценности. Народ будет торжествовать: наконец-то власть возвращает украденное ненавистными олигархами! Ахметов тоже останется доволен, пойдя на некоторые уступки, лишь бы не попасть под уголовное преследование. Правда, при такой схеме потребуется реальный виновник, осужденный за грабительскую приватизацию. Им может быть признан собственник «ЕСУ» Солодовский. Все равно тот обитает за рубежами Украины и никто не собирается его выдавать украинским властям…

Кажется, даже его не пугает такая перспектива. Достаточно сказать, что совсем недавно связанная с Солодовским компания ООО «Центр Глобальных Сообщений Украина» получила заказ от «Укрпочты» на 2 млн. грн., минуя процедуру тендера. К слову, негласным куратором «Укрпочты» является премьер-министр Владимир Гройсман.

Ну и еще не забываем о том, что наицональной традицией украинских правохранительных органов является вечное «доение» бизнесменов, оказавшихся в их поле зрения. Солодовский с Дзеконом пытаются доказать свою добропорядочность в суде, но сделать им это будет не легко и не быстро. Куда проще «порешать» на этапе предварительного следствия. И, похоже, с СБУ им это уже удалось. Доблестные борцы невидимого фронта два года мурыжат это дело, не предпринимая реальных действий. А все потому, что они очень секретные.

солодовский илья

Дзекону с Солодовским осталось «перетереть» с прокуратурой. Удастся ли? Скоро узнаем. Говорят, на следующей неделе должна завершиться комплексная проверка бывших руководителей двух госбанков, выдавших 5,5 млрд. грн. невозвратных кредитов. Напомним: проверку инициировало следствие Генпрокуратуры.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*