Работники Алексеевской колонии заставляют заключенных отказаться от показаний об избиении и пытках — правозащитники (видео)

Фото: ХарківTimes

По имеющимся у правозащитников данным, работники Алексеевской колонии (№25) запугивают заключенных, заставляя их отказаться от показаний об избиении и пытках.

Об этом сообщил журналистам председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, сообщает корреспондент ХарківTimes.

Захаров напомнил, что после избиения осужденных группой быстрого реагирования 8 января, в колонии было введено особое положение сроком на 10 суток. Начиная с 9 января в колонию не допускали ни адвокатов на встречи с клиентами, ни помощников народных депутатов. «Только 18-го пропустили одного адвоката нашего к клиенту», — сказал Захаров, добавив, что это произошло после того, как позвонили из Генеральной прокуратуры. После этого пропускали по одному адвокату в день.

Захаров отметил, что недопуск адвокатов и помощников народных депутатов является преступлением, и ХПГ подала заявление о нем в Государственное бюро расследований и Генеральную прокуратуру. Всего правозащитники подали уже восемь заявлений в связи с действиями работников колонии.

При этом чрезвычайное положение в колонии было продлено еще на 10 суток и закончилось только 29 января. После этого в колонию пустили помощника народного депутата и двух адвокатов.

«Они беседовали с группой осужденных, и оказалось очень много интересных вещей. Во-первых, в колонии настаивают на том, чтобы все осужденные сказали, что 8 января к ним пришли не ночью, а после шести утра, что все было законно и справедливо и что у них нет претензий. Во-вторых, осужденных очень сильно запугивают. Уже после 8 января было шестеро избитых людей — мы пока о них не заявляем, потому что не знаем их волю по этому поводу. Кроме того, им обещают обеспечить условно-досрочное освобождение, им обещают хорошие места работы, и им рассказывают всякие неприятные вещи об адвокатах, что свидетельствует о том, что их разговоры прослушиваются — ни о какой конфиденциальности разговора клиента с адвокатом там речи быть не может «, — сказал Захаров.

Он сообщил также, что на некоторых допросах, которые проводило Государственное бюро расследований в первые дни после избиения осужденных, присутствовали те же оперуполномоченные, которые оказывали воздействие на них. «Понятно, что ничего осужденные при этих оперуполномоченных вообще говорить не могут. Эти допросы ломаного гроша не стоят на самом деле. Судебно-медицинскую экспертизу, которую назначили следователи ГБР, проводили прямо в помещении колонии. Приезжал эксперт, и на телефон снимал фото телесных повреждений — и все. Опять-таки в пределах колонии это недорогого стоит, потому что все прослушивается, и осужденные об этом знают. Они даже рассказать этим экспертам, как их били, не могут — потому что от них требуют, чтобы они говорили, что их не били… Руководство колонии, администрация и работники делают все, чтобы свести на нет указания на то, что было избиение — и восьмого, и раньше. В минувшую пятницу собрали всех осужденных, которые давали свидетельства 3 января (жаловались адвокатам на издевательства со стороны сотрудников колонии — ХарківTimes) и приказали им под диктовку написать отказ от своих показаний, запугивая их при этом. Часть согласилась и написала, а часть так ничего и не написала», — сказал он.

По словам Захарова, некоторые осужденные отказались от допроса следователя без присутствия адвоката, поскольку адвокатов не пускали. На сегодняшний день ГБР допросило не всех пострадавших 8 января.

Правозащитник также сообщил, что Генеральная прокуратура забрала процессуальное руководство в производстве у прокуратуры Харьковской области. В колонию уже дважды приезжали на несколько дней прокуроры из офиса Генерального прокурора. Захаров отметил также, что хотя расследование ведется, оно не соответствует стандартам эффективного расследования, установленные Советом Европы. «Те, кого били, находятся под контролем и под наблюдением тех, кто бил. Этого не должно быть важно, когда речь идет о расследовании пыток. Должны быть приняты меры безопасности, и те, кого избили, должны быть вывезены в другие колонии «, — отметил он.

«Юго-Восточное управление полностью поддерживает эту колонию, и Департамент уголовно-исполнительной службы полностью поддерживает эту колонию. Они упорно не хотят признавать факты пыток. Более того, уже судебно-медицинские эксперты сказали об одном из тех, кто говорил о том, что у него жгли бумагу между ягодицами — что у него нет никаких следов, хотя эти следы видели несколько человек, в том числе наш адвокат, и члены наблюдательной комиссии, и представитель Уполномоченного по правам человека, и их засняли на фото», — отметил Захаров.

Руководство колонии распорядилось не пускать на территорию учреждения врачей. «Вчера мы привезли врача, и его не пустили, и это — не впервые», — сказал Захаров, отметив, что это противоречит законодательству.

«Они увидели, что их усилия в определенной степени бесполезны, потому что большая группа осужденных не хочет соглашаться с этим, хотят свидетельствовать о том, что с ними там происходит. Очень трудно смириться с тем, что с людьми так жестоко обращаются, происходит колоссальное насилие», — отметил правозащитник.

Как ранее сообщал ХарківTimes, Управление Государственной уголовно-исполнительной службы Украины сообщило, что в государственном учреждении «Алексеевская исправительная колония (№ 25)» 8 января во время общего обыска произошел бунт заключенных. Согласно сообщению, «к отдельным осужденным была применена физическая сила и специальные средства — наручники». В колонии был введен режим особых условий, во время которого усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.

Юристы Харьковской правозащитной группы и помощники народных депутатов в течении дня 9 января не могли попасть на территорию Алексеевской колонии №25. Адвокаты ХПГ приезжали в колонию 2 и 3 января и зафиксировали немало свидетельств осужденных о пытках и бесчеловечном обращении — изнасилованиях, постоянных избиениях, сверхурочной и бесплатной изнурительной работе.

Офис Омбудсмена Украины сообщил, что к 22-м осужденным были применены резиновые дубинки и наручники.

Представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по соблюдению прав человека в местах несвободы Александр Гатиятуллин заявил, что руководство колонии препятствует установлению обстоятельств, причин и условий, которые привели к конфликту, и не допускает в учреждение представителей средств массовой информации. Мониторинговая группа уполномоченного по правам человека установила факт пытки осужденного в Алексеевской колонии №25.

Прокуроры Офиса Генерального прокурора внесли сведения в Единый реестр досудебных расследований по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 127 (пытки, совершенные повторно, по предварительному сговору группой лиц), ч. 2 ст. 365 (превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа с применением насилия или угрозой применения насилия), ч. 1 ст. 172 (грубое нарушение законодательства о труде) Уголовного кодекса.

Источник: ХарківTimes

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*