Украинцы перестали покупать новые авто

AutomarketВ Украине сокращаются авторынок и, соответственно, автопроизводство. Основные факторы такого положения: обесценивание нацвалюты, падение жизненных стандартов граждан, рост цен на горючее и стоимости полисов автострахования. Всё это происходит на фоне снижения макроэкономических показателей страны в целом, в том числе объемов внешнеэкономической деятельности, обострения отношений республики с РФ и продолжения военных действий на Донбассе, что также оказывает опосредованное негативное влияние на автомобильную отрасль.

По данным ассоциации «Укравтопром», за март текущего года на автозаводах Украины сошло с конвейера не более 430 средств автостранспорта – падение на 92% против того же месяца прошлого года. В то же время в сопоставлении с февралем 2015 г зафиксирован рост на 207%. Основная часть мартовского выпуска пришлась на легковые авто, которых было произведено 303 ед. Коммерческих автомобилей изготовлено в марте текущего года 105 ед – увеличение против предыдущего месяца на 10,5%, но одновременно снижение на 31% в сравнении с мартом прошлого года. Автобусов в первом весеннем месяце этого года произведено 22 ед.

В сегменте производства грузовых автомобилей в этом году также отмечается резкое снижение: в марте данный показатель не превысил 48 ед – падение на 60% в сопоставлении с мартом прошлого года (данные Госстата не учитывают деятельность отрасли на временно оккупированной территории Крыма). Против февраля этого года выпуск грузовиков уменьшен на 40,7%. Всего же за первый квартал 2015 г изготовлено их 217 ед.

В целом за январь-март выпущено 922 ед автотранспортных средств. Это на 93,5% меньше против первого квартала 2014 г. В том числе легковых авто – 535 ед, коммерческих – 309 ед, автобусов – 78 ед.

Анализируя ситуацию, новостной портал Главред отмечает и соответствующее снижение показателей авторынка, ссылаясь на информацию ассоциации «Укравтопром». В марте текущего года автопродажи обвалились до 2579 ед – рекордное снижение за все последние 14 лет. В сопоставлении с мартом прошлого года рынок сжался примерно в пять раз, а против февраля этого года продажи авто снизились на 20% с лишним.

При этом в сравнении с январем-мартом 2014 г сегмент новых авто стал меньше примерно на 80%. За этот период в стране было продано и зарегистрировано в органах Госавтоинспекции не более 8867 средств автотранспорта (за соответствующий квартал прошлого года – 41 тыс).

Вместе с тем растет рынок продаж авто, бывших в употреблении. В марте их было поставлено на учет 1821 ед (41% всех автопродаж). Количество зарегистрированных таких авто возросло против марта прошлого года на 63% (данные ассоциации «Укравтопром).

Покупатели отдают предпочтение подержанным автомобилям в связи со значительным превышением на рынке предложения над спросом и более низкими ценами в сопоставлении с новой продукцией, которые, кроме того, могут быть и ниже текущего валютного курса. Наконец, относительно стоимости б/у авто можно поторговаться с продавцом.

В целом же, по оценкам многих торговцев, процесс автопродаж осложнился и стал нерентабельным бизнесом. Причины – ослабление гривни и резкое падение в связи с этим благосостояния населения. Как известно, за истекшие полтора года нацвалюта обесценилась против доллара едва ли не втрое. На столько подорожали и авто, ввезенные в страну из-за рубежа.

Министр финансов Украины Наталья Яресько оценила снижение реальных доходов украинцев на 10% при росте уровня бедности на 30%.

Фактическому обнищанию большинства населения (к беднякам, по данным соцопроса, относят себя уже 3/4 граждан) способствует значительное увеличение зарплатных долгов. В соответствии с официальной статистикой, задолженность по выплате заработных плат в республике по состоянию на 01.04.2015 г достигла без учета АРК 1 млрд 617 млн 061 тыс грн. Причем самые большие объемы невыплат в Донецкой (433 тыс 890 грн) и Луганской (162 тыс 380 грн) областях из-за проведения АТО.

В этих условиях покупка даже подержанного авто становится для основной массы наших соотечественников предметом недосягаемой роскоши.

Ситуация усугубляется почти полной невозможностью получения автокредитов – в течение года объемы автокредитования сократились примерно на 80%, рост ставок составил примерно 2% при ужесточении условий кредитования и увеличении суммы первого взноса – как минимум 30% всей стоимости транспортного средства.

Кроме того, резко возросли стоимость горючего и другие расходы на обслуживание авто, в частности, стоимость полисов добровольного и обязательного автострахования.

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины поставило в известность страховщиков, занимающихся обязательным автострахованием, о необходимости увеличения стоимости полисов. С 01.5.205 г базовые тарифы вырастут на 20-25%.

Кроме того, дорожают покрышки и растут расценки на ремонт авто. В итоге автовладельцы всё чаще оставляют своего «железного коня» в гараже, пользуясь велосипедом, средствами общественного транспорта или таксомоторами.

С середины апреля в Украине в два раза снижены спецпошлины на ввозимые из-за рубежа легковые авто с бензиновыми двигателями. Сейчас они находятся на уровне 2,15% для авто с двигателем объемом 1-1,5 л и 4,32% для авто с двигателем 1,5-2,2 л. Однако эта мера вряд ли снизит стоимость новых авто из-за введения в феврале импортного сбора, отмечают СМИ.

В текущем году украинцы приобретут не более 70-100 тыс новых авто, заявил газете Вести гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Как известно, в прошлом году в стране было куплено 92,4 только иномарок.

Второй квартал и летние месяцы, во время которых автопродажи, как правило, сводятся к минимуму, по всей видимости, повторят результаты января-марта, прогнозируют эксперты. Активизация продаж, начнется, по мнению главы правления компании ВиДи АвтоСити Артема Ткаченко, лишь в следующем или даже в 2017 году.

В целом же ситуация на авторынке и в производстве автотранспорта будет определяться уровнем курса, потребительскими настроениями граждан, общей обстановкой в экономике, а также положением на Востоке страны. Конкретно на отрасль будут влиять и отмена или введение различных пошлин и сборов.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*