Необходимо ли сексуальное образование в школах: европейский опыт

Сексуальное образование

«Весело, когда молодые люди впервые в жизни держат в руках презерватив и впервые его опробуют. Не все сразу удается. Однако основы я им разъясняю. Мы говорим и о том, чего от первой любви ожидают девушки, а чего ребята. И таким образом беседуем с учениками на темы дружбы, любви и половой жизни». Журналисты пообщались с немецким социальным педагогом Вольфрамом Гайлигом, который преподает сексуальное образование в нескольких школах Баварии.

Во время акции #яНеБоюсьСказати в соцсетях попадались истории о случаях насилия, вызванного недостаточными знаниями о половой жизни и развитие тела. Табу на подобные темы и отсутствие сексуального образования в школах порой приводят к травматическим опытам первых сексуальных контактов. Девушки не знают, чего от них хотят парни, а парни не знают, как предложить девушкам секс, чтобы все было по взаимному согласию.

Кто Вы по профессии и как пришли к сексуальному просвещению?

Вольфрам Гайлиг: По образованию я социальный педагог. Во многих школах в Баварии социальные педагоги прицельно работают с молодежью. Я этим занимаюсь уже 16 лет. Со временем я пришел к тому, что есть большая потребность в поддержке молодых людей, например, в разъяснении вопросов полового созревания.

Я как человек провожу шестичасовой проект для мальчиков 4-5 классов (10-11-летних. — Ред.), во время которого я объясняю им все, что происходит с мужским организмом во время полового созревания. А моя коллега объясняет изменения в женском организме для девочек.

Кроме шести школьных часов еще одну-полтора часа ребятам объясняют развитие женского организма и наоборот. Таким образом им объясняются базовые основы того, что происходит в целом с организмом и конкретно с пенисом во время полового созревания.

Книги «Мое тело принадлежит мне!» и «Ты знаешь, откуда берутся дети?» в библиотеке рекомендуют читать детям от шести лет

Например, у мальчиков бывают поллюции. Это испытание пениса и яичек для половой жизни. Первые поллюции происходят между 11-12 годами. Ребятам снятся, так сказать, типичные молодые женщины, пенис твердеет и появляется сперма. Возникает небольшое пятнышко. Это абсолютно естественное явление, которое происходит с 95 % мальчиков.

Надо, чтобы они не думали, что произошло что-то плохое, чтобы были подготовлены к тому, что будет происходить в ближайшее время во время полового созревания, как реагировать пенис. Когда речь заходят о пенис, я объясняю, что он становится твердым, потому что в нем есть два пещеристых и одно губчатое тело. Также там есть, грубо говоря, вентиль. И когда эти тела наливаются кровью, пенис становится твердым.

Второй проект я с коллегой делаю для учащихся 8-9 классов (14-15-летних. — Ред.), во время которого мы приходим на занятия с «Противозачаточной чемоданом». Мы представляем презерватив, объясняем про таблетки и подобные вещи. Информируем о половые заболевания. Но говорим и о том, чего от первой любви ожидают девушки, а чего ребята. И таким образом беседуем с учениками на темы дружбы, любви и половой жизни. Говорить об этом очень естественно — как между собой, так и с взрослыми.

Это занятие также проводится отдельно для девушек и парней?

Проект о половое созревание проводится отдельно. А в случае со старшими учениками мы всегда спрашиваем, хотят ли они, чтобы занятие проводилось отдельно или вместе. Несколько блоков мы проводим вместе. Например, раздаем и обсуждаем карточки — что ученикам в них нравится, что не нравится и почему.

Кроме того, есть несколько блоков, которые мы всегда обсуждаем — например, гомосексуальность. Также тематизуємо первый сексуальный опыт.

Сколько, по Вашему мнению, 13-летних парней и девушек в Германии уже имели сексуальные контакты?
Я думаю, незначительная часть.

Правильно. Взрослые порой считают, что 70-75 % — называют астрономически высокие цифры. Это не соответствует действительности. Среди девушек это шесть процентов, а среди ребят — три процента. И мы рассказываем об этом молодым людям, чтобы они не чувствовали себя под давлением. Ведь молодые люди порой пускают слухи, что первый раз у них уже был. Но цифры говорят о другом.

Также мы сотрудничаем с организацией donum vitae — подарок жизни. Это одна из немногих институтов в Германии, которая предоставляет консультации по беременности и выдает справку для ее прерывания.

В Германии надо посетить две консультации, после которых выдаются справки. И только имея эти две справки, можно прервать беременность. Эта организация частично занимается сексуальным образованием в школах.

Кроме того, мы разработали проект сексуального образования для несовершеннолетних беженцев, которые находятся в Германии без сопровождения взрослых. Это очень важная задача, потому что именно в мусульманских странах — Сирии, Афганистане — подобная просвещение отсутствует.

В каком возрасте стоит начинать сексуальное образование? Ведь даже маленькие дети задают вопрос, откуда берутся дети.

Эти вопросы начинаются еще в детском саду. Но для этого есть очень хорошие иллюстрированные книги для детей в возрастной группе 5-6 лет, с помощью которых им можно уже некоторые вещи объяснить.

Я считаю, что с детьми надо говорить честно. Не рассказывать, что детей приносит аист, как это рассказывали, например, мне в детском возрасте. А родителям надо сказать, что рассказывать об этом можно. Но сейчас, я думаю, большинство родителей (в Германии. — Ред.) и так достают такие книги и с их помощью все объясняют.
То есть начинать разъяснения следует уже в детском возрасте?

Так, если у детей возникают вопросы. Конечно, это еще и фаза так называемых «игр в доктора». Это происходит частично еще в детском саду, когда мальчики показывает свой член, а девочки свою вагину. Они играют в эти игры, смотрят, а порой могут и касаться. Это тоже естественная вещь.

В Украине время от времени вспыхивает дискуссия о продолжительности обучения в школе. Противники 12-летнего образования приводят аргумент, мол, в 18 лет половина девушек уже забеременеет. В Германии обучение в школе длится до 18-19 лет, и при этом девушки массово не беременеют. Какую роль в этом играет сексуальное образование?

Я думаю, в этом значительную роль играет информация о противозачаточные средства. Например, есть журнал Bravo. Он существовал уже за моей юности и существует до сегодня. Одна из рубрик в нем называется «Доктор Зоммер». Читатели могут писать письма и задавать вопросы. Также есть много интернет-сайтов, где можно почерпнуть обстоятельную информацию.

А некоторые ученики — скажем так, единичные случаи — уже в конце 4 класса смотрят порно. Трудно поверить, но они это делают. На занятиях я четко говорю, что туда не стоит заглядывать раньше 16-17 лет.

Доступ к интернету, по Вашим наблюдениям, меняет осведомленность детей и подростков с сексом?

Он имеет хорошие стороны, о которых я рассказываю ученикам. Однако есть и плохие стороны, как-то порнография. 5-6-классникам на таких страницах делать нечего. И я четко говорю, что это не хорошо и наносит вред. Говорю, если вы хотите это посмотреть, подождите, пока вам исполнится 16-17 лет. Тогда это ОК.

Старшим ученикам — 14-16-летним — я говорю, если вы хотите посмотреть такие фильмы, то имейте в виду, что сексуальные практики, которые там показываются, они хоть и происходят так, как это снято, но, например, переход от анального к вагинальному контакту вы сможете сделать только один раз.

Потому что тогда кишечные бактерии попадают во влагалище и вызывают воспаление у женщин, месяц после этого не захотят заниматься сексом. Конечно, порноактрисы делают промывание кишечника. Если там нет бактерий, то это можно делать. Но кто будет промывать себе кишечник? Подобные вещи надо иметь в виду.

Как Вы учите пользоваться презервативами? На примере банана?

В интернете можно купить «Противозачаточное чемодан», которая содержит все доступные противозачаточные средства для мужчин и женщин. Что касается презервативов — то там есть также деревянный фаллоимитатор. Колежанка также использует пенис из пластика. С их помощью мы тренируемся.

Мы спрашиваем у ребят, и у девушек, не хотели бы они потренироваться. Learning by doing (учиться делая. — Ред.) В случае с презервативом есть три вещи, на которые надо обратить внимание перед использованием. Во-первых, не была ли упаковка повреждена. Во-вторых, срок годности. И в-третьих, норма CE. На каждой упаковке должно быть это маркировка. Это означает, что презерватив прошел тройную проверку.

Весело, когда молодые люди впервые в жизни держат в руках презерватив и впервые его опробуют. Не все сразу удается. Однако основы я им разъясняю.

Занятия, которые Вы проводите в школах, относящихся к обязательной учебной программы являются дополнительными?

Они дополнительные. Всего в городе Ландсхут и окрестностях очень мало людей, которые проводят такие курсы. Я предлагаю эти проекты в нескольких школах, с которыми сотрудничаю. Вместе с тем во многих школах ничего подобного нет. В конце концов, все зависит от людей. Если есть специалисты, то соответствующий курс будут предлагать.

Содержание школьных занятий определяется министерствами культуры и образования федеральных земель (школьное образование в Германии относится к компетенции федеральных земель. — Ред.) В Баварии ученики большинства классов получают информацию о биологическом развитие и половую жизнь. Однако классы, которыми я до сих пор занимался, проходили такие темы только выборочно. То, как предписания министерств реализуются на практике, зависит от каждого конкретного учителя.

Какую роль в социальной просвещению детей и подростков в Германии играет семья? Дети приходят в школу уже с определенными знаниями, родители скорее полагаются на школу?

Все зависит от родителей. У меня самого трое детей. И по иронии судьбы проект для старших учеников я проводил в классе моей младшей дочери. Ей, конечно, было довольно неудобно. Конечно, я много чего объяснял и собственным детям. Я открыто говорю о развитии тела, половую жизнь и противозачаточные средства.

Однако, я думаю, это происходит не всегда. И даже в случае многих учителей, в том числе младшего возраста, они специально нас приглашают, потому что сами не желают этого делать. Говорят, что им неудобно. Поэтому они охотно передают это задание нам — педагогам, которые специализируются на половом воспитании.

Хорошо, когда такие занятия проводит кто-то снаружи. Потому что учителя должны оценивать учащихся. Они могут сталкиваться с трудностями во время контакта с родителями. Мне же ученики могут все рассказывать. Но если, с моей точки зрения, есть подозрение относительно сексуального насилия, или когда ученик в конце 4 класса уже смотрит порно — я обращаюсь к учителям: люди, обратите внимание, поговорите с родителями, чтобы они были проинформированы.

Волна сексуального просвещения в Германии пришлась на 1970-е годы. Однако в стране и по сей день ведутся споры на эту тему. Некоторые родители забрасывают учителям слишком раннюю сексуализацию детей. Некоторым не нравится, что с учениками откровенно говорят о гомосексуальности, трансгендерність или искусственное прерывание беременности. Наталкивались ли Вы в Вашей работе определенные границы или сталкивались с вопросами учащихся, на которые не могли ответить?

На все профессиональные вопросы я без проблем могу ответить. Однако порой они спрашивают, каким был ваш первый раз. На подобные личные вопросы я не отвечаю. Все остальные вопросы можно обсуждать. Например, гомосексуальность — половая склонность к лицам того же пола — заложена в генах.

Конечно, мы в Германии живем в открытом обществе, где все можно попробовать. То есть девушка может влюбиться в девушку, а парень парня — это может быть вызвано и обществом. Потому что мы очень открыты и говорим: «Да, попробуй». Но в конце концов решение относительно половой жизни с лицами того же пола обусловлено генетически.

Способствует ли преподавание таких тем в школе формированию толерантности?

Некоторые классы очень открыто настроены к гомосексуальности. Вопросы к этой теме: «знаешь Ли ты кого?». Когда кто-то из класса знаком с геем или лесбиянкой, то можно спросить: «Ну и как они?» «Абсолютно нормальные, очень положительные. С ними можно хорошо поговорить». На этом уровне на почве собственного опыта можно показать, что это нечто естественное.

когда подростки подготовлены к ситуации, которая может с ними произойти, они иначе на нее реагировать, чем если бы они были застигнуты врасплох

Некоторые ребята говорят по отношению к геям: «Уууу, ееее, таааа». Тогда я спрашиваю: «Он к тебе уже приставал?» И в ответ слышу: «У него есть друг, и они счастливы вместе». Надо превентивно лишать страхов. Или: «Как оно, когда к тебе как к парню пристает подросток или мужчина? Случается, ничего не поделаешь». В общем, когда подростки подготовлены к ситуации, которая может с ними произойти, они иначе на нее реагируют, чем если бы они были застигнуты врасплох. Поэтому — превентивно информировать.

Многие подростки относятся к гомосексуальности очень толерантно. Некоторые говорят, что геев надо изолировать, побить или что-то подобное — но так, в любом случае, считает меньшинство.

Обсуждаете ли Вы во время занятий, как предложить секс партнеру, чтобы это не выглядело, как домогательство?

В проектах для школьников от 8 класса и выше я пытаюсь донести, что половая жизнь должна происходить в рамках дружбы и любви. Если ученики или ученицы спрашивают, как им найти друга или подругу, мы это, конечно, тоже обсуждаем. Преимущественно в таком случае я спрашиваю, какой опыт они имели или как они себе это представляют.

Основной смысл заключается в том, чтобы относиться с уважением к себе самому (чего я хочу в этой ситуации, готов ли я к интимности, хочу ли я вообще секса, готов ли я согласиться на предложенные сексуальные практики) и к партнеру. Важный аспект — дать понять, что подростки в любой момент могут завершить процесс и сказать «нет».

Я советую не только школьникам, но и взрослым с уважением и достоинством относиться к партнерам, в том числе и в той ситуации, когда мужчина/женщина ищет партнершу/партнера для секса.
Что бы Вы посоветовали украинским родителям, если у их детей в школе нет сексуального просвещения? Стоит ли им перенять это задание?

Я бы в любом случае это рекомендовал. В Германии есть сайты, на которых можно почерпнуть информацию и из-за рубежа.

Например, на этом сайте информация доступна на немецком, английском, французском, турецком, арабском, болгарском, румынском, испанском, польском, нидерландском и русском языках.

Подпишись на нас в Google НовостяхПодпишитесь в Google News

Leave a comment

Your email address will not be published.


*